Проверяет готовность обучающихся к уроку. Здравствуйте те, кто родился зимой. Здравствуйте те, кто сегодня не выспался! Здравствуйте те, кто пришёл в школу с хорошим настроением! Здравствуйте, гости! -Ребята, я прочту отрывок из стихотворения известного поэта Александра Плещеева, а вы подумайте и скажите, о каком времени года идёт речь. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! -О каком времени года говорится в стихотворении? -Какой раздел мы сейчас с вами читаем? -И так, мы продолжим знакомство с произведениями о весне, с её приметами. А значит, будем читать, отвечать на вопросы, и познакомимся с новым рассказом. На– на – на - наступила вновь весна Не – не – не - очень рады мы весне Не – не – не - много песен о весне Ну – ну – ну - очень ждали мы весну Хи – хи – хи - о весне стихи - Скажите, а почему мы радуемся к приходу весны? Что нам дарит тепло? (солнышко). Но оно без лучиков. Его лучики находятся у вас, в конце урока вы подарите их солнышку, но смотря с каким настроением. (Если вам понравился урок, ваше настроение стало прекрасное, жёлтые лучики, а если нет, то голубые). Проверка домашнего задания. Из-под снега вышел друг – И весной запахло вдруг… (подснежник) Наизусть стихотворение «Подснежник». - раскраски обучающихся с подснежниками. -Скажите, а как мне узнать, что пришла весна? По каким приметам вы её узнаете? (кучевые облака, проталины, ручьи и т.д.) -открывают конверты с иллюстрациями) Физминутка Знакомство с новым материалом. -Но это ещё не все приметы. О новых приметах вы узнаете, когда познакомитесь с рассказом Ивана Алексеевича Соколова – Микитова «Весна». (Запись в тетрадь). Его написал человек с необычной фамилией Соколов-Микитов. Хотите узнать, почему у него такая фамилия? На самом деле это его литературный ПСЕВДОНИМ. Иван Сергеевич родился 18 (30) мая 1892 года в урочище Осеки Калужской губернии. Детские годы и раннюю юность будущий писатель провел на Смоленщине, в родном селе отца – Кислово (в настоящее время это Урганский район Смоленской области). В этом же селе жил его дед Микита (так его звали односельчане). Деда все уважали, с ним советовались. Всех в семье деда звали МикИтовы. Вот и Иван Сергеевич, публикуя свои первые произведения, подписывался двойной фамилией Соколов- МикИтов. Чтение через решётку. -развитие зрительного восприятия; - развитие смысловой догадки Чтение рассказа текста И. Соколова-Микитова «Весна». * Обращаю внимание детей на раздаточный материал. Посмотрите на первое задание на ваших листочках-помощниках. Что будем делать? Будем читать, представлять картины, написанные в рассказе. Давать название картинам. Всё верно. Картин в рассказе четыре. А сколько названий предложено в задании? (семь) Да, значит нужно быть внимательным, чтобы понять какие три из них нам не подходят. Итак, читаем рассказ (слушают видео запись). «Над полянами … … -Скворцы! Скворцы прилетели!» Работа над содержанием первой части. -Какие картины вы можете себе представить, прочитав первую часть текста? (много света, чёрные дороги, синий лёд на реке, чёрные грачи, ручьи, скворцы) Словарная работа: по скатам (скатываться) – наклонная поверхность холма. Какие звуки вы услышали? (звон ручьёв, крики грачей, скворцов, крик детей) Говорится ли о запахах? (смолистые пахучие почки) -А теперь обратимся к выданным листочкам. Подберите название к первой картине. (Дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании: Признаки наступившей весны) Чтение 2 части текста (Выбежал… до слов старые коряги) Вам встретилось слово опушка. Прочитайте предложение с этим словом. - «Опушка – это край леса. Полоса между лесом и безлесьем». Итак, на опушку выбежал заяц-беляк. (иллюстрация к эпизоду) Кто ещё вышел на опушку леса? (огромный лось с бородою). Лось стоял и прислушивался. Что он услышал? (крики медвежат, медведицы) -Как выглядят медвежата? Что они делают? (смешные, неуклюжие медвежата, они, весело играют у лесного разлившегося ручейка) А теперь обратимся к выданным листочкам. Подберите название ко второй картине. (Дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании: Лесные звери весной). Читаем дальше (чтение детьми). « Стройным косяками…до слов Все теплее, шумнее и краше весна.» Вам встретилось слово косяками. -Косяк птиц – это стая птиц. Птицы летят клином. Им так легче экономить силы во время полёта. Они ловят потоки воздуха, который помогает им меньше тратить сил. -Какие звуки мы слышим? (Крики детей -Гуси! Гуси! Журавли! А ещё звуки птиц) Вам встретилось слово полынья. «Полынья – это место на реке, где нет льда. Он уже растаял. Каким настроением пропитан этот эпизод? (Радостью «покатился радостный крик...» Потому что вернулись домой, встретились с другими гусями.) (Дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании: Возвращаются перелётные птицы). Читаем дальше (читает учитель). «Всё теплее, шумнее и краше весна … до слов …первая бабочка.» -Какого цвета мягкие пуховки на веточках ивы? В каких рассказах мы уже читали о цветущих деревьях - этих приметах наступившей весны? (Пуховки ивы –желтоватые. В рассказе Скребицкого «В весеннем лесу» говорится о пушистых длинных серёжках, похожих на мохнатых гусениц, на осинах.) Где пуховки ивы? Ещё о какой примете весны мы узнаем из этого отрывка? (Побежали хлопотливые муравьи, раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.) О каких первых бабочках говорилось в рассказе Г.Скребицкого «В весеннем лесу»? (Крапивницах и лимонницах.) А теперь обратимся к выданным листочкам. Подберите название к четвёртой картине. (Дети подбирают, вписывают в таблицу во втором задании: Всё теплее, шумнее и краше весна.) -Прочитайте последний абзац. Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к последним трём предложениям? -Работа со слабыми обучающимися. (Раскраска рисунков, игра «Найди расшифрованное слово»). Закрепление материала. - Понравился ли вам рассказ? Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его слушали? -О каком времени года говорится в рассказе? -Прочитайте, что писатель говорит о солнышке (стр. 156). -Какие знакомые нам приметы весны описывает автор (на стр. 156, 1-й абзац стр. 156)? -О каких новых приметах весны в прочитали? Найдите их в тексте. -Как встречают ребята птиц? Прочитайте (стр. 157) (они кричат) -Кто прилетел первым? -Какие чувства вызывают у детей птицы? -Найдите в тексте описание прилёта гусей. Прочитайте. -Как гуси встречают друзей? Почему? -Как встречают весну лесные жители? Запись плана. 1. Признаки наступившей весны. 2. Лесные звери весной. 3.Возвращаются перелётные птицы. 4.Всё теплее, шумнее и краше весна. -О чём это рассказ? (о весне) -Что хотел сказать писатель? (С наступлением весны происходит много перемен в природе, эти перемены вызывают радость и веселье) -Чему учит рассказ? (Рассказ учит быть наблюдательными, уметь видеть красоту природы, беречь её). -С каким рассказом познакомились? -Кто его написал? Весна - это светлый праздник пробуждения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко. Люди улыбаются друг другу. Домашнее задание. Стр. 156-157, выразительное чтение. |