Открытый урок по русскому языку"Самостоятельные и служебные части речи"
Открытый урок по русскому языку"Самостоятельные и служебные части речи"
Цель урока: отличать самостоятельные части речи от служебных частей речи, доказать значимость служебных частей речи, закрепляя основные понятия раздела "Морфология"
Тип урока комбинированный
Вид урока урок творчества
Методы и приёмы обучения : фронтальный опрос, частично-поисковый, словесный, диалог, работа с учебником
Формы учебной деятельности: коллективная, фроньальная, индивидуальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку"Самостоятельные и служебные части речи" »
4 1
ХОД УРОКА: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Здравствуйте ,ребята! Очень рада вас видеть. Девиз нашего урока:
-Все мы способны!
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
УЧИТЕЛЬ: На прошлом уроке у нас было повторение самостоятельных частей речи, давайте вспомним, что мы знаем о самостоятельных частях речи.
-Какой раздел науки о языке изучает части речи?
-Морфология. –Верно.
-Части речи бывают:
-Самостоятельные и служебные.
-Какие самостоятельные части речи вам известны?
Диана: -Имя существительное, имя прилагательное, имя прилагательное ,имя числительное, глагол, местоимение, наречие, причастие, деепричастие, категория состояния.
-Почему они называются самостоятельными?
Акерке:Потому что они имеют лексическое значение, имеют грамматическое значение, являются членами предложения, упоребляются без служебных частей речи и со служебными частями речи.
УЧИТЕЛЬ: Всё верно. Сегодня мы продолжим нашу тему о частях речи ,познакомимся со служебными частями речи, узнаем чем отличаются они от самостоятельных частей речи, пофантазируем и творчески поработаем. Запишите число и тему урока: «Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи.»(дети записывают)
4.НОВЫЙ УРОК.
УЧИТЕЛЬ:Ребята! Данный урок станет обобщением ваших знаний о самостоятельных частях речи, и началом изучения служебных частей речи, без которых наша речь превратилась бы в отдельные, не связанные друг с другом слова. Откройте учебники, прочитайте теоретический материал.(после того, как они просмотрели , читает вслух один ученик) УМИТ читает:
Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы.
В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения.
АЯУЛЫМ читает:
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи Служебные части речи в предложении употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.Служебные части речи не изменяются.
УЧИТЕЛЬ:К служебным частям речи относятся: предлог, союз, частица.
А)Предлог- служебная часть речи , которая связывает слова в словосочетании и предложении.
Б)Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. В)Частица- служебная часть речи, которая вносит
различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
УЧИТЕЛЬ:
А дальше я бы хотела, чтобы вы продолжили начало 3 моей сказки: Жили-были…(СЛАЙД КОРОЛЬ)
Дети: старик со старухою; царь с царицею;
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о других сказочных героях- о частях речи.
А нас уже король Морфол поджидает
И кроссворд предлагает .(Открываю кроссворд)
Чтобы разгадать кроссворд, давайте составим словесные портреты частей речи. Подумайте и составьте , пожалуйста, словесные портреты. (пишут)
ЗДЕСЬ РАЗДАЮТСЯ КАРТОЧКИ!!!!!
Кто готов? -Мади,пожалуйста.
Мади:
1.Эта часть речи называет предметы, отвечает на вопросы именительного падежа.
1.Акерке: Имя существительное.(пишет в клетки слово «существительное» и говорит):Я теперь я хочу продемонстрировать свою презентацию. (показ слайдов АКЕРКЕ, а у других учеников готовы портреты).
-Умит :(поднимает руку): Какая часть речи с обожанием смотрит на Имя существительное, во всём старается подражать ему: и в числе, и в падеже, и даже в роде?
-Бота отвечает.
2.Ботагоз Жаксылык: (поднимает руку) Имя прилагательное. (Правило рассказывает и пишет Имя «прилагательное» в клетки.):Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Прилагательное изменяется по числам, по падежам и по родам. В предложении они являются определениями и сказуемыми.
-Лаура (поднимает руку:можно ещё портрет): Если Имя существительное или Имя прилагательное устанут называть предметы и обозначать их признаки, кто к ним тотчас придёт на помощь- заменит их в речи? 4
3.Гулайна: Местоимение-часть речи, которая обозначает предмет, но не называет их. Местоимение изменяется по родам, по падежам, по числам. В предложении бывают подлежащими, определениями, дополнениями.
-Галым: У меня монолог, можно?
Здравствуйте!
Простая часть речи я в мире человечьем
На месте не сижу: я действую, поэтому живу.
Немного расскажу о себе:
Могу быть в единственном и множественном числе.
Отвечаю на вопросы: Что делать? Что сделать?
По ним определяют вид, Он совершенным может быть
А может быть и несовершенным.
Мой лучший друг- существительное
Мы вместе с ним и на работе в предложении
Только он- подлежащее, а я сказуемое
Но есть у меня «подружка»-
Мы с ней частенько в ссоре,
Поэтому и пишется раздельно
(Хоть есть и исключения…)
Зовут « подружку» просто частица «НЕ»
Ну, вроде бы и всё. Заканчиваю рассказ
Всем до свидания
Увидимся в следующий раз.
-УЧИТЕЛЬ: Кто ответит, о какой части речи шла речь?
Пожалуйста, Адилет.
4.Адилет: О глаголе.(рассказывает о глаголе)
-Что такое глагол?
-Нурдаулет: Зинеш Мусаевна, можно загадку?
-Слушаем тебя, Нурдаулет.
Нурдаулет: 5
Быстро предметы она сосчитает.
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только
Эти вопросы: Который? и Сколько?
Цифры частенько его заменяют
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
УЧИТЕЛЬ:Кто догадается? Пожалуйста, Аружан.
5.Аружан: Имя числительное.(рассказывает правило и пишет слово).Имя числительное-самостоятельная часть речи, обозначающая число. Количество и порядок предметов.Отвечает на вопросы :Сколько? Который? Какой?В предложении бывает определением.
-Учитель: Чтобы назвать следующее слово кроссворда поиграем в игру «Подскажи словечко».
- Посиди да погоди:
Сказка будет…(впереди)
-Чёрно-бурый медвежонок
Про себя ворчит…(спросонок)
-На зелёную полянку
Вышел мишка …(спозаранку)
-Подымается петух
Говорит с собою…(вслух)
-Испугался вдруг щенок
И пустился …(наутёк)
Скажите, ребята, какой частью речи являются слова, отгаданные вами?
6. Мади:-наречие(рассказывает правило , пишет слово)
Наречие- самостоятельная часть речи ,которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы: как? когда ?где? куда? зачем? с какой целью? Наречия не изменяются .В предложении чаще всего бывают 6 обстоятельствами.
-Алина,Зинеш Мусаевна,можно описание.
Наш удивительный гибрид
На веточках глагола и наречия висит,
Не согласуется, не изменяется,
Лишь примыкает, но не управляется.
Любит он только глагол,
Навеки ему подчинён:
Строптиво к нему примыкает.
Сопутствует, действие изображает
Он скажет, как и когда, почему
Действие произойдёт наяву.
Запятыми его выделяем-
Независимость определяем.
Что за гибрид мы описали?
Как бы вы его назвали?(показывает рисунок)
7.Диана:Деепричастие.(правило, пишет слово)
-Аяулым:Можно ещё загадку?(рассказывает)
- Мама- Прилагательное
Папа-сам Глагол.
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики Сынок всем задаёт
Признаки по действии Предметам раздаёт
Этому ребёнку с рожденья повезло
Как мама, он имеет Род, падеж, число.
Время он имеет, как родной отец,
Имя отгадаешь, будешь молодец!
УЧИТЕЛЬ: Кто отгадает?
8.Жетесова Акерке: Это причастие.(рассказывает правило и пишет слово)
ПРОВЕРКА КАРТОЧЕК!
Учитель:Вот мы и заполнили все клетки. А теперь проверим работу с карточками. 7
АЛИНА, пожалуйста :Прочитайте, откуда эти строки?Подчеркните числительные как члены предложения. «Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и три года.»
Эти строки изПушкина «Сказки о рыбаке и золотой рыбке »
Здесь числительные 30 и три года отвечают на вопрос сколько?- являются обстоятельствами.
УМИТ: «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком» Эти строки из пушкинской « Сказки о царе Салтане». Числит.три в сочетании с существительным девицы отвечает на вопрос кто? -является подлежащим.
НУРДАУЛЕТ: «С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка
С третьего щелчка
Вышибло ум у старика». Эти строки из «Сказки о попе и работнике его Балде».Здесь числительные отвечают на вопросы С какого?- являются определением.
Учитель:Молодцы,ребята, справились с заданием.А теперь вопрос к кроссворду: Какую часть речи мы не включили в кроссворд?
Айжан: Категория состояния.(рассказывает правило)
Категория состояния- самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека. Отвечает на вопросы как? Каково?В предложении употребляется без подлежащего в было, будет, станет.
Учитель:Ещё мы не включили в кроссворд особую часть речи «Междометие», о ней мы будем говорить позже.
(Вбегают служебные части речи, на груди таблички)
8
Частица-Айгерим (запыхавшись): Нас тоже забыли включить в кроссворд. Мы тоже подданные Его Величества!
УЧИТЕЛЬ: Кто вы, милая девица?
Частица: Мастерицы мы, частицы.
Мы значенье вносим в речь,
Чтоб от ошибок уберечь.
Подтвердит частица «Да»
Правду слов твоих всегда,
А частица «Вот» в ответ
Выделит любой предмет.
С «Бы»всегда мечтается,
С «Что за»- восклицается,
«Не» и «Ни» всё отрицают,
«Ли»и «Разве»- вопрошают.
Можно выразить сомненье,
Усиленье, уточненье.
В речи мы всегда нужны,
Хоть малы мы, но важны.
Предлог- Мадияр(возмущённо)
Нас тоже забыли включить в кроссворд!
Мы- предлоги важные,
Парни мы отважные.
Как мост два берега реки
Соединяем части речи,
И нет важнее этого на свете!
И в языке без нас- как без воды:
И ни туды и ни сюды.
Союз- Ботагоз Нуриева (озорно):
Как же вы попадёте в королевство Морфола, если не узнаете о нас
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь, 9
Порою повторяюсь много раз.
Союзы- союзники ваши всегда
Не забывайте о нас никогда!
Правильно нас употребляй,
И союзы ты не обижай!
Частица: Правда, роли нам играть не доверяют.
Предлог: Я предлагаю вам , внимательно присмотреться к нам.
Союз: Объединить свои усилия.
Частица: И знать не только «ЖИЛИ-БЫЛИ», но и БЫ, ЛИ, ЖЕ.
Учитель: Ребята! К нам пришли в гости служебные части речи. Давайте их назовём.
(На доске вывешиваем таблички «Союзы», «Предлог», «Частица».
Дети называют их. (СЛАЙД «СЛУГИ»показываю)
Учитель: В отличие от самостоятельных частей речи они не называют предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения. В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи. Служебные части речи не изменяются.(таблички вывешиваю на доске)
ФИЗМИНУТКА:Ребята! Внимательно слушайте строки из стихотворения. Если услышите сущ.- руки поднимите вверх, глагол- приседаете, прилагательное- делаете волну, наречие- руки сложили, служебная часть речи- обеими руками пишем в воздухе букву С.)
По дороге зимней, скучной Колокольчик однозвучный
Тройка борзая бежит. Утомительно гремит.
(Вспомните, откуда эти строки?)
10.
5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО УРОКА.
Учитель: Обратите, пожалуйста, внимание на экран.
СЛАЙД 4. А.С.Пушкин.10февраля – день памяти великого поэта. В этот день 29 января 1837года по старому стилю А.С.Пушкин скончался от ранения , полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. Поэтому 10февраля является днём памяти поэта.
В этом году исполняется 215лет со дня рождения великого поэта.
СЛАЙД5. Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.
Арина Родионовна, нянчить, Пушкин.
Она, петь, он, русские, сказки.
Она, быть, «верная подруга дней суровых», опальный, поэт.
УЧИТЕЛЬ: А теперь небольшая словарная работа.(читаю)
СЛАЙД 6. Опальный- находиться в опале.
ОпАла,-ы,ж.1.В старину: немилость царя, князя к кому-нибудь, а также наказание впавшему в немилость. Наложить опалу на кого-нибудь. 2.Перен. То же, что немилость. Впасть в опалу. В опале у начальства кто-нибудь.
СЛАЙД7. Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.
Учитель:Лаура, пожалуйста.(читает текст).Первые два предложения разбираем. Акерке, пожалуйста, первое предложение и Аяулым-второе предложение, разберите пожалуйста.(девочки разбирают:простое,по цели высказывания повествовательное, двусоставное,распространённое,неосложн)
Учитель:Вот мы ещё раз убедились,что самостоятельные части речи бывают членами предложения. А теперь следующее задание.
11
СЛАЙД 8.Попробуйте составить предложения из данных слов:
-С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?
-Запишите в тетради правильный ответ. (Дети пишут)
УЧИТЕЛЬ: Кто прочитает?
-Айгерим, пожалуйста.(читает стихотворение)
УЧИТЕЛЬ: А теперь, давайте проверим.
СЛАЙД 10. Проверьте себя!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Учитель: У всех так получилось? Исправляйте ошибки, если есть. Правильно расставляйте знаки препинания.
-Если закончили, следующее задание.
СЛАЙД 11.Выпишите словосочетания с предлогами.
Сформулируйте, для чего служат в предложении предлоги?(пауза)
УЧИТЕЛЬ: Кто выписал? Пожалуйста, Аяулым.
АЯУЛЫМ (читает): под небесами лежит, блестя на солнце,подо льдом блестит. 12
УЧИТЕЛЬ: Кто ответит, для чего служат предлоги?
Туремурат: Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
УЧИТЕЛЬ: А теперь проверьте, пожалуйста.
СЛАЙД 12.Проверьте себя!
под небесами лежит, блестя на солнце, подо льдом блестит.(пауза)
Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
-Следующее задание.
СЛАЙД 13. Подчеркните грамматические основы предложений. Сформулируйте, какую роль в предложении выполняют союзы?
УЧИТЕЛЬ: Кто нашёл грамматические основы?
-Алина, слушаем тебя.
-А какова роль союзов в тексте?
ЛАУРА : Соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
СЛАЙД 14. Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
Учитель: следующее задание:
СЛАЙД 15. Прочитайте предложение. Из какого произведения оно взято?(Читаю)
А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житьё?
Найдите частицы. Сформулируйте, какую роль они играют в данном предложении?
БОТАГОЗ НУРИЕВА: частицы то, не, ли, ль, уж. Они выражают вопрос и удивление. 13
Учитель: давайте проверим.
СЛАЙД 16. Проверьте себя!
Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.
УЧИТЕЛЬ: А теперь, послушаем как справились с заданиями АЙГЕРИМ и АКЕРКЕ,
Айгерим (читает): Прочитайте телеграмму. Угадайте, от кого она? Переведите её на русский язык, употребляя служебные части речи.
Қымбатты балалар!Орыс тілі мерекесімен құттықтаймын.Келе алмаймын:шынжырымды тазалап,өлең айтып және ертегі жазудамын.
Дорогие ребята! Поздравляю с праздником русского языка!Прибыть на урок не могу:чищу цепь ,учу песни и сочиняю сказки. (Это Учёный Кот из сказки «Руслан и Людмила». Здесь служебные части речи: с,на-предлоги, не-частица,и-союз соединяет однородные сказуемые )
-Всё верно,умница.
АКЕРКЕ:Балалар! Сендерге орыс тілі сабағында табыс тілеймін!Қолым тимей жатыр:ау тоқып, көк теңіз жағасында жақсы ауа райын күтіп отырмын.
Ребята!Желаю вам успехов на уроке русского языка.Очень занят:чиню невод и жду ясной погоды у самого синего моря.(Это старик-рыбак из «Сказки о рыбаке и рыбке».Здесь на, у-предлоги ,и союзсоединяет чиню и жду)
-Правильно, Акерке тоже справилась с заданием.
-А теперь давайте ответим на вопросы,проверим, знаете ли вы служебные части речи.
ИТОГ УРОКА.
Слайд 17. Для чего используют служебные части речи?
-Например, предлоги? 14
УМИТ:
1.Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.
(Открываю ответ)
-Для чего служат союзы?
ЛАУРА:
2.Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.
(Открываю ответ)
А частицы для чего служат?
АЛИНА
3.Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.
Учитель: А теперь подведём итог нашего урока.
СЛАЙД 18.
Служебные части речи
1.Не имеют лексического значения.
2.Не изменяются.
3.Не являются членами предложения.
4. В предложении употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.
Самостоятельные части речи:
1.Общее значение части речи.
2.Имеют грамматическое значение (морфологические признаки).
3.Являются членами предложения.
4.Употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи.
УЧИТЕЛЬ: А теперь возьмём задание на дом.
СЛАЙД 18.
УЧИТЕЛЬ: 15
Ребята, мы сегодня славно поработали, осталось только афиширование наших творческих работ. Давайте им займёмся.(вывешивание на доске работ детьми)
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, сейчас модно давать рекламу да? Чтобы товар покупали, нужно его рекламировать. Верно? Давайте, мы тоже попытаемся сделать рекламу служебных части речи классу, чтобы ваши товарищи учили их дома и захотели узнать о них больше.(Дети пишут)
-Кто желает прочитать?
(Дети по очереди читают и наклеивают на доске)
-Урок окончен. До свидания!
СЛАЙД18.
Отвечали вы активно
Хорошо себя вели,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Айгерим (читает): Прочитайте телеграмму. Угадайте, от кого она? Переведите её на русский язык, употребляя служебные части речи.
Қымбатты балалар!Орыс тілі мерекесімен құттықтаймын.Келе алмаймын:шынжырымды тазалап,өлең айтып және ертегі жазудамын.
Дорогие ребята! Поздравляю с праздником русского языка!Прибыть на урок не могу:чищу цепь,учу песни и сочиняю сказки. (Это Учёный Кот из сказки «Руслан и Людмила». Здесь служебные части речи: с,на-предлоги,не-частица,и-союз соединяет однородные сказуемые )
Прочитайте телеграмму. Угадайте, от кого она? Переведите её на русский язык, употребляя служебные части речи
АКЕРКЕ:Балалар! Сендерге орыс тілі сабағында табыс тілеймін!Қолым тимей жатыр:ау тоқып, көк теңіз жағасында жақсы ауа райын күтіп отырмын.
Ребята!Желаю вам успехов на уроке русского языка.Очень занят:чиню невод и жду ясной погоды у самого синего моря.(Это старик-рыбак из «Сказки о рыбаке и рыбке».Здесь на,у-предлоги ,и союзсоединяет чиню и жду.
РЕКЛАМА СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
1.Не придумывайте предлоги, чтоб не учить предлоги.