Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 10 классе по теме"Основные виды чтения"»
Урок русского языка в 10 классе
Тема урока: Основные виды чтения.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомиться с приемами чтения текста и научиться использовать эти приемы в практической работе.
Задачи урока:
Предметные: научиться раскрывать, осмысливать и анализировать тему текста; работать с текстом; доказывать свою точку зрения.
Метапредметные: развивать речевую культуру учеников; память; развитие логического мышления.
Личностные: прививать любовь к чтению, воспитывать чувство доброты, совести и отзывчивости.
Методы урока: аналитический, показательный, диалогический.
Оборудование: учебник, таблицы, тексты.
Ход урока
1.Орг. момент. Приветствие.
2.Обоснование темы и постановка цели урока:
Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.
Эдмунд Бёрк
(слайд 1)
Эдмунд Берк сказал: « Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью»
Что имел ввиду?
Как этот эпиграф связан с темой урока?
(слайд 2) Число. Тема урока.
Сформулируйте цель нашего урока.
(слайд 3)
Цель урока: познакомиться с приемами чтения текста и научиться использовать их в практической работе.
- А для чего нам нужны такие навыки?
- Во-первых, нам нужно это для того, чтобы успешно писать сочинения на последующих занятиях по русскому языку ,анализировать поэтические или прозаические произведения по литературе.
Давайте научимся использовать изученные приемы в практической деятельности.
На столе у вас текст. Скажите, какой первым прием чтения будете использовать?
Орёл и воробьи.
Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал: – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно. Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям: – Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: – Короткое крыло – низкий полет... А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
Просмотровой прием
Посмотрите задания к нему. (Какой прием)
1.Прочитайте.
2.Какую тему поднимает автор в тексте?(смысл жизни)
3. Определите стиль (Художественный)
4.Жанр этого текста? (сказка-притча)
Слайд 8 (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)
– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.
Слайд 9 Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят.
Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
6.Самостоятельная работа учащихся в группах (анализ текста)
- Итак, сейчас вы будете работать в группах, выполняя свое задание. Время для выполнения –6 мин.
Задания для 1 группы
Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.
Что вы можете сказать о героях притчи? (Орел)
Задания для 2 группы
1.Какими свойствами наделены герои притчи? Как называется этот прием?
2. Что вы можете сказать о героях притчи? (Воробьи)
Примерные ответы на предложенные вопросы.
Условно в тексте можно выделить 5 микротем
Слайды 10
1.«И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...»
Слайды 11
2.«Окинул Орел своим зорким оком окрестность...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...»
Слайды 12
3.«...возмутились такими речами воробьи...» «короткое крыло – низкий полет»
Слайды 13
4.«...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...»
Слайд 14
5. «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».