Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русской литературе в 8-классе по теме "В.Г.Короленко. Слепой музыкант"»
Класс 8
Тема : Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»
Цели:1) Анализ произведения «Слепой музыкант»: повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;показать духовное обновление человека, обиженного судьбой, путь к осознанию своего предназначения, формирование понятия “счастье”
2) развивать умение работать с художественным произведением; анализировать прочитанное, отбирать главное; обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;
развивать умение говорить.
3)помочь учащимся услышать нравственное звучание повести, ее житейские мудрости;
воспитание терпимости, милосердия;развивать чувство личной ответственности за свою жизнь, за свое предназначение в ней.
Оборудование: таблицы , презентация , фрагменты из фильма «Слепой музыкант»
Технология: ТРКМЧП
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Постановка цели.
I. CТАДИЯ ВЫЗОВА
Оставление кластера .Ключевое слово «счастье»
Учитель записывает на доске тему урока и спрашивает, какие ассоциации возникают у вас со словом “ счастье”, предполагаемые ответы записываются на доске.
Счастье
Учитель предлагает, используя данные ключевые слова, написать предложение о счастье (обсуждение в группах, лучший текст от группы читают классу).
(1. Счастье - это первая любовь, когда сбываются все мечты, и когда у вас всего достаточно.
2. Хорошая жизнь, прекрасное настроение, внутреннее равновесие-все это называется одним большим словом “счастье”.
3 Счастье - это наша жизнь, каждый понимает его по-своему. Только ты один- творец собственного счастья)
3.Закрепление пройденного
II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Вводится прием перепутанные логические цепочки.(работа в группах, затем афиширование/
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки . Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
(Музыка Иохима - пианино - Эвелина - звонарь - путь в монастырь - свадьба - рождение слепого ребенка)
Какое звено в цепочке круто повернуло всю жизнь нашего героя? (первая любовь)
Почему ключевой сценой в повести является встреча Петра и Эвелины.
Учащиеся коротко рассказывают содержание каждого звена в цепочке.
Вы уже знакомы с содержанием этого произведения, составьте по желанию 2 вопроса по содержанию произведения (на выбор учащихся “толстые или тонкие”), запишите в свои таблицы, затем обсудите в группе, выберите лучший вопрос и задайте его другой группе.
(вводится прием “Тонкие и толстые вопросы”)
тонкие вопросы
толстые вопросы
Как звали слепого музыканта ?
Какая была связь между Петром и Эвелиной?
Кто помог Анне воспитать слепого сына?
Согласны ли вы с тем, что любовь для Петруся была самым главным в жизни?
С кем познакомился Петрусь на холмике возле реки?
Объясните, почему мальчик очень трепетно относился к каждому услышанному звуку?
и т.д.
Просмотр эпизода из кинофильма. Фрагмент о Петре и Эвелине.
Брак Петра с Эвелиной: что положительного , а что отрицательного?
Нам поможет методика шести шляп мышления .
Каждая группа надевает по очереди следующие шляпы и анализирует эпизод:
• Белая шляпа – шляпа информации. Сюда входят факты, числа, потребности в информации и ее дефицит. Одевая белую шляпу, люди могут попросить предоставить им дополнительные информацию или данные, которые помогут им оценить предложение.
• Красная шляпа – шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Люди описывают эмоции, которые у них вызывает данное предложение: страх, угроза, восхищение, желание действовать, и т.д.
• Желтая шляпа – шляпа оптимизма. Люди находят положительные стороны в предложении, почему оно должно работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном предложении. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.
• Черная шляпа – шляпа пессимизма. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в предложенной Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы.
Вводится прием « Двойной дневник».
Выпишите самые для вас запоминающиеся цитаты и напишите комментарий к ним
(анализ эпизода разговора Максима с сестрой)
цитата
комментарий
“…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…”
«...Мать слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал её сыну в этой детской дружбе.»
«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим»….
«…в сумерки фортепиано звучало новыми мелодиями , каких никто не слышал от него… » с.154
- Что такое любовь для Петра?
- Знал ли он о ней?
(обсуждение в группах, выступают желающие)
(Да, с детских лет, но любовь - это жалость матери, мудрая любовь Максима, он привык эгоистично пользоваться всем этим, любовь Эвелины - нечто другое.)
Петр проходит трудный жизненный путь: обретения смысла жизни, любви, признания.
- Можно ли назвать Петра счастливым человеком? (да)
4.Обобщение
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Давайте вернемся к вашим рассказам о счастье , написанным в начале урока совпало ли ваше представление о счастье с тем, что вы узнали сегодня?
(обсуждение в группах, выступление ведущих)
А мог ли Петрусь сделать другой выбор в жизни?
И что такое выбор вообще?
Чему учит нас повесть?
5.Домашнеезадание: написать синквейн на тему “Счастье”.
Пересказ общего содержания повести.
6.Комментирование оценок
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН