kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГВЭ по русскому языку в 10 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 10 классе.

Цель урока: 

Учить писать сочинение- рассуждение,  выражая собственную точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:   формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, работа в  парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа,.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГВЭ по русскому языку в 10 классе»»

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ГВЭ

по русскому языку в 10 классе».


Учитель русского языка и литературы высшей категории:

Беликова Светлана Александровна


Конспект урока развития речи в 10 классе.

Цель урока: 

- Учить писать сочинение- рассуждение , выражая собственную точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:  формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, работа в парах , индивидуальная работа, самостоятельная работа,.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

План урока.

Ӏ. Организационный момент.

  1.  Эмоциональный настрой.

  2. Знакомство с рабочим листом

II. Устная лексическая  работа. Расширение словарного запаса учащихся.

III. Актуализация знаний

ӀV Гимнастика для глаз

V. Работа над построением сочинения- рассуждения

V Ӏ . Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность»

V Ӏ Ӏ. Подведение итогов . Рефлексия.


Ход урока.



1. Организационный момент

Для создания психологического настроя демонстрируется видеоролик «Звездное небо»

На фоне музыки рассказываю легенду.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости, и урок я хочу начать необычно. Я вам расскажу легенду.

«На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и, конечно, в сдаче экзамена.

Учитель:

- Сегодня у нас очередной урок, посвященный подготовке к написанию сочинения – рассуждения. Мы будем собирать материалы, и делать это будем в рабочих листах.Чтобы быстро включиться в работу, я предлагаю вам осмыслить эпиграф к уроку.


«Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».

Франсуа Гизо

- Как Вы понимаете данные слова?

-О каком нравственном качестве мы будем говорить? Запишите это слово в клеточки столбика.

ӀӀ. Устная лексическая  работа:

А) Приём « Ассоциация»

-Предлагаю продолжить работу над словом ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, используя в работе прием «Ассоциация». Впишите это слово в квадратики и подберите ассоциации к этому слову. Какие образы, предметы, может быть, действия возникают у вас с этим словом. Запишите их рядом со словом. Какие ассоциации возникли у вас. Прочитайте. Почему?

Так что такое человечность? Давайте подберём гиперонимы ( т.е слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие)

Ученик: чувство, качество, свойство, понятие, черта характера.

Б) Работа со словом

Учитель: Поработаем ещё над этим словом

Подумаем, какая бывает человечность, и запишем в первый столбик определения- прилагательные.

Что может человечность? Подберите ряд глаголов


Какой бывает человечность?

Что может человечность?

Настоящей

проявляться

подлинной

оживлять, спасать

искренней

дать человеку возможность

безграничной

делать


А может быть человечность поддельной?


Б) Работа с карточками

Учитель:

У вас на столе лежат зеленые карточки, на которых записаны крылатые выражения мудрых людей. Прочитайте и вдумайтесь в эти слова.

(Один ученик читает вслух)


Крылатые выражения о человечности

  • Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.

- Георгий Александров -

  • Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.

- Конфуций -

  • Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

- Василий Сухомлинский –


Учитель:

Какое высказывание вам понравилось больше? Почему ? Объясните.



В) Работа в парах

Учитель:

Разделимся на группы, проведем исследования. Я попросила вас взять в библиотеке для урока словари. Найдите толкование этого слова в словарях.

( Учащиеся зачитывают толкование, а потом записывают в рабочий лист). Даниле я тоже сделала выписку из словаря синонимов!




Учитель: Я обратилась к словарю русских синонимов, Вот такое толкование дается здесь

Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Словарь русских синонимов


Учитель:


Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

Какие проявления человечности вы можете отметить в повседневной жизни?


Проявления человечности в повседневной жизни

  • Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.

  • Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.

  • Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.

  • Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.

  • Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.


Учитель: Наиболее ценны аргументы из литературы, которые показывают вашу начитанность и эрудицию. Какие произведения, отражающие это качество, вы можете назвать?



Проявления человечности в художественной литературе

- А.И.Солженицын « Матрёнин двор»

- М.А.Шолохов «Судьба человека»

-В.Г.Короленко «В дурном обществе»

-Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»

-В. Г. Распутин « Уроки французского»

-А.П.Платонов «Юшка»

III . Гимнастика для глаз

IV. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова композиция сочинения–рассуждения ?

– Тезис.

– Аргументы (доказательства).

– Вывод.


2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

Учитель: Итак, наше сочинение мы начинаем со вступления. Как мы можем это сделать?

Ученик:  Надо дать определение предложенного в задании слова.

Учитель: Верно. Нужно дать толкование слова, т.е. написать тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать

Учитель: Какие способы толкования слова вы знаете?

Ученик:  Понятийный - толкование понятия дается с опорой на толковый словарь.

Описательный – объяснение дается через описание признаков

Н-р: Человечность - это нравственное качество человека, благодаря которому мы с уважением, добротой, любовью относимся к людям.

Синонимический - значение слова раскрывается близким по значению словом.

Н-р: человечность -это милосердие, забота …

Учитель: Что пишем дальше в сочинении?

Ученик: Комментируем определение.

Учитель: Да, комментируя определение, мы должны показать наши размышления в соответствии с заявленным тезисом, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами из художественной литературы и нашего жизненного опыт, короче говоря, - это пояснение данного определения.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому  и  при каких обстоятельствах может быть проявлена человечность? Что может послужить причиной  проявленной  бесчеловечности?

Посмотрите на вопросы –подсказки, они помогут вам перейти к комментарию. Памятка №1

Вопросы-подсказки к комментарию

-Что мне известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера)?

- Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мною определение?

- Какое значение ключевых слов мне бы хотелось уточнить?

- Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?



V. Работа над построением сочинения- рассуждения

-Итак, запишите каждый своё вступление с комментарием. При написании вы можете использовать памятку №1 (клише для сочинения- рассуждения). Прочитайте, что у вас получилось. Памятка №2



Учитель: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения. Переходим к написанию самой важной Основной части сочинения подбору аргументов, их можно брать из личного жизненного опыта, из художественной литературы, можно использовать исторические факты, опираться на просмотренные телепередачи, кинофильмы. Работать будем по вариантам.


3. Работа  в группах.

1в - вспомнить и записать пример  из Вашего жизненного опыта


2в- вспомнить и записать пример из художественной литературы. Оформить аргумент  с использованием  выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов .

- Зачитать  аргументы по вариантам.

Или!!!поработаем над основной частью, соберём банк аргументов.( Назвать эпизоды)


Учитель:   Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.


VI. Домашние задание: .Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны доработать сочинение- рассуждение «Что такое человечность», а также выучить речевые клише, чтобы их использовать в дальнейшей работе.

Работая над сочинением, не забывайте о почерке, Пишите грамотно, разборчиво и аккуратно, чтобы написанное можно было проверить


 

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Удивительная вещь — экзамен. Одних он удивляет вопросами, других — ответами.

Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошим!

Учитель: подводя итог нашему разговору о человечности, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).

Бомж и собака


Не понять голодную собаку,
Тем, кто сытно ужинал вчера,
Старый бомж лаская Жучку плакал,
Отдавая ей пол сухаря:
"Ничего, моя собака, я не плачу,
Это слезы радости ,дружок,
Значит я схватил за хвост удачу,
Если смог кому-то дать кусок.
Посмотри, собака, мы поели,
Солнце светит, сухо и тепло,
Зиму пережили ,а в апреле
Нам ,с тобою, будет хорошо".
Старый бомж поглаживал собаку,
Что-то еле слышно бормоча,
И стекали слезы на рубаху
Очень тихо, словно два ручья.


Лолита Агафонова











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Беликова Светлана Александровна

Дата: 02.03.2021

Номер свидетельства: 574649

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства