kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку. Подготовка к ЕНТ нового формата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепление знаний  и умений учащихся по выполнению комплексного анализа текста, формирование умения писать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. Подготовка к ЕНТ нового формата.»

Конспект урока



Тема: Подготовка к ЕНТ. Комплексный анализ текста.

Класс: 11 «А»

Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся по выполнению комплексного анализа текста, формирование умения писать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Задачи:

Образовательные:

• сформировать навыки выполнения типовых заданий ЕНТ;

• продолжать формирование умения находить проблему текста, формулировать позицию автора;

• обеспечить в ходе урока повторение материала по темам: типы речи, виды предложений, однородные члены, правописание Н и НН в причастиях;

• продолжать формирование умения находить тропы и стилистические фигуры в тексте.

Развивающие:

развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать в паре; развивать речемыслительные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

содействовать духовно-нравственному воспитанию школьников.

Наглядности :Презентация; таблица «Правописание Н и НН в причастиях»; памятка «Как определять стили речи»; раздаточный материал.

Ход урока:

1.Организационный момент.

А)Приветствие.

В)Психологический настрой учащихся.

Напутственные слова учителя о сдаче ЕНТ. Просмотр видео(Слайд 1)

С)Сообщение целей урока

2.Повторение знаний о правописании Н и НН в причастиях.(Слайд 2).

Повторение раздела русского языка «Лексикология».

4. Лингвистическая разминка.(Повторение знаний о стилях речи).(слайд 3)/

Работа по цепочке. Учащиеся читают некоторые фразы и говорят, признаки каких стилей имеют данные фразы(проверка):

Пробуждающаяся природа(художественный), по данным социального опроса(публицистический), судебное разбирательство(официально-деловой), ходил совсем ошалевший(разговорный), библиографический указатель(научный), доводим до вашего сведения( официально деловой), гроза-атмосферное явление(научный), лес, словно терем расписной..(художественный), протокол задержания(официально-деловой), обалдеть можно(разговорный), по предположениям учёных( научный), слово пело в его душе( художественный).

5.Составление синквейна на тему «Стили речи».(слайд 4)

(Составление синквейна учащимися. Учащиеся самостоятельно выбирают карточку с названием того стиля, который они будут описывать по стратегии «Синквейн»).

6.Работа по типам речи.









Помните! Через века, через года- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павшим будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханием будьте достойны!



Люди! Покуда сердца стучаться,- помните!

Какою ценой завоёвано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните____________________________Регина



О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!



Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...

Но о тех, кто уже не придет никогда,-заклинаю,- помните!____________Сабит

7. Комплексный анализ текста.

1.Задание. Прочитайте внимательно текст.

(1) В Ленинград пришла первая послевоенная весна.(2) Однажды я шёл с завода домой.(3) Долгий закат дымит над городом.(4) Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…

(6) Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям.(7) В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы -две смены и ходили злые, не выспавшиеся.(8) А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть и даже по вечерам поездить за город.

(9)Навстречу мне попалась женщина.(10) Она несла букет расцветающей желтоватой черёмухи.(11) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья задели меня по лицу.(12) На миг я ощутил полузабытый запах -такой свежий, холодящий, словно бы от сосульки, положенной на язык.

(13) И неожиданно я встретил её.(14) Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи.(15) Издали казалось, будто чистое летнее облако опустилось между домов.

(16) Подойдя, я остановился у склонённых веток.(17) Кисти крупных цветов качались над самой головой.(18) Их можно было трогать руками.(19) Их можно было сорвать.

(20) Я протянул руку.(21) Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома…

(22) Надламываясь, ветка громко хрустнула.(23) Я торопливо сунул её за спину.(24) Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик старик.(25) Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал.(26) Мне было слышно, как он дышит,-по-старчески посапывая.

(27) Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек.(28) Они стояли, прижавшись друг к другу, молоденький парень и девушка.(29) Ни меня, ни старика они не замечали.

(30) И ещё я увидел окна.(31) Настежь распахнутые окна в соседних домах.(32) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко…

(33) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось сохранить черёмуху? (34) Не со слов- сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке.(35) А огромное старое дерево-уцелело.(36) Не в саду, не в парке -прямо на улице, никем не охраняемое…(37) Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали вот такой весны? (Э.Шим)



2.Какова тема текста?

3.Какова основная мысль текста?

4.Сколько в тексте смысловых частей?

5.Найти и выделить в тексте основные средства выразительности речи: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение и другие средства выразительности речи.

Эпитеты-подчеркнуть ____________

Олицетворение подчеркнуть

Метафоры-

Сравнения-волнистой линией.

9.Рефлексия .

-На стикерах учащиеся записывают свои впечатления от урока , что было непонятно, что хотели бы повторить и приклеивают стикера на картину .























ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для учащихся 11 класса по подготовке к грамотности чтения.

Текст 1.

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде- очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По- настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете,- человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно- это нужно, действительно нужно! Наша речь- важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д.С.Лихачёву)

1.С какой целью, по мнению автора, нужно учиться интеллигентной речи?

А) чтобы иметь престижную работу;

В) чтобы иметь возможность произвести благоприятное впечатление;

С) чтобы приобрести воспитанных и интересных друзей;

D) чтобы способствовать очищению информационного пространства;

Е) чтобы быть самобытной личностью.


2. В чем «сила» сильного человека, по Д.С.Лихачёву?

А) в физической силе;

В) в агрессивности;

С) в твёрдости ума;

D) в благородстве и великодушии;

Е) в терпении.

3. О чем свидетельствует грубость в поведении человека? (по тексту)

А) об уверенности;

В) о слабости;

С) о внутренней силе;

D) о скудном словарном запасе;

Е) о самоуверенности.


4.Какое из названий точнее отражает тему текста?

А) О грубости;

В) О сильных людях;

С) О самоуважении и собственном достоинстве;

D) Об интеллигентной речи;

Е) О речи.


5.Какое из использованных в тексте слов имеет значение «снисходительность к другим»?

А) воспитанность;

В) уравновешенность;

С) благородство;

D) великодушие;

Е) интеллигентность.



Текст 2.


Репортаж- жанр журналистики, дающий оперативное, наглядное представление о событии с позиции автора, участника события или очевидца. В репортаже автор поэтапно фиксирует результаты наблюдении. Факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия существенно отличает репортаж от других жанров публицистики. Репортаж бывает двух видов- событийный и повседневный. В первом отражаются значимые для общества явления –театральные премьеры, выступления видных деятелей , во втором- повседневная жизнь людей, общества. Основные признаки репортажа: наглядность( используются звуки, краски; динамичность( поэтапное развитие действия, наличие завязки, основного действия, кульминации и развязки); информативность ( максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников); оперативность; актуальность. Хороший репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» и «эффект соучастия». Репортаж- жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.


6.Определите стиль текста.

А) разговорный;

В) художественный;

С) научный;

D) публицистический;

Е) официально-деловой.


7. К основным признакам репортажа не относится:

А) динамичность;

В) оперативность;

С)наглядность;

D) документальность;

Е) актуальность.


8. Как вы понимаете «эффект присутствия»?

А) Проникаться эмоциями автора;

В) Словно находиться в том месте, которое описывает автор;

С) Манера речи автора;

D) Поэтапное развитие действия;

Е) Отражать значимые события для общества.


9. Главным отличием репортажа от других жанров публицистики является

А) Наличие кульминации;

В) Остановка на ключевых моментах;

С) Присутствие автора сюжета;

D) Максимальная насыщенность деталями;

Е) Дискретность времени в репортаже.


10. Укажите неверное утверждение.

1) Время в репортаже имеет дискретный характер;

2) Репортаж делится на три вида;

3) В репортаже автор фиксирует результаты наблюдения;

А) Ни первое, ни второе, ни третье.

В) Только первое.

С) Только второе.

D) Только третье.

Е) И первое , и второе, и третье.


Текст 3.


1) В Ленинград пришла первая послевоенная весна.(2) Однажды я шёл с завода домой.(3) Долгий закат дымит над городом.(4) Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…

(6) Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям.(7) В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы -две смены и ходили злые, не выспавшиеся.(8) А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть и даже по вечерам поездить за город.

(9)Навстречу мне попалась женщина.(10) Она несла букет расцветающей желтоватой черёмухи.(11) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья задели меня по лицу.(12) На миг я ощутил полузабытый запах -такой свежий, холодящий, словно бы от сосульки, положенной на язык.

(13) И неожиданно я встретил её.(14) Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи.(15) Издали казалось, будто чистое летнее облако опустилось между домов.

