kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок-сказка на тему: «наклонение глагола».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Х о д      у р о к а.

Организационный момент.  Мониторинг посещаемости. 

Слово учителя: Ребята, мы продолжаем знакомство с морфологическими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-сказка на тему: «наклонение глагола».»

,

ОТКРЫТЫЙ УРОК-СКАЗКА НА ТЕМУ:

«НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА».

Класс: 6 «Б» класс

Предмет: Русский язык

Цель урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборуд: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Краткое описание: Данный урок - сказка помогут учащимся познакомиться с новой категорией глаголов и закрепить первичные знания.


















Х о д у р о к а.

  1. Организационный момент. Мониторинг посещаемости.

  2. Слово учителя: Ребята, мы продолжаем знакомство с морфологическими признаками глагола..

Давайте повторим пройденное о глаголе.


II. Устное тестирование (на экране). Слайд.

Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) действие предмета;

б) признак предмета;

в) предмет.

  1. Глаголы изменяются:

а) по падежам и родам;

б) временам и числам;

в) лицам и падежам.

  1. Среди категории времени нет:

а) настоящего;

б) прожитого;

в) прошедшего;

г) будущего времени.

  1. В предложении глагол обычно бывает:

а) подлежащим;

б) дополнением;

в) сказуемым.

  1. Какой глагол из перечисленных ниже не является разноспрягаемым:

а) хотеть;

б) бегать;

в) бежать;

г) есть;

д) дать.



Глаголы, которые могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются:

а) переходными;

б) непереходными.

  1. НЕ с глаголом пишется:

а) раздельно;

б) слитно;

в) через дефис.

Работа у доски:

Синтаксический разбор предложения.

В сказках добро всегда побеждает зло, торжествует правда и справедливость. (повест., невоск., сложное, распр, двусост. )

(определить время, лицо, число глагола)


3. Объяснение нового материала

Слово учителя:

- Итак, мы вспомнили все известные вам признаки глагола. Обратите внимание на следующий тест и попытайтесь найти правильный ответ

В русском языке глаголы изменяются

по следующим наклонениям

(найдите неверное утверждение): Слайд.

а) изъявительное;

б) принудительное;

в) условное;

г) побудительное.


Учитель: Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока –

«Наклонения глагола». Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением.

Записываем число. Тема урока.

Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку.

(инсценировка)

Учитель:

В некотором царстве, в некотором государстве

жил-был царь. И было у него три сына. Слайд


Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Все б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

Епифан:

- Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!..





Учитель:

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

Тимоня:

- То возьми! Подай того


Учитель:

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Иван:

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!


Учитель:

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей трёхглавый. Слайд

Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого врага землю родную.


Епифан: Я пошел бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!..


Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю-

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!


Иван: Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.


Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..






Учитель: Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего?

- Почему?

-А почему не понравились Епифан и Тимоня?

А ведь братья, ребята, познакомили нас

с тремя наклонениями глагола:


Работа по учебнику.(стр. 59)

Найдите названия наклонений.

Слайд.

(изъявительное, условное, повелительное).


Учитель:- Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья?

( На доске рисунки: Епифан – почесывает за ухом, Тимоня – указывает перстом, Иван – с топором через плечо).

- Запишите под портретами глаголы, употребляемые братьями

(Запись в тетрадях).

Выборочная работа.

1. Епифан : сделал бы, смог бы, помог бы, пошел бы воевать, любил бы поспать, сразился б, победил бы, разбудил бы.

2. Тимоня : возьми, подай, снаряжайся, ступай, заруби, доставь.

3. Иван : не бросаю, надумал, выполняю, вижу, настал, постою, возьму.


Учитель: Прочитаем параграф учебника.

- Обратимся к учебнику и определим глаголы какого наклонения любили употреблять братья?

Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении? Какое действие они обозначают?

- Кто употреблял глаголы в повелительном наклонении?

- Кто же употреблял глаголы в условном наклонении?

(Записи над столбиками: изъявительное, условное, повелительное)


4. Закрепление материала тоже проводится в игровой форме.

Учитель: -А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.

1. Царь-отец рассержен очень.

Братьев он зовет пред очи:


Царь:- Брат Иван пошел сражаться-

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачи!

Будет худо вам иначе!






Слайд. Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения,

Тимоне – повелительного.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу,

2) Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

3) Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

5) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.


Братья (хором). Головы нам не сносить-

Надо помощи просить!

Учитель: Ребята, поможем братьям с заданием?

(Класс выполняет данное задание.)



Выборочно-распределительная работа (Слайд )

Повелительное наклонение условное наклонение

Возьми бы уступил

вырежи Не сжег бы

скажи оборотилась бы

доложи Наградила бы


Задание. (Слайд) Работа по учебнику. Упражнение

Образовать от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений.


Учитель: Ребята, Иван-царевич тоже получил задание от царя. Но он очень устал, сражаясь со Змеем. Давайте-ка и ему поможем с заданием!

(Слайд)

Задание. Найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время, лицо, число.

-Размахнулся (пр. время, 3лицо, ед. число ) тут Иван своим острым мечом и срубил (пр. время, 3лицо, ед. число ) чуду-юду три головы.

-Змей-трехглавый свистом Ивана оглушает, (наст. время, 3лицо, ед. число) огнем его жжёт и палит. (наст. время, 3лицо, ед. число)











Проверь себя /Слайд/

  • Глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

  • Глаголы в форме условного наклонения обозначают действие, которое возможно при каком –либо условии. (бы)

  • Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действие которое содержит приказ или просьбу.



- У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Давайте, в честь всего этого устроим праздничный салют своим знанием о наклонение глагола и дадим слово Царю.

Царь: Дорогие гости моего царства-государства!

В честь Ивана-царевича и освобождения моего народа от злого врага

Я устраиваю пир на весь мир,

И угощаю всех русскими пирогами.

Обобщение и подведение итогов урока.
























Разработка

открытого урока

по русскому языку

на тему:

«Наклонение глагола» проведённого

в 6 «Б» классе

на месячнике русского языка

и литературы

Турдиева Д. З.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок-сказка на тему: «наклонение глагола».

Автор: Турдиева Дилфуза Зариповна

Дата: 16.11.2018

Номер свидетельства: 485977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства