Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Суд над Госпожой частицей"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ
ГККП «АЛМАТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МОДЫ И ДИЗАЙНА»
Утверждаю
Зам. Директора по УР
________Уябаева Г.Ж.
«20»__апреля_________2020г.
Открытый урок по русскому языку на тему:
Частица как служебная часть речи «Суд над госпожой частицей»
Разработала: Алексеенко Н.В.
Цели урока: Дать понятие о частице как о служебной части речи; познакомить студентов с разрядами частиц; определить роль частиц в образовании формы наклонений глагола; повторить правописание частицы НЕ с различными частями речи; повторить типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; развить внимание, память, быстроту реакции; воспитать любовь к русскому языку.
Тип урока: Урок обобщения и закрепления материала.
Форма: Нестандартный урок (урок-суд)
Методы: Игровые(драматизация)
Оборудование: Карточки с заданиями.
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент.
а) организация внимания класса;
б) объяснение целей и задач урока.
2.Повторение предыдущего материала.
Фронтальный опрос.
- На какие две группы делятся части речи?
- В чем отличие самостоятельных частей от служебных?
- Какие самостоятельные части речи мы изучили в этом году?
- С какими служебными частями речи мы познакомились?
- В чем сходство и различие предлогов и союзов?
3.Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы приступаем к изучению еще одной служебной части речи – ЧАСТИЦЫ.
Запишите число, «классная работа». Тема нашего урока: «Частица как служебная часть речи. Разряды частиц»
Мы должны определить:
Для чего служат частицы в предложении;
Познакомиться с разрядами частиц;
Урок наш пройдет не совсем в обычной форме, но все же это урок, поэтому все, что будет записано на доске, должно быть зафиксировано в ваших тетрадях.
Итак, Дело №52/154.
2. Игра
Секретарь:
Встать! Суд идет! Судебное заседание по делу 52/154 объявляется открытым. Обвиняемая госпожа Частица. Истцы – ТОО «Самостоятельные части речи»
Судья:
Ознакомившись с обстоятельствами дела, суд готов заслушать стороны. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель:
Обвиняется госпожа Частица в том, что она, пользуясь своим служебным положением, сводит на нет все усилия ТОО «Самостоятельные части речи» по созданию стройной, красивой, разумной речи. Сторона обвинителя приглашает свидетеля Глагола.
Глагол:
Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Простите за мою горячность, но эта с позволения сказать Частица речи все мои действия переводит в разряд какого-то желания, возможного при каком-то условии! Вот послушайте, пожалуйста: Написал – написал бы.
Придумал – придумал бы (на доске)
Адвокат:
Протестую. Сторона Защиты просит приобщить к делу документ №340, который нам докажет, что частица БЫ, не может замышлять ничего дурного против глагола. ( Присяжный – один из учеников зачитывает текступр.340)
От глагола быть в значении «существовать» образовалось целое гнездо слов, в том числе частица БЫ. В древнерусском языке для образования сослагательного(условного) наклоненияк причастию на –л нужно было прибавить глагол быти в форме прошедшего времени ( он назывался аорист). Например условное наклонение от глагола думать выглядело бы так: (я) бытхъ думал, (ты) бы думал, (он) бы думал, (вы) бысте думали, (они) быша думали, (мы) быхом думали.
Постепенно система времен в языке изменялась… Не стало аориста. А форма 2-го и 3-го лица единственного числа от глагола быти сохранилась как частица БЫ, образующая условное наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.
Адвокат:
А частица-то, оказывается , раньше была глаголом! Может ли она замышлять против своего дальнего родственника какие-то интриги? Нет! (у доски)
Формообразующие частицы бы, давай, пускай, пусть, да, ка честно несут свою службу, образуя формы условного и повелительного наклонений глагола.
Судья:
Протест принят.
Обвинитель:
Ваша честь. Но у глаголов есть форма повелительного наклонения:
Пишет-пиши, пишите,
Образующаяся при помощи суффикса И.
Адвокат:
Ваша честь! Но частица смягчает приказ или просьбу:
Ваша честь! Сторона обвинения просит пригласить свидетеля господина Существительное.
Существительное:
Ваша честь! Мы, знаменательные части речи, полны негодования, госпожа Частица просто преследует нас, превращая все в обратное, противоположное или отрицая все начисто. (у доски)
Когда нет ее, везде царит
Правда. Все спокойны.
Но появляется она, и вот уже
Не правда, а ложь. Все не
Спокойны, а возмущены. Я думаю, частицу надо изгнать из нашего царства.
Адвокат:
Ни в коем случае! Простите, ваша честь, господа присяжные, послушайте, что случилось со страной, в которой исчезла частица НЕ.
(Один ученик зачитывает стихотворение «Радионяни» о частице НЕ)
Обвинитель:
Обвинитель не находит в словах очевидца ничего странного
Ваша честь! Отрицательные частицы НЕ и НИ и вправду придают отрицательное и, между прочим, иногда положительное значение словам и предложениям в силу служебных обязанностей.