(16) Подойдя, я остановился у склонённых веток.(17) Кисти крупных цветов качались над самой головой.(18) Их можно было трогать руками.(19) Их можно было сорвать.

(20) Я протянул руку.(21) Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома…

(22) Надламываясь, ветка громко хрустнула.(23) Я торопливо сунул её за спину.(24) Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик старик.(25) Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал.(26) Мне было слышно, как он дышит,-по-старчески посапывая.

(27) Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек.(28) Они стояли, прижавшись друг к другу, молоденький парень и девушка.(29) Ни меня, ни старика они не замечали.

(30) И ещё я увидел окна.(31) Настежь распахнутые окна в соседних домах.(32) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко…

(33) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось сохранить черёмуху? (34) Не со слов- сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке.(35) А огромное старое дерево-уцелело.(36) Не в саду, не в парке -прямо на улице, никем не охраняемое…(37) Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали вот такой весны?

( По Э.Шиму)

11. Определите стиль текста.

А) разговорный;

В) художественный;

С) научный;

D) публицистический;

Е) официально-деловой.


12. Какое из названий точнее отражает тему текста?

А) Весна в Ленинграде;

В) Черёмуха-символ новой жизни.

С) Букет черёмухи.

D) Старичок.

Е) После войны.


13. Определить тип речи.

А) Повествование;

В) Описание;

С) Рассуждение;

D) Описание с элементами описания;

Е) Повествование с элементами описания.


14.Найдите предложение, в котором присутствует средство речевой выразительности- сравнение:

А) 20

В) 5

С) 12

D) 30

Е) 35


15.Сколько в данном тексте смысловых частей?

А) 5

В) 3

С) 10

D) 8

Е) 4


Текст 4.

И на работе, и дома мы постоянно сталкиваемся с проблемами и трудностями, теряя массу сил и накапливая целый ворох негативных эмоций, стрессовых ситуаций и неприятных воспоминаний. Нам просто необходима иногда психологическая разрядка.

Выпустите эмоции. Поплачьте в подушку, не стыдясь своих чувств и проявления слабости. А если плакать не хочется, можно купить набор недорогой посуды и побить её об дверной косяк, или об пол- тоже отличное средство.

Найдите время для прогулок. Отлично подойдут прогулки возле речки.

Переключите внимание. Выберите вариант времяпрепровождения, который предполагает физическую активность. Такая разгрузка больше подходит сильному полу. Можно встретиться с друзьями и сходить в боулинг, поиграть в волейбол, баскетбол, футбол и перенести свою агрессию на таинственного противника в пейнтболле.

Отвлекитесь. Выделите несколько дней на небольшое путешествие по красивым местам или достопримечательностям.

Будьте оптимистом. Улыбнитесь, ведь любые проблемы носят временный характер. Помните незабвенного и мудрейшего царя Соломона и его слова, что всё проходит.

Вот такие бывают способы эмоциональной разрядки. Попробуйте что-нибудь, не копите в себе агрессию и негативные эмоции. Берегите нервы, старайтесь не волноваться. Ведь как говориться- все болезни от …..


16.Что можно сделать, если не хочется плакать?

А) Поиграть на дарте;

В) Улыбнуться, ведь проблема временна;

С) Пойти за покупками;

D) Разбить посуду;

Е) Принять роскошную ванну.


17.Сколько способов эмоциональной разрядки указаны в данной статье?

А) 2;

В) 3;

С) 4;

D) 5;

Е) 6.


18.Кому принадлежат слова о том, что всё проходит?

А) Царю Александру;

В) Соломону Кейну;

С) Царю Давиду;

D) Стиву Джобсу;

Е) Царю Соломону.


19.Какой способ разгрузки принадлежит сильному полу?

А) Плакать в подушку;

В) Прогулки возле речки;

С) Поиграть в футбол;

D) Принять роскошную ванну;

Е) Просмотр фильмов.


20.Вставьте подходящее по смыслу слово вместо многоточия в последнем предложении.

А) алкоголя;

В) нервов;

С) учёбы;

D) соли;

Е) усталости.




Научный стиль

Официально-деловой

стиль

Художественный стиль

Разговорный стиль

Публицистический стиль












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку. Подготовка к ЕНТ нового формата.

Автор: Твердохлебова Нина Николаевна.

Дата: 27.06.2017

Номер свидетельства: 423268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства