kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Образование деепичастий несовершенного вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку урока русского языка в 7 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Образование деепичастий несовершенного вида"»

Разработка урока русского языка в 7 классе ( учащиеся 13-14 лет)

Тема урока: Образование деепричастий несовершенного вида.
Задачи:

- Образовательная: ознакомить учащихся со способами образования деепричастий несовершенного вида, формировать умение образовывать деепричастия несовершенного вида; продолжать учить находить деепричастие в тексте, уточняя признаки глагола и наречия.
- Развивающая: развивать мотивационные качества учащихся, самостоятельность, познавательный интерес и способности;

формировать умение логически рассуждать, чётко и исчерпывающе излагать свои мысли;

создавать для учащихся ситуации, с помощью которых развивается орфографическая зоркость;


-Воспитательная: формировать чувство уверенности в своих силах, умение работать в коллективе; воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Лингвистическая разминка

  3. Постановка проблемы

  4. Решение проблемы

  5. Закрепление

  6. Итог урока

  7. Домашнее задание

  8. Рефлексия

Тип урока:

закрепление полученных знаний и способов деятельности.

Методы и приёмы, используемые в ходе урока:

фронтальный, индивидуальный.

Формы работы учащихся на уроке:

Групповая, парная, коллективная, самостоятельная.

Оборудование: тетради, доска, компьютер и мультимедийное оборудование.



Несомненное преимущество деепричастий заключается

в их краткости и динамичности.

Д.Э. Розенталь




  1. Организационный момент

Вот свойство мое обязательное:
Неизменяемость как у наречия.
На вопросы что делая? Что сделав? отвечаю я.
Добавочное действие обозначаю я. (деепричастие)

Думаю, вы все догадались, что я веду речь о …? (деепричастии)



Подпишите число, классная работа.




2 . Лингвистическая разминка в форме игры «Четвёртый лишний»:


















-Что у вас получилось? Почему вы выписали именно эти слова?

-Что вы знаете о причастии? Особая форма глагола, совмещает признаки глагола ( время, вид, возвратность) и прилагательного (род, число, падеж), обозначает признак предмета по действию. Свой признак – разряд (действительное и страдательное).

-Какой частью речи являются остальные слова? (деепричастия).

Словарная работа.

-Знаете ли вы, что такое генеалогическое дерево? (родословное, схематически представляет родственные связи).

3. Постановка проблемы.

Каждый человек имеет свои корни, так называемое своё генеалогическое древо. Сейчас многие увлекаются составлением своего генеалогического древа, проводят исследовательскую работу, запрашивают сведения о своих предках в архивах, чтобы потомки знали о своих праотцах. Это на самом деле интересно, ведь кто-то из нас похож на маму или папу, а кто-то на бабушку или даже прабабушку. Давайте попробуем составить генеалогическое древо деепричастия.

Что, по-вашему, является его родителями и какие признаки позаимствовало деепричастие от них? Работа в парах. Запишите признаки глагола и наречия.

От глагола: возвратность, переходность, вид, управляет теми же падежами, что и глагол, правописание с не, одинаковое с глаголом лексическое значение.

От наречия: не изменяется и не имеет окончаний, в предложении зависят от глагола-сказуемого, в предложении выступают в роли обстоятельства, отвечают на вопросы как? Каким образом? Когда? Почему? Эта информация для нас сегодня будет полезна.





4. Решение проблемы.

Объединитесь в группы по 4 человека.

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них деепричастия. Выпишите слова в столбик.

1. Н. А. Некрасов “Однажды…”:

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…

2.Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

3. С. Я. Маршак “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

4. И. А. Бунин:

 В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…

5. А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

 Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;



Проверяем:

Какой постоянный признак, заимствованный от глагола, объединяет все эти деепричастия? Признак определяется по вопросу.

Сформулируйте тему урока.

В соответствии с темой давайте определим круг вопросов, на которые мы должны получить ответ.

Для ответа на 1 вопрос вновь обратите внимание на стихотворные строки. Подумайте, что обозначают деепричастия. Обратите внимание на глаголы, к которым они относятся. (Деепричастие несов. вида указывает, что дополнительное. Добавочное действие происходит одновременно с главным, основным.) Отвечает на вопрос Что делая?

Как образуется?

Для этого рядом с деепричастиями, записанными в столбик напишите глаголы в настоящем времени. Сделайте вывод, что послужило основой для образования деепричастия несов. вида.



Что добавили к основе настоящего времени? (Суффикс А.Я)

Сделайте вывод.



5. Закрепление: Задание на карточках.

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

1) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, выш..вая на пяльцах, перед открытым окошком. 2) Кибитка тихо подвигалась, то в(?)езжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. 3) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 4) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 5) Поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, кузнец полез за кошкою. 6) Он (Владимир Дубровский) долго молчал, потупя голову. 7) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 8) Садовник повёл пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с бе..покойством поглядывая на свои шаровары, разорва(н, нн)ые и замара(н, нн)ые зеленью. 9) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н, нн)ого разбойника.

6. Итог урока

- Итак, на какие вопросы мы сегодня нашли ответы?

Обратимся к высказыванию Дитмара Розенталя. Известно вам это имя? (известный советский и русский лингвист, автор множества трудов по русскому языку).

7. Домашнее задание на выбор:

1.Напишите мини – сочинение «Снегопад», максимально используя деепричастия несовершенного вида.

2. упр.241

8. Рефлексия

Что перед вами? (фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Значение не определяется значением входящих слов, взятых по отдельности).

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Образование деепичастий несовершенного вида"

Автор: Собинина Светлана Юрьевна

Дата: 20.09.2022

Номер свидетельства: 613414


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства