kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка в 7 классе Правописание союзов и их отличие от омонимичных частей речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

тренировочные упражнения в игровой форме для отличия союзов и омонимичных частей речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 7 классе Правописание союзов и их отличие от омонимичных частей речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе

по теме «Правописание союзов и их отличие от омонимичных частей речи»

Учитель Завьялова JLM.


2015 год

Цели - закрепить умение отличать союзы и предлоги;

  • формирование умения различать союзы и омонимичные им части речи;

  • пунктуационный и орфографический повтор

Ход урока.

1.0ргмомент.

    1. Повторение пройденного материала.

Морфологическая разминка

А) составление таблицы:

Сочинительные союзы Подчинительные союзы (индивидуальное

задание двум ученикам)

Б) класс. Распутай путаницу: распредели слова на две колонки.

Из-под, потому что, лишь, в течение, чтобы, и, в, если, когда, навстречу, как будто, согласно, зато, за, или, так как, благодаря, также, но, на, из, в продолжение, вследствие

Назвать среди предлогов производные.

    1. Актуализация знаний.

1 )Подчеркните слова, которые могут писаться по-другому среди слов, записанных на доске?

Объявляется тема и цель урока.

2)- Так как же образовались эти союзы? Сейчас послушаем Знатока.

Сообщение. Слияние двух слов в одно - наиболее распространенный способ образования союзов. Из двух древних непроизводных союзов и и бо (причинный союз) возник подчинительный ибо со значением причины. От союза и частицы образованы союзы или (и + ли), даже (да + же), ежели (еже + ли), либо (ли + бо), от сочетания глагола с другими частями речи образованы в древности союзы если (есть + ли; раньше так и писали: естьли), будто (будь + то - указательное местоимение).

Союзы тоже, также оттого, притом, зато обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи (то + же, так + же, при + том, за + то). С помощью частицы бы (образована от глагола быть) активно создаются в 17 - 18 веках союзы с разнообразным значением: дабы (да - от быть + бы), абы (а + бы), чтобы (что + бы), кабы (как + бы), якобы (яко - наречие + бы).

Для образования союзов сначала в ход пошли «маленькие» слова (местоимения, служебные части речи).

Начиная с 18 века, в языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих: как будто, в силу того что, потому что, оттого что, из-за того что и др.

С появлением в языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного или раздельного их написания.

Наибольшую трудность на письме вызывают простые союзы: также, тоже, чтобы, притом, зато, причем, потому что. Их приходится отличать от созвучных сочетаний слов, которые тоже употребляются в тексте.

3)Работа с «Практикой» и «Теорией».

Задание : 1 вариант. Упр.353 и стр.150 «Теории»

2 вариант. Упр.355 и стр.150 «Теории»

Прослушивание выступлений по самостоятельным наблюдениям.

Тренировочные упражнения.

1)- Постарайтесь самостоятельно решить, когда слитно, а когда раздельно? Презентация.

Журавль был южный. Но (за) то Он в гости к нам пожаловал! Благодарю его (за) то, Что мне перо пожаловал.

(С.Кирсанов)

Пришли мы к выводу. (И) так, Мы можем сделать ведь (и) так: Прополем грядки мы, (за) то Нас и похвалят все (за) то.

(Д. Кондратов)

Думал: а чем бы тебя мне порадовать. Что (бы) такое придумать заглавное, Что (бы) сияла ты всеми каратами. (В.Боков)

«Хорош рассказ!» - сказал Сережа. Рассказ прочел я быстро то (же) Сказал о нем примерно то (же) (Д.Кондрашов)

Выводы. Союзы не отвечают на вопросы, следовательно, не являются членами предложения;

союз можно заменить союзом той же подгруппы

- Но узнать, как пишется союз иногда можно только из контекста. Например, Солнце так (же) улыбалось, (слайд)

Правильным будет и то написание и другое, если не учитывать контекст. А в данном случае?

Туча и Солнце.

На Солнце посмотрела Туча: ~ А я тебя, гляди, могучей! Могу залить поля и села. А от тебя - пески,

пустыни - голо. И вмиг растаяла, Ни капли не осталось... А Солнце? Солнце так (же) улыбалось!

В нашем случае написать надо слитно. Ошибки такого рода являются не только орфографическими, но и смысловыми, потому что искажают содержание предложения, неправильно передают информацию. Прочитаем строчки из стихотворения С.Маршака

Говорила мышка мышке: «До чего люблю я книжки! Не могу я их прочесть, Но за то могу их съесть!»

  • О чем говорит такое написание? А на самом деле, что хотел сказать автор этим веселым стихотворением?

Вывод. Орфографическая ошибка искажает смысл, препятствует нормальному взаимоотношению между людьми при письменном общении.

  1. Работа с «Дидактическим материалом для 7 класса» стр. 95, упр. 161

  • прочитайте текст. Как вы поняли его название?

  • Зачитайте предложение, в котором заключена главная мысль текста. Запишите его, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

  1. Индивидуальное задание: объясните смысловое и грамматическое различие предложений:

Зачем он сюда приходил? За чем он сюда приходил?

Отчего ты печалишься? Было от чего печалиться...

Класс задание на раздаточном материале под 2. Проверка, обобщение, выводы по уроку, оценки за урок.

Домашнее задание: «Теория стр. 149-150», повторить «Предлог», упр.354 (2,3-группы), Упр. 356 (1 группа).

Зачем он сюда приходил? Отчего ты печалишься? Чтобы интересным быть, надо много знать.

За чем он сюда приходил? Было от чего печалиться. Что бы придумать?



Я знаю то (же) самое озеро, которое и вы знаете, и то (же) ловлю в нем рыбу 2. За это ружье заплачено вдвое дороже, чем за (то), за (то) оно вдвое лучше того. 3. (По) этому лугу идут только две узкие тропиночки, и (по) тому на телеге нельзя проехать.4. Дети шли (по) тому берегу (от) того, что там было суше. 5. Мы с отцом так (же) были в городе и провели время так (же), как и

1901 год. Задачник по правописанию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Завьялова Людмила Михайловна

Дата: 08.12.2018

Номер свидетельства: 489561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Правописание союзов" (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-soiuzov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427524628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства