- воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование:
• Раздаточный материал:
1. Задание на каждую группу
2. Карточки трех уровней
• Рисунок дерева
• Проектор, компьютер
• Презентация
Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой
-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Пусть вам будет уютно и очень легко.
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. –
2. Минутка чистописания:
Слайд 2 На слайде слова : енот, сетка, ежиха, пенал
- Какая буква есть во всех данных словах и может разделить их на 2 группы. - - На какие две группы она может разделить данные слова?
- В словах сетка, пенал она обозначает звук [э]-это.
- В словах енот, ежиха она обозначает два звука [й’], [э]
-Строчные е, чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.
- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до
конца строки.
3. Орфографическая работа.
- Мысленно уберите одинаковые буквы и узнаете слово, которое нам сегодня понадобится.
Слайд 3
АКАОАРАЕАНАЬА
4. Введение в тему урока.
- Ребята, а как вы понимаете значение этого слова? ( Рассуждения детей )
Слайд 4
-Ребята, если у слова много значений, как называются такие слова? (Многозначные)
- Как вы думаете, какое значение слова корень, будет нам сегодня больше интересен? (Корень слова) Карточка
- Какова тема нашего урока?
- Что бы вы хотели повторить, узнать сегодня на уроке?
Слайд 5,6,7
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Однокоренные слова.
5. Наблюдение над однокоренными словами.
- Ребята, послушайте сказку.
Жил – был корень - сад -. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Сад, садик, посадить, садовый ,садовник,посадка
-Посмотрите и назовите их. Как они называются? Однокоренными.
Карточка
Что такое однокоренные слова? (Слова, к которых общий корень и значение)
- Каким значком выделяем корень? (дугой)
- А хотите сами быть садовниками?
- Работа в группах.
У вас на парте лежит файл с заданием. Достаньте. Прочитайте, что нужно сделать? Кому нужна моя помощь? Выполняйте.
Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.
1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, карась, рыбка, щука.
Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.
2 группа - ум –
Умный, умница, голова, умник, мысли , разум.
Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.
3 группа - ворон –
Ворона, ворон, воровал , вороний.
Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.
4 группа - вод –
Вода, водитель, водяной, подводник, водичка.
Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.
5 группа –холод-
Холодный, холодит, мороз, холодильник.
Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.
6 группа - сад-
Садовый, садик, садиться садовник,
Проверка :
- Какую роль корень играет в словах? (главную, важную)
- Что заключается в корне? (значение слова)
- Давайте проведём маленький эксперимент.
Попробуйте пальчиком закрыть корень и прочитать оставшуюся часть.
- Ясен ли смысл слов? (нет)
- Без какой части не бывают слова? Почему? (В корне заключен главный смысл, значение слова). Карточка
- Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл всех однокоренных слов) карточка
- Итак посмотрите на план нашего эксперимента и сделайте вывод: что такое корень?
- А где можно себя проверить? Давайте проверим.
- откройте учебник на стр. 86
6. Первичное закрепление.
- Найдите упражнение 117.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? Спишить. Выделить корень.
7. Физминутка.
- Вы наверное устали,
- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес вы приседаете. Если с корнем сад вы прыгаете.