kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Суд над Госпожой частицей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний частей речи. Правописание частиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Суд над Госпожой частицей"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ

ГККП «АЛМАТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МОДЫ И ДИЗАЙНА»



Утверждаю

Зам. Директора по УР

________Уябаева Г.Ж.

«20»__апреля_________2020г.



Открытый урок по русскому языку на тему:

Частица как служебная часть речи «Суд над госпожой частицей»





Разработала: Алексеенко Н.В.





















Цели урока: Дать понятие о частице как о служебной части речи; познакомить студентов с разрядами частиц; определить роль частиц в образовании формы наклонений глагола; повторить правописание частицы НЕ с различными частями речи; повторить типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; развить внимание, память, быстроту реакции; воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок обобщения и закрепления материала.

Форма: Нестандартный урок (урок-суд)

Методы: Игровые(драматизация)

Оборудование: Карточки с заданиями.

ХОД УРОКА:

1.Орг. момент.

а) организация внимания класса;

б) объяснение целей и задач урока.



2.Повторение предыдущего материала.

Фронтальный опрос.

- На какие две группы делятся части речи?

- В чем отличие самостоятельных частей от служебных?

- Какие самостоятельные части речи мы изучили в этом году?

- С какими служебными частями речи мы познакомились?

- В чем сходство и различие предлогов и союзов?



3.Вступительное слово учителя.



Ребята! Сегодня мы приступаем к изучению еще одной служебной части речи – ЧАСТИЦЫ.

Запишите число, «классная работа». Тема нашего урока: «Частица как служебная часть речи. Разряды частиц»

Мы должны определить:

Для чего служат частицы в предложении;

Познакомиться с разрядами частиц;

Урок наш пройдет не совсем в обычной форме, но все же это урок, поэтому все, что будет записано на доске, должно быть зафиксировано в ваших тетрадях.

Итак, Дело №52/154.

2. Игра

Секретарь:

Встать! Суд идет! Судебное заседание по делу 52/154 объявляется открытым. Обвиняемая госпожа Частица. Истцы – ТОО «Самостоятельные части речи»



Судья:

Ознакомившись с обстоятельствами дела, суд готов заслушать стороны. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель:

Обвиняется госпожа Частица в том, что она, пользуясь своим служебным положением, сводит на нет все усилия ТОО «Самостоятельные части речи» по созданию стройной, красивой, разумной речи. Сторона обвинителя приглашает свидетеля Глагола.

Глагол:

Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Простите за мою горячность, но эта с позволения сказать Частица речи все мои действия переводит в разряд какого-то желания, возможного при каком-то условии! Вот послушайте, пожалуйста: Написал – написал бы.

Придумал – придумал бы (на доске)

Адвокат:

Протестую. Сторона Защиты просит приобщить к делу документ №340, который нам докажет, что частица БЫ, не может замышлять ничего дурного против глагола. ( Присяжный – один из учеников зачитывает текст упр.340)

От глагола быть в значении «существовать» образовалось целое гнездо слов, в том числе частица БЫ. В древнерусском языке для образования сослагательного(условного) наклонения к причастию на –л нужно было прибавить глагол быти в форме прошедшего времени ( он назывался аорист). Например условное наклонение от глагола думать выглядело бы так: (я) бытхъ думал, (ты) бы думал, (он) бы думал, (вы) бысте думали, (они) быша думали, (мы) быхом думали.

Постепенно система времен в языке изменялась… Не стало аориста. А форма 2-го и 3-го лица единственного числа от глагола быти сохранилась как частица БЫ, образующая условное наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.

Адвокат:

А частица-то, оказывается , раньше была глаголом! Может ли она замышлять против своего дальнего родственника какие-то интриги? Нет! (у доски)

Формообразующие частицы бы, давай, пускай, пусть, да, ка честно несут свою службу, образуя формы условного и повелительного наклонений глагола.

Судья:

Протест принят.



Обвинитель:

Ваша честь. Но у глаголов есть форма повелительного наклонения:

Пишет-пиши, пишите,

Образующаяся при помощи суффикса И.





Адвокат:

Ваша честь! Но частица смягчает приказ или просьбу:

Пиши-ка, давай напишем, помогая глаголу прозвучать мягче.



Судья:

Протест стороны защиты принят.



Обвинитель:

Ваша честь! Сторона обвинения просит пригласить свидетеля господина Существительное.



Существительное:

Ваша честь! Мы, знаменательные части речи, полны негодования, госпожа Частица просто преследует нас, превращая все в обратное, противоположное или отрицая все начисто. (у доски)

Когда нет ее, везде царит

Правда. Все спокойны.

Но появляется она, и вот уже

Не правда, а ложь. Все не

Спокойны, а возмущены. Я думаю, частицу надо изгнать из нашего царства.



Адвокат:

Ни в коем случае! Простите, ваша честь, господа присяжные, послушайте, что случилось со страной, в которой исчезла частица НЕ.

(Один ученик зачитывает стихотворение «Радионяни» о частице НЕ)



Обвинитель:

Обвинитель не находит в словах очевидца ничего странного



Судья:

Господин защитник! Объясните показания вашего свидетеля.



Адвокат:

Ваша честь! Отрицательные частицы НЕ и НИ и вправду придают отрицательное и, между прочим, иногда положительное значение словам и предложениям в силу служебных обязанностей.

Многим словам частица так становится дорога, что она становится частью корня, слова без нее теряют смысл.



Судья:

Протест стороны защиты принят.





Обвинитель:

Господин судья! У обвинения есть доказательства что госпожа частица саботирует действия самостоятельных частиц, внося в создаваемые ими словосочетания и предложения различные сомнительные оттенки.

(Присяжным предлагается для рассмотрения записка. Студенты сравнивают два текста).

Вот послушайте: Было интересно. Все вернулись довольные. Скоро поедем снова.

Но вмешательство Госпожи Частицы все испортило.

Сравните: Разве было интересно? Все еще вернулись довольные. Вряд ли поедем снова.

Адвокат:

Уважаемый суд! Господа присяжные! Все эти дополнительные оттенки радости, сомнения, усиления, украшают нашу речь, делают ее эмоциональной.

( у доски)

Это основная работа модальных частиц разве, ведь, лишь, еще, ли, как и и др.



Судья:

Для выяснения обстоятельств дела. Присяжные проведут дополнительный следственный эксперимент.



Секретарь:

Объявляется перерыв для проведения следственного эксперимента.

(студенты выполняют задания)



Судья:

Уважаемые присяжные! Прежде, чем начать следственный эксперимент,

- К какой группе частей речи относится частица?

- Какие разряды частиц вы определили?

- Какие грамматические формы образуют формообразующие частицы?

- Какие частицы называются отрицательными?

- Какую роль в предложении выполняют модальные частицы?





Следственный эксперимент

Задания по группам

Судья:

  1. Выписать как можно больше слов, не употребляемых без НЕ, из данного стихотворения.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ,

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье:

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки,

Голубые цвели забудки,

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа

А из школы, взявшись за ручки

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу все утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

По 1 ученику с команды слова записывают на доске.



Судья:

-Как пишутся эти слова с НЕ? (слитно)

- Можем ли мы их употреблять без НЕ

(нет они теряют лексическое значение)

- Какие части речи всегда пишутся раздельно с НЕ?

(глаголы и деепричастия, кроме тех случаев когда без НЕ не употребляются)



  1. Образовать формы условного и повелительного наклонений от данных глаголов

По 1 ученику выходят к доске.

  1. Подумать, рассказать, искупаться

  2. Пригласить, показать, отправить

  3. Встретить, украсить, решить

Судья:

- Какую обычно позицию занимает частица бы?

- Может ли она стоять перед глаголом?

- Как пишется со словами частица БЫ?

- Как пишется со словами частица КА?



Судья:

Поступила жалоба от господина Местоимение , что Госпожа Частица БЫ и ЖЕ вносят путаницу и их все время пишут слитно с местоимением.

- Как различить частицы БЫ и ЖЕ после местоимений от омонимичных такому сочетанию союзов?

1. Что бы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Она была также красива, как и ее мать.

2 Чтобы ни произошло, ты должен верить мне.

Я полагал и его так же застать у вас.

Третий эксперимент должен показать роль частиц в предложениях различных по цели высказывания.

  1. Работает группа. Один ученик выходит и зачитывает.

Подчеркните в тексте все частицы и определите их разряды. Определите тип предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.



  1. Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Ну как не порадеть родному человечку!?

Была бы охота, заладится любая работа.

То же самое случилось и с офицерами.



  1. Что же ты молчишь?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

На площадке ни души.

Пригляди-ка ты за костром.

Судья:

-Какие разряды частиц вы определили в вашем тексте?

4. Составить тест, используя частицы БЫ, НЕ, ВЕДЬ, РАЗВЕ, ДАВАЙ.

Судья:

И последний эксперимент, покажет, необходимы ли частицы в поэтической речи.

  1. Литературная викторина

Из каких произведений строки, укажите частицы, определите разряд:

Скажи-ка, дядя ведь недаром…

И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.

А вы, друзья, как ни садитесь все в музыканты не годитесь.

Судья:

Следственный эксперимент окончен. Прошу занимать свои места в зале.



Секретарь:

Слушание дела по делу Госпожи Частицы продолжается. Слово предоставляется обвиняемой – Госпоже Частице



Частица:

Ваша честь, Господа присяжные заседатели. Спасибо, что защитили мое право на службу. Обязуюсь впредь справно участвовать в образовании форм глагола и осторожно вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений.



Судья:

Уважаемые присяжные , позвольте поблагодарить вас за объективность и компетентность.

СУД ПОСТАНОВИЛ:

Считать Госпожу Частицу НЕ ВИНОВНОЙ в превышении служебных полномочий. Объявить благодарность за честную службу.



Секретарь:

Судебное заседание объявляется закрытым.



Домашнее задание: написать мини-сочинение на темы «Если б я был…» «Давайте сделаем наш город чистым» используя частицы разных разрядов.















Форма 06.1-06/4. Издание 1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку "Суд над Госпожой частицей"

Автор: Алексеенко Нина Васильевна

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства