kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок-презентация по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.  Глаголы-исключения.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-презентация по русскому языку.»

Антонова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

МБУ «Школа № 34» г. о. Тольятти


Открытый урок-презентация по русскому языку.



Класс: 4-А

Дата: 10.04.2018г.

Предмет: русский язык

Учебник "Русский язык" 4 кл. В 2ч. Ч-2, Канакина В. П.,Горецкий В. Г., М.: Просвещение, 2014г.

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Глаголы-исключения.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, Учебник "Русский язык" 4 кл. В 2ч. Ч-2, Канакина В. П.,Горецкий В. Г., М.: Просвещение, 2014г.


Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • учить проверять себя;

  • учить давать оценку своим действиям;

  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

  • умение организовывать и оценивать свою

деятельность.

проявлять интерес к урокам русского языка,

метапредметные:

  • развивать творческую активность, умение мыслить

творчески,

  • совершенствовать умение анализировать и делать выводы,

  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;



Предметные:

  • познакомить с глаголами-исключениями и

особенностями их спряжения;

  • усвоить особенности изменения по лицам и числам

глаголов-исключений;

  • закрепить умение распознавать спряжение глаголов

с безударным окончанием по неопределенной форме.

  • совершенствовать знания по теме "Глагол",

  • умение видеть и знать глаголы- исключения ,выделять их в тексте,

  • формирование грамотности, развитие речи,

  • развивать познавательную деятельность.























Этап урока



Виды работы, формы, методы, приемы.

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1.Орг. момент.


Чистописание.



2.Актуализация знаний.

(Слайд 1-2)

.

































Словарная работа. Учебник-с.152. Слайд 3.











































Формулирование проблемы. Слайды 9











3.Постановка учебной задачи и выдвижение версий по решению проблемного вопроса.

























.

































Слайд11.








Слайд12.











Слайд 13.





















































4. Физминутка. Слайд14.





















































































5.Закрепление новых знаний.

Слайд15.





6. Применение полученных знаний.











7.Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 16.



















8.Домашнее задание. Слайд 17.



Слайд 18.





Запись числа, классной работы.

Работа в тетради .
































Повторение имеющихся знаний

Блиц-опрос. Слайд 2






Поисковая работа

Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой











Опрос.



Повторение. (Слайд3)


Работа со словом «гореть»













Работа со словом «обидеть»
























Коллективная работа































Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование


































Постановка учебной задачи.










Слушание.










































































































































Работа с правилом в учебнике с. 94, Выполнение упр.№192, 193.





Творческая работа.



































Я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну.

Не добраться туда на поезде,

Не долететь на самолете,

Даже ракета не сумеет нас домчать туда.

Но у нас есть все:

Уши, чтобы слышать,

Глаза, чтобы видеть,

А сердце, чтобы все понять.

-Что это за страна? Восстановите название (фомроягило)

-О чем будем сегодня говорить,узнаете, разгадав загадку:

Что без меня ПРЕДМЕТЫ?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.


Чтобы попасть в царство глагола, надо красиво написать это слово.





Мы оказались в одном из царств Морфологии—царстве Глагола.

Каждый верный ответ ваш маленький успех.

Что такое спряжение?

Найти в словаре учебника глаголы. Что у них общего?

Запишите эти глаголы в тетрадь:

1-в—глаголы 1спр.,запишите их в форме 3л,ед. ч. и мн.ч., поставьте ударение, выделите личные окончания.

2-в—глаголы 2 спр. Запишите в форме 2л.,ед.ч. и мн.ч., поставьте ударение, выделите личные окончания.

Легко ли было определить написание безударных личных окончаний. Что помогло? Вспомним алгоритм.



Отгадайте новое слово (Ребус).Запишите, поставьте ударение, выделите орфограмму . Слайд4.

Объясните смысл пословицы: Чему не гореть, того не зажечь. Слайд 5







А здесь какое слово? Запишите. Слайды 6, 7,8.



Какие суффиксы вы выделили в этих словах?

Что мы по ним определяем?



К какому же спряжению относятся данные глаголы?

Слайд9











Проверим. Проспрягаем их.































О чем говорят личные окончания? Какого спряжения -гореть?






ПОМНИ: Если у глагола личные окончания ударные, неопределенная форма нам не нужна.


– Какого спряжения слово обидеть? Заслушаем ответ II варианта.



– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть первого спряжения?

– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть второго спряжения?



Этот глагол относится к особой группе-Глаголов—исключений. Познакомимся с ними поближе.





Какую учебную задачу вы поставите перед собой?







Чтобы понять почему они так называются и сколько их, послушайте сказку:

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом (Слайд 13).
Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
– Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.

– А какая это семья, мы узнаем, прослушав стихотворение. Закроем глаза, расслабимся и послушаем музыку.

(Учитель под музыку читает стихотворение)

Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…
Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!

Именно эти глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, и обратились к царю с просьбой:
– Милостивый государь, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.





-Попробуем применить новые знания в процессе выполнения следующих заданий.





-Я предлагаю вам показать ваши творческие способ- ности. Заработать успех сможете вы, если составите предложения с глаголами-исключениями; двойной успех- рассказ-небылицу; тройной успех-небольшое стихотворение.







-Над какой темой работали?

-Решили ли задачи, поставленные в начале урока?

Какие глаголы-исключения относятся к 1 спряжению, ко 2 спряжению?

Что должны запомнить?

Кто горел сегодня на уроке?

Как бы вы продолжили предложения:







Чтобы упрочить знания, даю вам задание: Стр.94 правило, стр.95 №194, нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы-исключения (по желанию).

А в благодарность за урок --- стихотворение и совет В. Мономаха: Что умеете хорошего не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.


Запись числа, классной работы. Повторение написания букв: Г г, П п, Т т.












Ответ: Морфология.









Ответ: Глагол.




Запись слова в тетради








Ответы детей.





Дети открывают словарь в учебнике, находят глаголы.

Называют общий признак: глаголы в неопределенной форме

отвечают на вопрос: что делать, что сделать?, имеют -ть, глагольные суффиксы.


Двое учеников работают у доски.



Да.

Глагольные суффиксы.



Проговаривание алгоритма.


Работа в тетрадях, один ученик у доски с комментированием.


Дети записывают в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии, обозначают орфограмму-НЕ с

глаголом. Читают и составляют другие пословицы.


1 ученик у доски комментирует.



-е-, -ть-.



Спряжение.


Судя по глагольным суффиксам эти глаголы первого спряжения. Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся ко второму спряжению. Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть относятся к первому спряжению.

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.


ед. ч.

мн. ч.

1 л.

горишь

горите

горю

горим

2 л.

горишь

горите

3 л.

горит

горят



ед. ч.

мн. ч.

1 л.

обижу

обидим

2 л.

обидишь

обидите

3 л.

обидит

обидят


+ Мы думали, что слово гореть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении заметили, что личные окончания ударные и «гореть» относится ко второму спряжению



+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что личные окончания безударные и большинство относятся ко 2 спряжению .











-Запомнить глаголы-исключения


-Учиться определять спряжение этих глаголов.

-Правильно писать их окончания.





Прослушивание сказки.


















































Дети показывают соответствующие движения.



















































































Работа с правилом и знакомство с алгоритмом. Выполнение упражнения№193 с комментированием.




Желающие могут зачитать.


























Высказывания детей.

Мне удалось…

Меня удивило…

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить …

Я могу похвалить себя за…



Организация учащимися своей учебной деятельности.




Р.У.Д. Целеполагание как постановка учебной задачи на

Л У Д. Осмысление, определение уч-ся уровня своих знаний и умений.

К У Д. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.














Л.У.Д. Умение контролировать свои действия и сличать их с действиями других учащихся.

Р.У.Д. Прогнозирование, обнаружение отклонений и отличий от эталона; коррекция- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона.

К.У.Д. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.











Л.У.Д. Умение устанавливать связи между имеющимися знаниями и противоречиями.

Р.У.Д. Умение выделять и формулировать познавательную цель; учить поиску и выделению необходимой информации; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К.У.Д. Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы. Поиск и оценка способов разрешения противоречия, применение решения и его реализация.




























Р.У.Д. Целеполагание как постановка учебной задачи на

Л У Д. Осмысление, определение уч-ся уровня своих знаний и умений.

К У Д. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

































Р.У.Д. Анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

К У Д. Принятие решения и его реализация. Социальная компетенция и учет позиции партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.




















































































































































































Л.У.Д. Самооценка и контроль. Развитие творческих способностей.

Р.У.Д. Умение действовать по алгоритму. Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


К.У.Д. Взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Л.У.Д. Самоопределение, сопоставление своих достижений с достижениями других, самооценка.

Р.У.Д. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К.У.Д. Принятие решения и его реализация.


























Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Создать позитивное настроение.

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии.















































Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость.

Развивать речь детей.

Актуализиро-вать знания детей о спряжении глагола.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.













Формировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственныесвязи, выстраивать логические цепочки, приводить доказательство, принимать решения.







































































































































































































Учить применять новые знания, оценивать себя и других, радоваться успеху.



































































































.,.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок-презентация по русскому языку.

Автор: Антонова Татьяна Александровна

Дата: 19.02.2019

Номер свидетельства: 500433

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства