Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1- 15.3 части 3)».
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1- 15.3 части 3)».
Данный урок способствует формированию навыков написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста, а также развитию аналитических и творческих способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1- 15.3 части 3)».»
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1- 15.3 части 3)».
Дата: 16.03.2018 г.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Хлыстова Эмма Александровна.
Конспект урока развития речи в 9 классе
Цель урока:
-выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста,
-продолжать работу по развитию языковой компетенции,
-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;
- обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);
-формировать навыки написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста;
- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: прием групповой познавательной активности «Шесть шляп критического мышления», анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Лингвистический анализ текста.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Ӏ. Эмоциональный настрой.
1.Речевая разминка
-Давайте создадим позитивный настрой на работу и проведем небольшую разминку.Суть ее состоит в следующем: я называю слово, а вы записываете на листочке, что оно для вас означает, что вы чувствуете, произнося его. Проявите фантазию. (Называю слово «ОГЭ»).
2.Грамматическая разминка. Отвечаем на вопросы да-нет.
-Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу, грамматически и коммуникативно. Да.
-Простое предложение-это предложение с одним главным членом. Нет.
-Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор. ДА.
- Деепричастие – изменяемая часть речи. Нет.
-Инверсия – это прямой порядок слов. Нет.
-Парцелляция - это прием интонационного выделения предложения. Да.
- Синонимы – это слова противоположные по значению. Нет.
- Проблема текста – это вопрос, поднимаемый автором. Да.
- Символ – многозначный иносказательный образ, в основе которого – сходство или общность предметов или жизненных явлений. Да.
3. «Превращения». Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот.
-Куст сирени
-Лист тополя
-Осенний день
- Бессонная ночь
-Совет отца
-Парень с рыжими волосами
4. Синтаксическая минутка. Укажите грамматические основы предложения. Определите тип предложения. (СП с тремя временными придаточными с однородным подчинением).
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание…
А.Дементьев
5. Назовите количество грамматических основ в предложении.
Есть листья, не похожие на другие, ни в каких гербариях не описанные, они встречаются редко, и их надо особенно беречь. (3)
- Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. Запишите их.
II.Тема урока: «Лингвистический анализ текста А. Попова «Тополиная грамота»
1.Инсценированное чтение учеником текста А. Попова «Тополиная грамота».
2. Лингвистический анализ текста с использованием приема «Шесть шляп критического мышления».
-Давайте попробуем все вместе проникнуть в «тайны текста», поработать в мастерской художника. А для этого примерим разные шляпки. Цвет шляпы поможет определить направление движения мысли.
-Чем он необычен? (Философ в жизни, художник в душе).
-Почему автор не дает ему имени? (Этот образ мыслится обобщенно. Перед нами один из многих «маленьких» людей).
-Назовите вопросы, на которые пытается ответить герой рассказа. О чем он размышляет? (О смысле жизни, человеческих взаимоотношениях, о предназначении человека. Об одиночестве, о душевной глухости).
Вывод.
- Какие проблемы поднимает автор в тексте? ( Разобщенность людей в современном мире. Душевная черствость. Смысл жизни и самореализация. Ответственность за другого человека. Утрата духовных ценностей ).
2. «Черная шляпа». Взаимодействие главного героя с людьми во дворе.
-Как складываются взаимоотношения с начальством?
(Недопонимание, не того круга человек, инопланетянин).
- Почему не сложилась жизнь после армии? (Жил ожиданием чуда, был молод, искал свое место в жизни).
- Что думает о современном поколении? (Человеческая жизнь превращена в какую- то гонку, нет времени на размышления. Молодежь ведет праздный образ жизни, развлекается, пьет пиво).
-Как вы понимаете смысл предложения: «Сотовая связь из них совесть выела»? ( Общаются люди по интернету, СМС- сообщениям, ведут пустые разговоры, на которые не жаль времени).
Вывод. Наш герой осознает себя ненужным элементом в обществе. Он разуверился в людях и уже не ждет от жизни ничего хорошего.
3. «Желтая шляпа». Взаимодействие с девочкой.
-Какой урок преподносит дворнику девочка-крошка? Что помогает ему понять? (Она помогла ему понять свою значимость, поверить в себя, людей).
- Как вы думаете, почему это делает ребенок? ( Он чист и добр от природы).
- Прочтите предложения, в которых говорится о духовном преображении героя? Как он поверил в себя? ( «….зерно надежды зародилось. Загорелся желанием мир удивить»).
- Как он изменил свое отношение к людям?
(«Вот спою, пусть словам добрым порадуются», « подмету почище, пускай люди любуются»).
Вывод. Девочка преподала дворнику урок оптимистического мироощущения, нравственности и доброты. Она вселила в него надежду в то, что душевная глухота – дело временное, люди станут добрее.
4. «Зеленая шляпа». Анализ «словесной ткани» текста, языковых средств.
Анализ лексических и синтаксических языковых средств текста.
-Подберите контекстные синонимы к слову «дворник». Объясните их смысловую связь. Почему герой сравнивает себя с дворянином? (Этимологический корень «двор»).
Дворник- почти дворянин- инопланетянин.
