Открытый урок русского языка в 10 классе по подготовке написания сочинению-рассуждения по тексту публицистического текста в форме ЕГЭ
Открытый урок русского языка в 10 классе по подготовке написания сочинению-рассуждения по тексту публицистического текста в форме ЕГЭ
Цели урока: 1. Обучающая: - повторение композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. - познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему. - сформулировать авторскую позицию. - раскрыть содержание понятия аргумент. - сформулировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их. - использовать изобразительно – выразительные средства речи при создании сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ.
2. Развивающая: - развивать речевую культуру учащихся; - развивать творческие способности учащихся и умение строить монологические высказывания на публицистическую тему
3. Воспитывающая: - способствовать духовному становлению личности, формированию ее эстетического вкуса - воспитание любви к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 10 классе по подготовке написания сочинению-рассуждения по тексту публицистического текста в форме ЕГЭ»
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ»
Цели урока: 1. Обучающая: - повторение композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. - познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему. - сформулировать авторскую позицию. - раскрыть содержание понятия аргумент. - сформулировать у учащихся собственный взгляд , создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их. - использовать изобразительно – выразительные средства речи при создании сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ.
2. Развивающая: - развивать речевую культуру учащихся; - развивать творческие способности учащихся и умение строить монологические высказывания на публицистическую тему
3. Воспитывающая: - способствовать духовному становлению личности, формированию ее эстетического вкуса - воспитание любви к родному краю.
Задачи урока : 1. Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащихся предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем. 2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий. 3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства. Тип урока: систематизация и обобщение предметных знаний. Ход урока: Какое чудо – восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься. Эжен Делакруа
I. Организационный момент . Слово учителя. -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Присутствуют гости. В рамках подготовки к ЕГЭ мы работаем над темой «Сочинение-рассуждение по текстам публицистического стиля». На предыдущих уроках мы писали подобные сочинения. Темы были самые разные: об отношении человека к истории, об искусстве, о добре, о матери, об отношении к труду и другие. Написание сочинения-рассуждения вызывает у каждого свои сложности. Сегодня мы продолжим эту работу и постараемся преодолеть те трудности, которые у вас возникали.
II. Формулировка целей урока учащихся. Обобщение учителем целей урока. (слайд №1)
III.Фронтальная беседа-опрос.
-Давайте вспомним, как композиционно должно быть выстроено сочинение-рассуждение.
Тема и проблема
Комментарий проблемы автором
Позиция автором
Позиция ученика
Аргументы
Вывод
(слайд №2)
-Какой тип речи мы используем для сочинения-рассуждения? (слайд №3) -В каком стиле речи чаще всего используется рассуждение? -Назовите языковые и стилистические особенности публицистического стиля (см. раздаточный материал «Стили речи») -Используйте их при написании сочинения А какие стили речи вы еще знаете? (см. раздаточный материал)
IV. Работа с текстом.
-Перед нами отрывок из произведения К. Г. Паустовского (Выразительно читает Кудрявцева В.)
Лексическая работа (Захолустный, самоотверженный, непосредственный) -Как вы понимаете значение этих слов? -Как трактуется значение этих слов в словарях?
(Группа ребят работает со словарями)
-Продолжаем работу с текстом. С чего и следует начать? -Подчеркните предложения, в которых выражена основная мысль
!!!Ребята уже определили лексическое значение непонятных слов, давайте их послушаем -А теперь пользуясь памятками, словарями понятий, сформулируйте и напишите начало ваших сочинений. Группа №1 (проблема текста)
-Какой следующий этап нашей работы? -Правильно, комментарий. Сформулируйте его. Группа №2 -Что нужно добавить в сочинение? -Найдите в тексте предложения, выражающие авторскую позицию и прочитайте. Группа №3 (позиция автора)
-О чем мы должны написать в следующем абзаце? Оформите своим мысли. Группа №4 (своя позиция)
V. Релаксация.
-В тексте автор говорит о том, что мы часто не замечаем красоту вокруг. Бежим из дома в школу, из школы-домой. Остановиться некогда, а нужно бы. Давайте полюбуемся зимними пейзажами. -Каковы ваши впечатления? -Возвращаемся к работе с текстом -Какой следующий этап работы? -Что такое аргумент? Какие бывают аргументы? Группа №5 (аргументы)
-Художники и поэты более точно чувствуют красоту окружающего мира и передают ее в своих произведениях.
Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке» (Шагалеев Т.)
-Можем ли мы взять эти поэтические строки в качестве аргумента? -А какая мысль этого стихотворения созвучна с нашим текстом? Найдите строки и прочитайте их. (Ученик читает строки)
VI. В тексте К. Паустовского говорится о никому неизвестных художниках захолустных городов. Наш город хоть и не захолустный, но находится вдали от столицы. Вас познакомит с оренбургской художницей О. В. Нагорной и ее творчеством Окшина К. -Просмотр слайдов -Какими вы увидели родной Оренбург на картинах художницы? (исторические памятники архитектуры и культуры, зимняя природа родного края) -Можно ли данный материал использовать в качестве аргумента? А еще что можно использовать в качестве аргумента? Группа №5 (ключевые фразы, клише всем группам)
-Может кто-то из вас приведет свой собственный? Будет очень хорошо. -Черновые наброски сочинения-рассуждения -Послушаем по группам, «соткём» сочинение-рассуждение. Что получилось у нас?
VII. Фрагменты сочинения, написанного по этому тексту выпускниками прошлого года (1 сочинение)
-Я думаю, что нам есть ещё чему учиться.
VIII. Вывод-обобщение.
-Как вы считаете, достигли мы целей, поставленных в начале урока? -Что вызывает затруднения?
IX. Д/З:
Выполнить тестовые задания к этому тексту (они у вас на столе)