kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1- 15.3 части 3)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует формированию навыков написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста, а также  развитию аналитических и творческих способностей учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1- 15.3 части 3)».»

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение заданий 15.1- 15.3 части 3)».


Дата: 16.03.2018 г.

Подготовила: учитель русского языка и литературы Хлыстова Эмма Александровна.


Конспект урока развития речи в 9 классе

Цель урока: 

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные:   умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста,

-продолжать работу по развитию языковой компетенции,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

- обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);

-формировать навыки написания сочинения-рассуждения, комплексного анализа текста;

- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

3)воспитательные:  формирование таких нравственных качеств учащихся,   как доброта, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: прием групповой познавательной активности «Шесть шляп критического мышления», анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Лингвистический анализ текста.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.


Ход урока.

Ӏ. Эмоциональный настрой.

1.Речевая разминка


-Давайте создадим позитивный настрой на работу и проведем небольшую разминку. Суть ее состоит в следующем: я называю слово, а вы записываете на листочке, что оно для вас означает, что вы чувствуете, произнося его. Проявите фантазию. (Называю слово «ОГЭ»).

2.Грамматическая разминка. Отвечаем на вопросы да-нет.

-Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу, грамматически и коммуникативно. Да.

-Простое предложение-это предложение с одним главным членом. Нет.

-Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор. ДА.

- Деепричастие – изменяемая часть речи. Нет.

-Инверсия – это прямой порядок слов. Нет.

-Парцелляция - это прием интонационного выделения предложения. Да.

- Синонимы – это слова противоположные по значению. Нет.

- Проблема текста – это вопрос, поднимаемый автором. Да.

- Символ – многозначный иносказательный образ, в основе которого – сходство или общность предметов или жизненных явлений. Да.

3. «Превращения». Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот.

-Куст сирени

-Лист тополя

-Осенний день

- Бессонная ночь

-Совет отца

-Парень с рыжими волосами

4. Синтаксическая минутка. Укажите грамматические основы предложения. Определите тип предложения. (СП с тремя временными придаточными с однородным подчинением).

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

А.Дементьев

5. Назовите количество грамматических основ в предложении.

Есть листья, не похожие на другие, ни в каких гербариях не описанные, они встречаются редко, и их надо особенно беречь. (3)

- Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. Запишите их.

II. Тема урока: «Лингвистический анализ текста А. Попова «Тополиная грамота»


1.Инсценированное чтение учеником текста А. Попова «Тополиная грамота».


2. Лингвистический анализ текста с использованием приема «Шесть шляп критического мышления».


-Давайте попробуем все вместе проникнуть в «тайны текста», поработать в мастерской художника. А для этого примерим разные шляпки. Цвет шляпы поможет определить направление движения мысли.


1. «Белая шляпа». Создание словесного образа дворника.

-Что вы можете сказать о главном герое?

-Чем он необычен? (Философ в жизни, художник в душе).

-Почему автор не дает ему имени? (Этот образ мыслится обобщенно. Перед нами один из многих «маленьких» людей).

-Назовите вопросы, на которые пытается ответить герой рассказа. О чем он размышляет? (О смысле жизни, человеческих взаимоотношениях, о предназначении человека. Об одиночестве, о душевной глухости).

Вывод.

- Какие проблемы поднимает автор в тексте? ( Разобщенность людей в современном мире. Душевная черствость. Смысл жизни и самореализация. Ответственность за другого человека. Утрата духовных ценностей ).


2. «Черная шляпа». Взаимодействие главного героя с людьми во дворе.

-Как складываются взаимоотношения с начальством?

(Недопонимание, не того круга человек, инопланетянин).

- Почему не сложилась жизнь после армии? (Жил ожиданием чуда, был молод, искал свое место в жизни).

- Что думает о современном поколении? (Человеческая жизнь превращена в какую- то гонку, нет времени на размышления. Молодежь ведет праздный образ жизни, развлекается, пьет пиво).

-Как вы понимаете смысл предложения: «Сотовая связь из них совесть выела»? ( Общаются люди по интернету, СМС- сообщениям, ведут пустые разговоры, на которые не жаль времени).

Вывод. Наш герой осознает себя ненужным элементом в обществе. Он разуверился в людях и уже не ждет от жизни ничего хорошего.


3. «Желтая шляпа». Взаимодействие с девочкой.

-Какой урок преподносит дворнику девочка-крошка? Что помогает ему понять? (Она помогла ему понять свою значимость, поверить в себя, людей).

- Как вы думаете, почему это делает ребенок? ( Он чист и добр от природы).

- Прочтите предложения, в которых говорится о духовном преображении героя? Как он поверил в себя? ( «….зерно надежды зародилось. Загорелся желанием мир удивить»).

- Как он изменил свое отношение к людям?

(«Вот спою, пусть словам добрым порадуются», « подмету почище, пускай люди любуются»).

Вывод. Девочка преподала дворнику урок оптимистического мироощущения, нравственности и доброты. Она вселила в него надежду в то, что душевная глухота – дело временное, люди станут добрее.


4. «Зеленая шляпа». Анализ «словесной ткани» текста, языковых средств.


Анализ лексических и синтаксических языковых средств текста.


-Подберите контекстные синонимы к слову «дворник». Объясните их смысловую связь. Почему герой сравнивает себя с дворянином? (Этимологический корень «двор»).

Дворник- почти дворянин- инопланетянин.


- С какой целью в речь героя введены слова разговорной, сниженной лексики?

Назовите их. (Просторечные слова: прорва, провались пропадом, гадят, рожа, мыкался, поперла, корчил, очухался, непутевый). Речь героя участвует в создании его художественного образа, помогает передать характер.


-Дайте характеристику синтаксических особенностей речи героя.


-Какова роль односоставных предложений в монологе героя? (Сосредоточить внимание на внутреннем мире героя). Приведите примеры из текста.


- С какой целью использован прием парцелляции?

(Короткие, обрывистые предложения напоминают взмах метлы).


- Найдите риторические вопросы в тексте и подумайте, какую роль они играют в раскрытии внутреннего мира героя? («Да кто же спрашивает мам наших стареньких?», «Да и к чему все это?», «Откуда во мне такое, Бог знает?», «Милость это Божья или что?», «Думаю, по плечу мне чудо такое или нет?»)

Риторические вопросы привлекают к обсуждаемой теме, выделяют мысль, которая интересует говорящего .Помогают понять, что герой находится в поиске жизненных истин, в поиске себя, ведет внутренний монолог с собой.


- С какой целью автор использует инверсию, то есть нарушает прямой порядок слов? Назовите примеры из текста и обоснуйте свою точку зрения. («Мам наших стареньких», «глупости человеческие», « возможность благоприятная», «милость Божья», «лист тополиный», «словам добрым», «грамоту нотную», «место живое», «листок следующий», «руки твои», «имя твое»). Прием инверсии способствует интонационному и смысловому выделению важных слов.

Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств мы автор раскрывает внутренний мир своего героя.


5. «Красная шляпа». Анализ художественной манеры письма А. Попова.


- У каждого писателя своя манера письма. Главный способ письма А. Попова- «тайнопись», слова-символы.

Назовите эти слова (Жизнь. Время. Путь. Стрелка часов. Секунда. Минута. Время года. День. Счастье. Вера. Добро. Чудо. Имя).


-Расшифруйте образы- символы данного рассказа.

Дворник-дворянин-инопланетянин (художник, философ).

Девочка- символ надежды.

Тополиный лист-чудо, добро, сердечко, ладонь.


-Как вы понимаете смысл финала текста? Назовите ключевые слова, повторяющиеся в начале и конце текста. Каким новым смыслом они наполнены в конце текста? (Желание обрести имя свое).


-Как вы понимаете смысл названия текста «Тополиная грамота»?


6. «Синяя шляпа». Подведение итогов урока. Чтение и экспертная оценка домашних сочинений в формате ОГЭ по данному тексту.

-Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А.Гончарова: «Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

-Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете иносказательный смысл предложений текста: « Не каждого ведь с новым днем поздравляют, а раз так, зерно надежды зародилось. Загорелся желанием мир удивить». Приведите 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждая Ваши рассуждения.

-Задание 15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания смысл жизни? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое смысл жизни?» Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. 

III. Рефлексия.

- А ваша тополиная грамота? Напишите мини – сочинение «Моя тополиная грамота» Чтение 3-4 мини-сочинений. («Моя тополиная грамота-это мой след, который я оставлю на земле после себя, это то, что говорит мне душа…»).




































«Зеленая шляпа». Анализ «словесной ткани» текста, языковых средств.


Анализ лексических и синтаксических языковых средств текста.


-Подберите контекстные синонимы к слову «дворник». Объясните их смысловую связь. Почему герой сравнивает себя с дворянином? (Этимологический корень «двор»).



- С какой целью в речь героя введены слова разговорной, сниженной лексики?

Назовите их.


-Дайте характеристику синтаксических особенностей речи героя.


-Какова роль односоставных предложений в монологе героя. Приведите примеры из текста.


- С какой целью использован прием парцелляции?


- Найдите риторические вопросы в тексте и подумайте, какую роль они играют в раскрытии внутреннего мира героя?

- С какой целью автор использует инверсию, то есть нарушает прямой порядок слов? Назовите примеры из текста и обоснуйте свою точку зрения.

Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств мы автор раскрывает внутренний мир своего героя.




2. «Черная шляпа». Взаимодействие главного героя с людьми во дворе.

-Как складываются взаимоотношения с начальством?

- Почему не сложилась жизнь после армии?

- Что думает о современном поколении?

-Как вы понимаете смысл предложения: «Сотовая связь из них совесть выела»?

Вывод.


3. «Желтая шляпа». Взаимодействие с девочкой.

-Какой урок преподносит дворнику девочка-крошка? Что помогает ему понять?

-Случайно ли это делает ребенок?

- Прочтите предложения, в которых говорится о духовном преображении героя? Как он поверил в себя?

- Как он изменил свое отношение к людям?

Вывод.







1. «Белая шляпа». Создание словесного образа дворника.

-Что вы можете сказать о главном герое?

-Чем он необычен?

-Почему автор не дает ему имени?

-Назовите вопросы, на которые пытается ответить герой рассказа. О чем он размышляет?

Вывод.

- Какие проблемы поднимает автор в тексте?



5. «Красная шляпа». Анализ художественной манеры письма А. Попова.


- У каждого писателя своя манера письма. Главный способ письма А. Попова- «тайнопись», слова-символы.

Назовите эти слова


-Расшифруйте образы- символы данного рассказа.

Дворник-

Девочка-

Тополиный лист-


-Как вы понимаете смысл финала текста? Назовите ключевые слова, повторяющиеся в начале и конце текста. Каким новым смыслом они наполнены в конце текста?


-Как вы понимаете смысл названия текста «Тополиная грамота»?


- А ваша тополиная грамота? Напишите мини – сочинение «Моя тополиная грамота». Чтение 3-4 мини-сочинений.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хлыстова Эмма Александровна

Дата: 13.02.2020

Номер свидетельства: 539488


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства