kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку "Суд над Госпожой частицей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний частей речи. Правописание частиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Суд над Госпожой частицей"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ

ГККП «АЛМАТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МОДЫ И ДИЗАЙНА»



Утверждаю

Зам. Директора по УР

________Уябаева Г.Ж.

«20»__апреля_________2020г.



Открытый урок по русскому языку на тему:

Частица как служебная часть речи «Суд над госпожой частицей»





Разработала: Алексеенко Н.В.





















Цели урока: Дать понятие о частице как о служебной части речи; познакомить студентов с разрядами частиц; определить роль частиц в образовании формы наклонений глагола; повторить правописание частицы НЕ с различными частями речи; повторить типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; развить внимание, память, быстроту реакции; воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок обобщения и закрепления материала.

Форма: Нестандартный урок (урок-суд)

Методы: Игровые(драматизация)

Оборудование: Карточки с заданиями.

ХОД УРОКА:

1.Орг. момент.

а) организация внимания класса;

б) объяснение целей и задач урока.



2.Повторение предыдущего материала.

Фронтальный опрос.

- На какие две группы делятся части речи?

- В чем отличие самостоятельных частей от служебных?

- Какие самостоятельные части речи мы изучили в этом году?

- С какими служебными частями речи мы познакомились?

- В чем сходство и различие предлогов и союзов?



3.Вступительное слово учителя.



Ребята! Сегодня мы приступаем к изучению еще одной служебной части речи – ЧАСТИЦЫ.

Запишите число, «классная работа». Тема нашего урока: «Частица как служебная часть речи. Разряды частиц»

Мы должны определить:

Для чего служат частицы в предложении;

Познакомиться с разрядами частиц;

Урок наш пройдет не совсем в обычной форме, но все же это урок, поэтому все, что будет записано на доске, должно быть зафиксировано в ваших тетрадях.

Итак, Дело №52/154.

2. Игра

Секретарь:

Встать! Суд идет! Судебное заседание по делу 52/154 объявляется открытым. Обвиняемая госпожа Частица. Истцы – ТОО «Самостоятельные части речи»



Судья:

Ознакомившись с обстоятельствами дела, суд готов заслушать стороны. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель:

Обвиняется госпожа Частица в том, что она, пользуясь своим служебным положением, сводит на нет все усилия ТОО «Самостоятельные части речи» по созданию стройной, красивой, разумной речи. Сторона обвинителя приглашает свидетеля Глагола.

Глагол:

Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Простите за мою горячность, но эта с позволения сказать Частица речи все мои действия переводит в разряд какого-то желания, возможного при каком-то условии! Вот послушайте, пожалуйста: Написал – написал бы.

Придумал – придумал бы (на доске)

Адвокат:

Протестую. Сторона Защиты просит приобщить к делу документ №340, который нам докажет, что частица БЫ, не может замышлять ничего дурного против глагола. ( Присяжный – один из учеников зачитывает текст упр.340)

От глагола быть в значении «существовать» образовалось целое гнездо слов, в том числе частица БЫ. В древнерусском языке для образования сослагательного(условного) наклонения к причастию на –л нужно было прибавить глагол быти в форме прошедшего времени ( он назывался аорист). Например условное наклонение от глагола думать выглядело бы так: (я) бытхъ думал, (ты) бы думал, (он) бы думал, (вы) бысте думали, (они) быша думали, (мы) быхом думали.

Постепенно система времен в языке изменялась… Не стало аориста. А форма 2-го и 3-го лица единственного числа от глагола быти сохранилась как частица БЫ, образующая условное наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.

Адвокат:

А частица-то, оказывается , раньше была глаголом! Может ли она замышлять против своего дальнего родственника какие-то интриги? Нет! (у доски)

Формообразующие частицы бы, давай, пускай, пусть, да, ка честно несут свою службу, образуя формы условного и повелительного наклонений глагола.

Судья:

Протест принят.



Обвинитель:

Ваша честь. Но у глаголов есть форма повелительного наклонения:

Пишет-пиши, пишите,

Образующаяся при помощи суффикса И.





Адвокат:

Ваша честь! Но частица смягчает приказ или просьбу:

Пиши-ка, давай напишем, помогая глаголу прозвучать мягче.



Судья:

Протест стороны защиты принят.



Обвинитель:

Ваша честь! Сторона обвинения просит пригласить свидетеля господина Существительное.



Существительное:

Ваша честь! Мы, знаменательные части речи, полны негодования, госпожа Частица просто преследует нас, превращая все в обратное, противоположное или отрицая все начисто. (у доски)

Когда нет ее, везде царит

Правда. Все спокойны.

Но появляется она, и вот уже

Не правда, а ложь. Все не

Спокойны, а возмущены. Я думаю, частицу надо изгнать из нашего царства.



Адвокат:

Ни в коем случае! Простите, ваша честь, господа присяжные, послушайте, что случилось со страной, в которой исчезла частица НЕ.

(Один ученик зачитывает стихотворение «Радионяни» о частице НЕ)



Обвинитель:

Обвинитель не находит в словах очевидца ничего странного



Судья:

Господин защитник! Объясните показания вашего свидетеля.



Адвокат:

Ваша честь! Отрицательные частицы НЕ и НИ и вправду придают отрицательное и, между прочим, иногда положительное значение словам и предложениям в силу служебных обязанностей.

Многим словам частица так становится дорога, что она становится частью корня, слова без нее теряют смысл.



Судья:

Протест стороны защиты принят.





Обвинитель:

Господин судья! У обвинения есть доказательства что госпожа частица саботирует действия самостоятельных частиц, внося в создаваемые ими словосочетания и предложения различные сомнительные оттенки.

(Присяжным предлагается для рассмотрения записка. Студенты сравнивают два текста).

Вот послушайте: Было интересно. Все вернулись довольные. Скоро поедем снова.

Но вмешательство Госпожи Частицы все испортило.

Сравните: Разве было интересно? Все еще вернулись довольные. Вряд ли поедем снова.

Адвокат:

Уважаемый суд! Господа присяжные! Все эти дополнительные оттенки радости, сомнения, усиления, украшают нашу речь, делают ее эмоциональной.

( у доски)

Это основная работа модальных частиц разве, ведь, лишь, еще, ли, как и и др.



Судья:

Для выяснения обстоятельств дела. Присяжные проведут дополнительный следственный эксперимент.



Секретарь:

Объявляется перерыв для проведения следственного эксперимента.

(студенты выполняют задания)



Судья:

Уважаемые присяжные! Прежде, чем начать следственный эксперимент,

- К какой группе частей речи относится частица?

- Какие разряды частиц вы определили?

- Какие грамматические формы образуют формообразующие частицы?

- Какие частицы называются отрицательными?

- Какую роль в предложении выполняют модальные частицы?





Следственный эксперимент

Задания по группам

Судья:

  1. Выписать как можно больше слов, не употребляемых без НЕ, из данного стихотворения.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ,

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье:

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки,

Голубые цвели забудки,

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа

А из школы, взявшись за ручки

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу все утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

По 1 ученику с команды слова записывают на доске.



Судья:

-Как пишутся эти слова с НЕ? (слитно)

- Можем ли мы их употреблять без НЕ

(нет они теряют лексическое значение)

- Какие части речи всегда пишутся раздельно с НЕ?

(глаголы и деепричастия, кроме тех случаев когда без НЕ не употребляются)



  1. Образовать формы условного и повелительного наклонений от данных глаголов

По 1 ученику выходят к доске.

  1. Подумать, рассказать, искупаться

  2. Пригласить, показать, отправить

  3. Встретить, украсить, решить

Судья:

- Какую обычно позицию занимает частица бы?

- Может ли она стоять перед глаголом?

- Как пишется со словами частица БЫ?

- Как пишется со словами частица КА?



Судья:

Поступила жалоба от господина Местоимение , что Госпожа Частица БЫ и ЖЕ вносят путаницу и их все время пишут слитно с местоимением.

- Как различить частицы БЫ и ЖЕ после местоимений от омонимичных такому сочетанию союзов?

1. Что бы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Она была также красива, как и ее мать.

2 Чтобы ни произошло, ты должен верить мне.

Я полагал и его так же застать у вас.

Третий эксперимент должен показать роль частиц в предложениях различных по цели высказывания.

  1. Работает группа. Один ученик выходит и зачитывает.

Подчеркните в тексте все частицы и определите их разряды. Определите тип предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.



  1. Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Ну как не порадеть родному человечку!?

Была бы охота, заладится любая работа.

То же самое случилось и с офицерами.



  1. Что же ты молчишь?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

На площадке ни души.

Пригляди-ка ты за костром.

Судья:

-Какие разряды частиц вы определили в вашем тексте?

4. Составить тест, используя частицы БЫ, НЕ, ВЕДЬ, РАЗВЕ, ДАВАЙ.

Судья:

И последний эксперимент, покажет, необходимы ли частицы в поэтической речи.

  1. Литературная викторина

Из каких произведений строки, укажите частицы, определите разряд:

Скажи-ка, дядя ведь недаром…

И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.

А вы, друзья, как ни садитесь все в музыканты не годитесь.

Судья:

Следственный эксперимент окончен. Прошу занимать свои места в зале.



Секретарь:

Слушание дела по делу Госпожи Частицы продолжается. Слово предоставляется обвиняемой – Госпоже Частице



Частица:

Ваша честь, Господа присяжные заседатели. Спасибо, что защитили мое право на службу. Обязуюсь впредь справно участвовать в образовании форм глагола и осторожно вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений.



Судья:

Уважаемые присяжные , позвольте поблагодарить вас за объективность и компетентность.

СУД ПОСТАНОВИЛ:

Считать Госпожу Частицу НЕ ВИНОВНОЙ в превышении служебных полномочий. Объявить благодарность за честную службу.



Секретарь:

Судебное заседание объявляется закрытым.



Домашнее задание: написать мини-сочинение на темы «Если б я был…» «Давайте сделаем наш город чистым» используя частицы разных разрядов.















Форма 06.1-06/4. Издание 1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку "Суд над Госпожой частицей"

Автор: Алексеенко Нина Васильевна

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства