Учебная: Уметь находить СПП; устанавливать смысловые отношения между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса; определять средства связи предложений; формировать умения расставлять знаки препинания в СПП; схематически изображать структуру СПП.
Воспитательная: Способствовать формированию истинных ценностей: любви к своей стране, к своему языку, к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Планируемые результаты:
личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности
метапредметные:умение анализировать стихотворную речь с точки зрения содержания,стилистических особенностей и использованных языковых средств.
предметные: освоение понятий «главное и придаточное предложение», «предложение сложноподчинённое», отработка правил постановки знаков препинания в СПП..
Оборудование : Презентация « СПП и знаки препинания в нём»
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний:
- Какую большую тему мы изучаем? (Сложные предложения)
-Какие виды связи бывают в сложных предложениях? (союзная и бессоюзная)
- Какие виды союзной связи вы знаете?
-Какие сочинительные союзы вы знаете?
-Какие подчинительные союзы вы знаете ?
-Можно только по союзам определить какое предложение?
-Почему?
- А как определить, какая связь между предложениями?
-Что ещё о сложноподчинённых предложениях вы знаете?
-Как вы думаете, чтобы правильно ставить знаки препинания в СПП нужны ещё какие-либо знания?
- Поэтому цель сегодняшнего урока закрепить на практике все те знания, которые вы получили по этой теме, чтобы подготовиться к новым темам.
2 Запись под диктовку:
а)Многие лингвисты, журналисты утверждают, что современный русский язык становится вульгарным.
-Дайте толкование слов «лингвисты» - учёные-языковеды
- Дайте характеристику этого предложения. Постройте схему
б) Когда прекрасная мысль плохо выражена, она теряет свою самобытность.
-Дайте толкование слова самобытность. (индивидуальность)
в)Куприн писал, что язык- это история народа.
Составьте схему предложения.
г)Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
(Куприн)
- Составьте связный текст, характеризующий те предложения, которые мы записали.
Давайте подумаем, о чём говорит нам последнее 4 предложение?
_Как бы вы прокомментировали эту фразу, если бы вам пришлось писать по ней сочинение?
3. Беседа учителя: действительно, наша русская литература служит доказательством этого. Русская земля дала миру таких писателей и поэтов, произведения которых читают и знают во всём мире. В этот день я хотела назвать имя М.Ю. Лермонтова. Почему?
Вы много знаете о Лермонтове, читали много его произведений и сегодня я совсем немного напомню вам о нём
4 Презентация (слайды только о жизни М.Ю.Лермонтова.)
5. Работа с текстами о М.Ю. Лермонтове:
а) Имя М.Ю.Лермонтова для каждого русского человека дорого особенно.
б)Я не знаю человека. который бы не любил проникновенных стихотворений поэта.
в)Герои произведений. с которыми мы знакомимся на уроках, запоминаются на всю жизнь.
г) Те, кто познакомился с поэмой «Мцыри», конечно же, не останутся равнодушными к судьбе героя.
д) Рассказывая о природе Кавказа, Лермонтов рисует самые завораживающие уголки этого прекрасного края.
е)Там, где сливаяся шумят струи Арагвы и Куры, был монастырь.
Задания:
1)Выпишите номера предложений, соответствующих схеме{…, ( ), …}
2) Можно ли эти предложения назвать текстом?
Какая важная часть текста здесь отсутствует?
Составить связный текст на лингвистическую тему, содержащий информацию об этих предложениях.
6. Работа с предложениями из произведений М.Ю. Лермонтова.
(Слайды № )
1. Прилёг вздремнуть я у лафета, и слышно было до рассвета как ликовал француз.
«Бородино»
-Сколько простых предложений?
- Какая связь между ними?
-Начертите схему.
2. Скажи мне, ветка Палестины,
где ты росла, где ты цвела?
- Что нового увидели в конструкции предложения?
3. В глубокой теснине Дарьяла Где роется Терек во мгле Стари…ая башня стояла Темнея на ч…рной скале.
4 Когда порой я на тебя смотрю
в твои глаза вникая долгим взором
таинственным я занят разговором.
5. Я б желал навеки так заснуть
чтоб в груди дремали жизни силы
чтоб дыша вздымалась тихо грудь.
7. Какие строчки из произведений М.Ю.Лермонтов вы выписывали.?