Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-сказка на тему: «наклонение глагола».»
,
ОТКРЫТЫЙ УРОК-СКАЗКА НА ТЕМУ:
«НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА».
Класс: 6 «Б» класс
Предмет: Русский язык
Цель урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборуд: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Краткое описание: Данный урок - сказка помогут учащимся познакомиться с новой категорией глаголов и закрепить первичные знания.
Х о д у р о к а.
Организационный момент. Мониторинг посещаемости.
Слово учителя: Ребята, мы продолжаем знакомство с морфологическими признаками глагола..
Давайте повторим пройденное о глаголе.
II. Устное тестирование (на экране). Слайд.
Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) действие предмета;
б) признак предмета;
в) предмет.
Глаголы изменяются:
а) по падежам и родам;
б) временам и числам;
в) лицам и падежам.
Среди категории времени нет:
а) настоящего;
б) прожитого;
в) прошедшего;
г) будущего времени.
В предложении глагол обычно бывает:
а) подлежащим;
б) дополнением;
в) сказуемым.
Какой глагол из перечисленных ниже не является разноспрягаемым:
а) хотеть;
б) бегать;
в) бежать;
г) есть;
д) дать.
Глаголы, которые могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются:
а) переходными;
б) непереходными.
НЕ с глаголом пишется:
а) раздельно;
б) слитно;
в) через дефис.
Работа у доски:
Синтаксический разбор предложения.
В сказках добро всегда побеждает зло, торжествует правда и справедливость. (повест., невоск., сложное, распр, двусост. )
(определить время, лицо, число глагола)
3. Объяснение нового материала
Слово учителя:
- Итак, мы вспомнили все известные вам признаки глагола. Обратите внимание на следующий тест и попытайтесь найти правильный ответ
В русском языке глаголы изменяются
по следующим наклонениям
(найдите неверное утверждение): Слайд.
а) изъявительное;
б) принудительное;
в) условное;
г) побудительное.
Учитель: Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока –
«Наклонения глагола». Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением.
Записываем число. Тема урока.
Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку.
(инсценировка)
Учитель:
В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь. И было у него три сына. Слайд
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Епифан:
- Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..
Учитель:
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
Тимоня:
- То возьми! Подай того
Учитель:
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Иван:
- Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Учитель:
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей трёхглавый. Слайд
Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого врага землю родную.
Епифан: Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!..
Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван: Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..
Учитель: Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего?
3. Иван : не бросаю, надумал, выполняю, вижу, настал, постою, возьму.
Учитель: Прочитаем параграф учебника.
- Обратимся к учебнику и определим глаголы какого наклонения любили употреблять братья?
Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении? Какое действие они обозначают?
- Кто употреблял глаголы в повелительном наклонении?
- Кто же употреблял глаголы в условном наклонении?
(Записи над столбиками: изъявительное, условное, повелительное)
4. Закрепление материала тоже проводится в игровой форме.
Учитель: -А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.
1. Царь-отец рассержен очень.
Братьев он зовет пред очи:
Царь:- Брат Иван пошел сражаться-
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачи!
Будет худо вам иначе!
Слайд. Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения,
Тимоне – повелительного.
1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу,
2) Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
3) Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
5) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.
Братья (хором). Головы нам не сносить-
Надо помощи просить!
Учитель: Ребята, поможем братьям с заданием?
(Класс выполняет данное задание.)
Выборочно-распределительная работа (Слайд )
Повелительное наклонение условное наклонение
Возьми бы уступил
вырежи Не сжег бы
скажи оборотилась бы
доложи Наградила бы
Задание. (Слайд) Работа по учебнику. Упражнение
Образовать от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений.
Учитель: Ребята, Иван-царевич тоже получил задание от царя. Но он очень устал, сражаясь со Змеем. Давайте-ка и ему поможем с заданием!
(Слайд)
Задание. Найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время, лицо, число.
-Размахнулся (пр. время, 3лицо, ед. число ) тут Иван своим острым мечом и срубил (пр. время, 3лицо, ед. число ) чуду-юду три головы.
-Змей-трехглавый свистом Ивана оглушает, (наст. время, 3лицо, ед. число) огнем его жжёт и палит. (наст. время, 3лицо, ед. число)
Проверь себя /Слайд/
Глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Глаголы в форме условного наклонения обозначают действие, которое возможно при каком –либо условии. (бы)
Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действие которое содержит приказ или просьбу.
- У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Давайте, в честь всего этого устроим праздничный салют своим знанием о наклонение глагола и дадим слово Царю.
Царь: Дорогие гости моего царства-государства!
В честь Ивана-царевича и освобождения моего народа от злого врага