- С какой целью в речь героя введены слова разговорной, сниженной лексики?
Назовите их. (Просторечные слова: прорва, провались пропадом, гадят, рожа, мыкался, поперла, корчил, очухался, непутевый). Речь героя участвует в создании его художественного образа, помогает передать характер.
-Дайте характеристику синтаксических особенностей речи героя.
-Какова роль односоставных предложений в монологе героя? (Сосредоточить внимание на внутреннем мире героя). Приведите примеры из текста.
- С какой целью использован прием парцелляции?
(Короткие, обрывистые предложения напоминают взмах метлы).
- Найдите риторические вопросы в тексте и подумайте, какую роль они играют в раскрытии внутреннего мира героя? («Да кто же спрашивает мам наших стареньких?», «Да и к чему все это?», «Откуда во мне такое, Бог знает?», «Милость это Божья или что?», «Думаю, по плечу мне чудо такое или нет?»)
Риторические вопросы привлекают к обсуждаемой теме, выделяют мысль, которая интересует говорящего .Помогают понять, что герой находится в поиске жизненных истин, в поиске себя, ведет внутренний монолог с собой.
- С какой целью автор использует инверсию, то есть нарушает прямой порядок слов? Назовите примеры из текста и обоснуйте свою точку зрения. («Мам наших стареньких», «глупости человеческие», « возможность благоприятная», «милость Божья», «лист тополиный», «словам добрым», «грамоту нотную», «место живое», «листок следующий», «руки твои», «имя твое»). Прием инверсии способствует интонационному и смысловому выделению важных слов.
Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств мы автор раскрывает внутренний мир своего героя.
5. «Красная шляпа». Анализ художественной манеры письма А. Попова.
- У каждого писателя своя манера письма. Главный способ письма А. Попова- «тайнопись», слова-символы.
Назовите эти слова (Жизнь. Время. Путь. Стрелка часов. Секунда. Минута. Время года. День. Счастье. Вера. Добро. Чудо. Имя).
-Как вы понимаете смысл финала текста? Назовите ключевые слова, повторяющиеся в начале и конце текста. Каким новым смыслом они наполнены в конце текста? (Желание обрести имя свое).
-Как вы понимаете смысл названия текста «Тополиная грамота»?
6. «Синяя шляпа». Подведение итогов урока. Чтение и экспертная оценка домашних сочинений в формате ОГЭ по данному тексту.
-Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А.Гончарова: «Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
-Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете иносказательный смысл предложений текста: « Не каждого ведь с новым днем поздравляют, а раз так, зерно надежды зародилось. Загорелся желанием мир удивить». Приведите 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждая Ваши рассуждения.
-Задание 15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания смысл жизни? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое смысл жизни?» Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
III. Рефлексия.
- А ваша тополиная грамота? Напишите мини – сочинение «Моя тополиная грамота» Чтение 3-4 мини-сочинений. («Моя тополиная грамота-это мой след, который я оставлю на земле после себя, это то, что говорит мне душа…»).
«Зеленая шляпа». Анализ «словесной ткани» текста, языковых средств.
Анализ лексических и синтаксических языковых средств текста.
-Подберите контекстные синонимы к слову «дворник». Объясните их смысловую связь. Почему герой сравнивает себя с дворянином? (Этимологический корень «двор»).
- С какой целью в речь героя введены слова разговорной, сниженной лексики?
Назовите их.
-Дайте характеристику синтаксических особенностей речи героя.
-Какова роль односоставных предложений в монологе героя. Приведите примеры из текста.
- С какой целью использован прием парцелляции?
- Найдите риторические вопросы в тексте и подумайте, какую роль они играют в раскрытии внутреннего мира героя?
- С какой целью автор использует инверсию, то есть нарушает прямой порядок слов? Назовите примеры из текста и обоснуйте свою точку зрения.
Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств мы автор раскрывает внутренний мир своего героя.
2. «Черная шляпа». Взаимодействие главного героя с людьми во дворе.
-Как складываются взаимоотношения с начальством?
- Почему не сложилась жизнь после армии?
- Что думает о современном поколении?
-Как вы понимаете смысл предложения: «Сотовая связь из них совесть выела»?
Вывод.
3. «Желтая шляпа». Взаимодействие с девочкой.
-Какой урок преподносит дворнику девочка-крошка? Что помогает ему понять?
-Случайно ли это делает ребенок?
- Прочтите предложения, в которых говорится о духовном преображении героя? Как он поверил в себя?
-Назовите вопросы, на которые пытается ответить герой рассказа. О чем он размышляет?
Вывод.
- Какие проблемы поднимает автор в тексте?
5. «Красная шляпа». Анализ художественной манеры письма А. Попова.
- У каждого писателя своя манера письма. Главный способ письма А. Попова- «тайнопись», слова-символы.
Назовите эти слова
-Расшифруйте образы- символы данного рассказа.
Дворник-
Девочка-
Тополиный лист-
-Как вы понимаете смысл финала текста? Назовите ключевые слова, повторяющиеся в начале и конце текста. Каким новым смыслом они наполнены в конце текста?
-Как вы понимаете смысл названия текста «Тополиная грамота»?