Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку.«Падежи имен существительных» (повторение).»
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе:
«Падежи имен существительных» (повторение)
Цели:
Обобщить знания о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
Умение различать падежи по их признакам;
Роль существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок. Тихо сели – раз, два, три… А урок наш, сейчас Науке посвящается, Что грамматикой у нас С любовью называется.
- Открыли свои тетрадочки. Записали число, классная работа.
2. Каллиграфическая минутка
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.
- Запишите цепочку в предложенной последовательности. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
3. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением. - Послушайте сказку и сформулируйте тему нашего урока:
Сказка Е.Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.
- В русском языке 6 падежей, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте мы их повторим: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть)
1. Я – именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.
2. А я – падеж родительный Характер мой – общительный. Кого? Чего? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. (Слайд 11)
4. А я – винительный падеж И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. (Слайд 12)
6. А я –падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять
- Так, какая же тема нашего урока?
Д. «Падежи имен существительных»
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
4. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте. - Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении. - Итак, что же такое склонение?
Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
Д. - В русском языке 3 склонения.
- Сколько падежей в русском языке? (Слайд 8)
Д. – Шесть падежей,
5. Закрепление пройденного материала
- От теории переходим к практике. Сейчас мы выполним несколько заданий. Работая, будьте внимательны. Давайте изменим слова по падежам зонт, сестра , небо.
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием.
6.Физ минутка.
7. Работа по учебнику.
Упр.157.Спишите. Поставьте вопрос к выделенным словам. Определите их падеж. Первое предложение разберите по членам. В лесу на поляне стоял старый пень.
Упр.158. Спишите, раскройте скобки. Поставьте существительное в родительном падеже.
8. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) .
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант
II вариант
Бр…дил по л…су,
ч…десная п…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете.
Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…бницы,
шли по тр…пинке.
9. Самопроверка (Работа в парах)
- А теперь, проверьте.
I вариант
II вариант
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.)
Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
10. Работа по таблице
- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
Д. Во всех, кроме именительного.
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Д. В предложном.
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
Д. Они могут употребляться и без предлогов.
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?
Д. По таблице.
11. Итог урока
- Подведём итог урока. - В чём заключалась цель нашего урока? - Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните. - Чью работу на уроке хотите отметить?
14. Домашнее задание.
- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С.78, упр. 162-163.