1.Орг. момент. Чистописание. 2.Актуализация знаний. (Слайд 1-2) .
Словарная работа. Учебник-с.152. Слайд 3.
Формулирование проблемы. Слайды 9
3.Постановка учебной задачи и выдвижение версий по решению проблемного вопроса.
.
Слайд11. Слайд12. Слайд 13. 4. Физминутка. Слайд14.
5.Закрепление новых знаний. Слайд15.
6. Применение полученных знаний.
7.Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 16.
8.Домашнее задание. Слайд 17.
Слайд 18. | Запись числа, классной работы. Работа в тетради . Повторение имеющихся знаний Блиц-опрос. Слайд 2 Поисковая работа Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой Опрос. Повторение. (Слайд3) Работа со словом «гореть» Работа со словом «обидеть» Коллективная работа Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Постановка учебной задачи. Слушание. Работа с правилом в учебнике с. 94, Выполнение упр.№192, 193. Творческая работа. | Я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну. Не добраться туда на поезде, Не долететь на самолете, Даже ракета не сумеет нас домчать туда. Но у нас есть все: Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть, А сердце, чтобы все понять. -Что это за страна? Восстановите название (фомроягило) -О чем будем сегодня говорить,узнаете, разгадав загадку: Что без меня ПРЕДМЕТЫ? Лишь названия. А я приду- Все в действие придет. Чтобы попасть в царство глагола, надо красиво написать это слово. Мы оказались в одном из царств Морфологии—царстве Глагола. Каждый верный ответ ваш маленький успех. Что такое спряжение? Найти в словаре учебника глаголы. Что у них общего? Запишите эти глаголы в тетрадь: 1-в—глаголы 1спр.,запишите их в форме 3л,ед. ч. и мн.ч., поставьте ударение, выделите личные окончания. 2-в—глаголы 2 спр. Запишите в форме 2л.,ед.ч. и мн.ч., поставьте ударение, выделите личные окончания. Легко ли было определить написание безударных личных окончаний. Что помогло? Вспомним алгоритм.
Отгадайте новое слово (Ребус).Запишите, поставьте ударение, выделите орфограмму . Слайд4. Объясните смысл пословицы: Чему не гореть, того не зажечь. Слайд 5
А здесь какое слово? Запишите. Слайды 6, 7,8.
Какие суффиксы вы выделили в этих словах? Что мы по ним определяем?
К какому же спряжению относятся данные глаголы? Слайд9
Проверим. Проспрягаем их.
О чем говорят личные окончания? Какого спряжения -гореть? ПОМНИ: Если у глагола личные окончания ударные, неопределенная форма нам не нужна. – Какого спряжения слово обидеть? Заслушаем ответ II варианта.
– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть первого спряжения? – Поднимите руки те, кто считает слово обидеть второго спряжения?
Этот глагол относится к особой группе-Глаголов—исключений. Познакомимся с ними поближе.
Какую учебную задачу вы поставите перед собой?
Чтобы понять почему они так называются и сколько их, послушайте сказку: Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом (Слайд 13). Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им: – Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. – А какая это семья, мы узнаем, прослушав стихотворение. Закроем глаза, расслабимся и послушаем музыку. (Учитель под музыку читает стихотворение) Очень хочется Через стеклышко СМОТРЕТЬ – Целый мир зеленым ВИДЕТЬ, Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.
Научиться боль ТЕРПЕТЬ, Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ, Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ, Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.
Как же хочется: все СЛЫШАТЬ, Птицу синюю ДЕРЖАТЬ, Чистым воздухом ДЫШАТЬ, Целый мир зеленым ВИДЕТЬ… Не спешите мысли ГНАТЬ, Надо просто помечтать! Именно эти глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, и обратились к царю с просьбой: – Милостивый государь, помоги нам. – Что случилось? – По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. – Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. – Смилуйся, государь, сделай исключение. Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.
-Попробуем применить новые знания в процессе выполнения следующих заданий.
-Я предлагаю вам показать ваши творческие способ- ности. Заработать успех сможете вы, если составите предложения с глаголами-исключениями; двойной успех- рассказ-небылицу; тройной успех-небольшое стихотворение.
-Над какой темой работали? -Решили ли задачи, поставленные в начале урока? Какие глаголы-исключения относятся к 1 спряжению, ко 2 спряжению? Что должны запомнить? Кто горел сегодня на уроке? Как бы вы продолжили предложения:
Чтобы упрочить знания, даю вам задание: Стр.94 правило, стр.95 №194, нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы-исключения (по желанию). А в благодарность за урок --- стихотворение и совет В. Мономаха: Что умеете хорошего не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. | Запись числа, классной работы. Повторение написания букв: Г г, П п, Т т. Ответ: Морфология. Ответ: Глагол. Запись слова в тетради Ответы детей. Дети открывают словарь в учебнике, находят глаголы. Называют общий признак: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос: что делать, что сделать?, имеют -ть, глагольные суффиксы. Двое учеников работают у доски. Да. Глагольные суффиксы. Проговаривание алгоритма. Работа в тетрадях, один ученик у доски с комментированием. Дети записывают в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии, обозначают орфограмму-НЕ с глаголом. Читают и составляют другие пословицы. 1 ученик у доски комментирует. -е-, -ть-. Спряжение. Судя по глагольным суффиксам эти глаголы первого спряжения. Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся ко второму спряжению. Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть относятся к первому спряжению. Два ученика работают у доски, остальные в тетради. ед. ч. мн. ч. 1 л. горишь горите горю горим 2 л. горишь горите 3 л. горит горят ед. ч. мн. ч. 1 л. обижу обидим 2 л. обидишь обидите 3 л. обидит обидят + Мы думали, что слово гореть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении заметили, что личные окончания ударные и «гореть» относится ко второму спряжению
+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что личные окончания безударные и большинство относятся ко 2 спряжению . -Запомнить глаголы-исключения -Учиться определять спряжение этих глаголов. -Правильно писать их окончания. Прослушивание сказки. Дети показывают соответствующие движения.
Работа с правилом и знакомство с алгоритмом. Выполнение упражнения№193 с комментированием.
Желающие могут зачитать. Высказывания детей. Мне удалось… Меня удивило… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … Я могу похвалить себя за… | Организация учащимися своей учебной деятельности. Р.У.Д. Целеполагание как постановка учебной задачи на Л У Д. Осмысление, определение уч-ся уровня своих знаний и умений. К У Д. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Л.У.Д. Умение контролировать свои действия и сличать их с действиями других учащихся. Р.У.Д. Прогнозирование, обнаружение отклонений и отличий от эталона; коррекция- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона. К.У.Д. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Л.У.Д. Умение устанавливать связи между имеющимися знаниями и противоречиями. Р.У.Д. Умение выделять и формулировать познавательную цель; учить поиску и выделению необходимой информации; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.У.Д. Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы. Поиск и оценка способов разрешения противоречия, применение решения и его реализация. Р.У.Д. Целеполагание как постановка учебной задачи на Л У Д. Осмысление, определение уч-ся уровня своих знаний и умений. К У Д. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Р.У.Д. Анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. К У Д. Принятие решения и его реализация. Социальная компетенция и учет позиции партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. Л.У.Д. Самооценка и контроль. Развитие творческих способностей. Р.У.Д. Умение действовать по алгоритму. Создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.У.Д. Взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Л.У.Д. Самоопределение, сопоставление своих достижений с достижениями других, самооценка. Р.У.Д. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К.У.Д. Принятие решения и его реализация. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение. Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость. Развивать речь детей. Актуализиро-вать знания детей о спряжении глагола. Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. Формировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственныесвязи, выстраивать логические цепочки, приводить доказательство, принимать решения. Учить применять новые знания, оценивать себя и других, радоваться успеху. |