Многим словам частица так становится дорога, что она становится частью корня, слова без нее теряют смысл.
Судья:
Протест стороны защиты принят.
Обвинитель:
Господин судья! У обвинения есть доказательства что госпожа частица саботирует действия самостоятельных частиц, внося в создаваемые ими словосочетания и предложения различные сомнительные оттенки.
(Присяжным предлагается для рассмотрения записка. Студенты сравнивают два текста).
Вот послушайте: Было интересно. Все вернулись довольные. Скоро поедем снова.
Но вмешательство Госпожи Частицы все испортило.
Сравните: Разве было интересно? Все еще вернулись довольные. Вряд ли поедем снова.
Адвокат:
Уважаемый суд! Господа присяжные! Все эти дополнительные оттенки радости, сомнения, усиления, украшают нашу речь, делают ее эмоциональной.
( у доски)
Это основная работа модальных частиц разве, ведь, лишь, еще, ли, как и и др.
Судья:
Для выяснения обстоятельств дела. Присяжные проведут дополнительный следственный эксперимент.
Секретарь:
Объявляется перерыв для проведения следственного эксперимента.
(студенты выполняют задания)
Судья:
Уважаемые присяжные! Прежде, чем начать следственный эксперимент,
- К какой группе частей речи относится частица?
- Какие разряды частиц вы определили?
- Какие грамматические формы образуют формообразующие частицы?
- Какие частицы называются отрицательными?
- Какую роль в предложении выполняют модальные частицы?
Следственный эксперимент
Задания по группам
Судья:
Выписать как можно больше слов, не употребляемых без НЕ, из данного стихотворения.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ,
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье:
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки,
Голубые цвели забудки,
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа
А из школы, взявшись за ручки
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу все утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
По 1 ученику с команды слова записывают на доске.
Судья:
-Как пишутся эти слова с НЕ? (слитно)
- Можем ли мы их употреблять без НЕ
(нет они теряют лексическое значение)
- Какие части речи всегда пишутся раздельно с НЕ?
(глаголы и деепричастия, кроме тех случаев когда без НЕ не употребляются)
Образовать формы условного и повелительного наклонений от данных глаголов
По 1 ученику выходят к доске.
Подумать, рассказать, искупаться
Пригласить, показать, отправить
Встретить, украсить, решить
Судья:
- Какую обычно позицию занимает частица бы?
- Может ли она стоять перед глаголом?
- Как пишется со словами частица БЫ?
- Как пишется со словами частица КА?
Судья:
Поступила жалоба от господина Местоимение , что Госпожа Частица БЫ и ЖЕ вносят путаницу и их все время пишут слитно с местоимением.
- Как различить частицы БЫ и ЖЕ после местоимений от омонимичных такому сочетанию союзов?
1. Что бы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Она была также красива, как и ее мать.
2 Чтобы ни произошло, ты должен верить мне.
Я полагал и его так же застать у вас.
Третий эксперимент должен показать роль частиц в предложениях различных по цели высказывания.
Работает группа. Один ученик выходит и зачитывает.
Подчеркните в тексте все частицы и определите их разряды. Определите тип предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Ну как не порадеть родному человечку!?
Была бы охота, заладится любая работа.
То же самое случилось и с офицерами.
Что же ты молчишь?
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
На площадке ни души.
Пригляди-ка ты за костром.
Судья:
-Какие разряды частиц вы определили в вашем тексте?
4. Составить тест, используя частицы БЫ, НЕ, ВЕДЬ, РАЗВЕ, ДАВАЙ.
Судья:
И последний эксперимент, покажет, необходимы ли частицы в поэтической речи.
Литературная викторина
Из каких произведений строки, укажите частицы, определите разряд:
Скажи-ка, дядя ведь недаром…
И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.
А вы, друзья, как ни садитесь все в музыканты не годитесь.
Судья:
Следственный эксперимент окончен. Прошу занимать свои места в зале.
Секретарь:
Слушание дела по делу Госпожи Частицы продолжается. Слово предоставляется обвиняемой – Госпоже Частице
Частица:
Ваша честь, Господа присяжные заседатели. Спасибо, что защитили мое право на службу. Обязуюсь впредь справно участвовать в образовании форм глагола и осторожно вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений.
Судья:
Уважаемые присяжные , позвольте поблагодарить вас за объективность и компетентность.
СУД ПОСТАНОВИЛ:
Считать Госпожу Частицу НЕ ВИНОВНОЙ в превышении служебных полномочий. Объявить благодарность за честную службу.
Секретарь:
Судебное заседание объявляется закрытым.
Домашнее задание: написать мини-сочинение на темы «Если б я был…» «Давайте сделаем наш город чистым» используя частицы разных разрядов.