Цель урока: формирование навыков определения винительного падежа имён прилагательных по падежам имён существительных женского рода.
Задачи урока:
1. Обучающие:
-формировать знания и умения правильно писать окончания имён прилагательных и существительных женского рода в винительном падеже.
2. Развивающие:
-корригировать мыслительную деятельность и орфографическую зоркость обучающихся на основе практических упражнений;
-развивать письменную и устную речь.
3. Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, интерес и уважение к родному языку;
- формировать умений организовать себя, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль.
4.Коррекционные: коррекция мышления, внимания, памяти, связной речи обучающихся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный,работа по опорным таблицам.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: карточки – для игры «Третий лишний», раздаточный материал для самостоятельной работы, карточки-опоры, мини-коллаж «Вопросы винительного падежа».
Ход урока:
1.Орг. момент. .(2мин) Доброе утро……Начинается урок… (Все говорят вслух речёвку-девиз на начало урока): Будем думать, слушать, рассуждать и друг другу помогать.
2.Актуализация знаний. (10 мин) Предлагаю начать урок с устной работы – с игры «Третий лишний» (оформлено на доске):-Дом, школа, работа.
-Учение, одноклассница, школьник.
-Ученик, прилежный, учитель.
-Красивый, радостный, школа.
-Добрый, весёлый, чистого.
Молодцы, ребята…Ответьте, пожалуйста, над какой темой мы работали на прошлых уроках?
А что вы уже знаете о прилагательном? На какие вопросы отвечает? Как оно изменяется?
Для чего нам нужна такая часть речи – прилагательное? Приведите примеры…
(я могу давать наводящие слова: дом-.., школа-.., сад-…, книга-…, молоко-…).
Записываем в тетрадях число…и выполняем задание на повторение: вставьте окончание существительного и прилагательного, определите род и падеж (по цепочке обучающиеся выходят к доске):
Солнце (какое?) тёплое, хлебом (каким?) свежим, к маме (какой) любимой,
нет земли (какой?) родной, о доме (каком?) новом.
Закончили работу, но у меня к вам вопрос: все ли падежи мы повторили?
Молодцы, вы правильно определили – в нашей работе не было словосочетания, в
котором существительное стояло бы в форме винительного падежа.
Догадайтесь, над каким падежом мы сегодня с вами поработаем?
3. Первичное усвоение материала. (8мин) Каковы особенности винительного падежа, чем он отличается от других падежей? У него тоже 2 вопроса, но если мы зададим вопрос к существительному одушевлённому, он будет звучать: КОГО?, а если к неодушевлённому – ЧТО?
Записываем тему урока: Винительный падеж имён прилагательных женского рода.
Ребята, как объяснить тему? (прилагательное при существительном стоит в том же роде и падеже).
Докажем это на примерах. Запишем предложения, в которых будем находить существительные, определять род и падеж, а также ставить вопрос к прилагательным: Я встретила лучшую подругу. Она читала интересную книгу. Мы сложили в коробку старую машину и большую куклу. В магазине брат купил синюю тетрадь.
4.Физминутка для глаз…(1мин) проводит ученик!
5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний. (7мин)
Работа с учебником: с 190 № 319 (1-3 предложения) – выполняем устно.
6. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности – самостоятельно: (5мин) Определите падеж существительных в предложении, найдите прилагательное и задайте к нему вопрос:Ребята поют весёл… песн…. (индивидуальная работа на карточках).
7.Рефлексия деятельности:(3мин) Назовите вопросы винительного падежа?
Как определить существительное женского рода? Как надо поступить, чтобы правильно написать окончание прилагательного?
8. Домашнее задание: (2мин) с 190 № 319
9. Итог урока, оценки: (2мин):
С чего мы начали урок, какие слова сказали: будем думать, слушать, рассуждать и друг другу помогать. – выполнили своё обещание?
Что понравилось на уроке? Чему научился на уроке? Как оцениваешь свою работу?
Ребята, мне понравилась ваша работа на уроке: вы старались говорить полными предложениями,
вы развиваете правильную, грамотную речь,
для нас главное – научиться общаться, быть понятыми – это залог счастливой жизни.
Приложение
(№1): Я люблю младш… сестр…. Так хочется услышать весен… капель. На вокзале папа встретил родн… тёт…. В магазине брат купил син… тетрадь.
( №2):Определи падеж существительных в предложении, найди прилагательное и задай к нему вопрос:Ребята поют весёл… песн….