kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме"Основные виды чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка является: уроком объяснения нового  материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 10 классе по теме"Основные виды чтения"»

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Основные виды чтения.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомиться с приемами чтения текста и научиться использовать эти приемы в практической работе.

Задачи урока:

Предметные: научиться раскрывать, осмысливать и анализировать тему текста; работать с текстом; доказывать свою точку зрения.

Метапредметные: развивать речевую культуру учеников; память; развитие логического мышления.

Личностные: прививать любовь к чтению, воспитывать чувство доброты, совести и отзывчивости.

Методы урока: аналитический, показательный, диалогический.

Оборудование: учебник, таблицы, тексты.


Ход урока


1.Орг. момент. Приветствие.

2.Обоснование темы и постановка цели урока:


Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.

Эдмунд Бёрк


(слайд 1)

Эдмунд Берк сказал: « Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью»

Что имел ввиду?

Как этот эпиграф связан с темой урока?

(слайд 2) Число. Тема урока.

Сформулируйте цель нашего урока.

(слайд 3)

Цель урока: познакомиться с приемами чтения текста и научиться использовать их в практической работе.

- А для чего нам нужны такие навыки?

- Во-первых, нам нужно это для того, чтобы успешно писать сочинения на последующих занятиях по русскому языку ,анализировать поэтические или прозаические произведения по литературе.

3.Актуализация опорных знаний

Что такое текст?

(слайд 4) Текст(от лат. textum -связь, соединение) Последовательность знаковых единиц, объединенных смысловой связью.

Признаки текста

-Грамматическая связь между частями.

-Смысловая цельность.

-Тематическое и композиционное единство его частей. ( слайд 5)

Как часто мы встречаемся с текстом в повседневной жизни и где?

(Слайд 6)смс – сообщения, объявления, текст книги, сочинение.(картинки)

Всегда ли мы читаем правильно?

4.Изучение новой темы урока

1. Откройте учебник на стр 71-72,с помощью данного теоретического материала составьте кластер, который бы отражал информацию по теме данного урока.

(слайд 7)

Виды чтения


Поисковое просмотровое ознакомительное изучающее

Нахождение общее представление извлечение проникновение

основной в смысл, анализ

информации

конкретной

информации


Вывод: какие приемы использует читатель до чтения книги? По ходу чтения текста?

(просмотровой, ознакомительный, поисковый, изучающий)


5.Закрепление изученной темы

Давайте научимся использовать изученные приемы в практической деятельности.

На столе у вас текст. Скажите, какой первым прием чтения будете использовать?


Орёл и воробьи.

Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. 
И сказал тогда Орел воробьям:
– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
– Короткое крыло – низкий полет...
А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Просмотровой прием

Посмотрите задания к нему. (Какой прием)

1.Прочитайте.

2.Какую тему поднимает автор в тексте?(смысл жизни)

3. Определите стиль (Художественный)

4.Жанр этого текста? (сказка-притча)

Слайд 8  (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)

– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.

Слайд 9 Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят.

Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

6.Самостоятельная работа учащихся в группах (анализ текста)

- Итак, сейчас вы будете работать в группах, выполняя свое задание. Время для выполнения –6 мин.

Задания для 1 группы

  1. Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.

  2. Что вы можете сказать о героях притчи? (Орел)

Задания для 2 группы

1.Какими свойствами наделены герои притчи? Как называется этот прием?

2. Что вы можете сказать о героях притчи? (Воробьи)

Примерные ответы на предложенные вопросы.

Условно в тексте можно выделить 5 микротем

Слайды 10

1.«И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...»

Слайды 11

2.«Окинул Орел своим зорким оком окрестность...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...»

Слайды 12

3.«...возмутились такими речами воробьи...»
«короткое крыло – низкий полет»

Слайды 13

4.«...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...»

Слайд 14

5. «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».


Слайды 15

Аллегория. Герои притчи наделены человеческими свойствами.

Слайды 16

Орел(проповедник, мудрец)

Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом

Слайды 17

Воробьи (обыватели)

Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце

7.Итоги урока

Слайд 18

Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят.

Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.


На данную мораль у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что..


Слайд 19

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно и так: 
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать,
И подарить его людям.

(С. Островой)

Каждый человек делает свой выбор: как пройти свой жизненный путь. И перед каждым из вас этот выбор тоже встанет. Я желаю вам сделать его правильно. 


8. Рефлексия

Какие приемы чтения вы использовали на уроке?

В чем польза урока для вашей жизни?

9.Домашнее задание: 

Слайд 20

Напишите сочинение-размышление на одну из предложенных тем:

  1. «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем».

  2. «Короткое крыло – низкий полет».

  3. «В жизни по-разному можно жить».


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок русского языка в 10 классе по теме"Основные виды чтения"

Автор: Цынкалова Екатерина Вячеславовна

Дата: 25.03.2021

Номер свидетельства: 576736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства