kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе

Сергей Павлович Королев    

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Слово учителя. Доброе утро. А оно поистине доброе, ведь утро начинается, солнце улыбается, день новый светом и радостью наполняется. Надеюсь, сегодняшний урок принесет нам только доброе, светлое.

           СЛАЙД №1

II   Подведение к теме урока.

СЛАЙД № 2

Ребята, а как вы понимаете последнюю строку С.П. Королёва?

Каким способом человек может передать свои мысли? (Словами, а слова перетекают в предложения, а предложения в текст. Человек может свои мысли передать в устной или письменной форме.)

А когда мы слышим или читаем мысли другого человека, мы их просто воспринимаем или анализируем, а значит рассуждаете: нужно это  или нет, запомнить или пропустить, а может быть только какую-то часть для себя выбрать.  (анализируем и бывает по-разному поступаем).

Правильно. Любую поступающую информацию следует анализировать. Этим мы с вами и займёмся на сегодняшнем уроке.

  1. Объявление темы и целей урока.

СЛАЙД №3

То, что  мы не знали вчера -знаем сегодня, то, что было вчера далёким, сегодня уже стало ближе, а это экзамен  по русскому языку, точнее, задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Какие слова на слайде вам не знакомы? (объяснение по каждой фразе)

СЛАЙД № 4

  • На уроке мы будем учиться выделять главное из предложенного

высказывания лингвиста;

  • развить умения создавать собственное связное высказывание на

     заданную тему на  основе предложенного текста;

  • формировать речевую культуру.
  1. Работа по теме урока.

1.Сейчас мы познакомимся с высказыванием  французского лингвиста  Жозефа Вандриеса (1875–1960)

Слайд №5

 Внимательно прочитаете его, осмыслите и выделите ключевые слова.

А как вы понимаете выражение «ключевые слова»?

СЛАЙД №5

Итак, какие в данном высказывании слова будут ключевыми? (выразители грамматических отношений, предлог, союз)

Ребята, вы уже заметили, что данное высказывание есть у вас на столах.

Мы продолжаем дальше.

СЛАЙД № 6

  1. Ключевые слова мы уже обозначили. Подумайте и скажите, как вы понимаете данное высказывание. Ответы учащихся.

 СЛАЙД № 6

 Применяя слова, выделенные красным шрифтом, выразите своё отношение к высказыванию.

Ответы уч-ся

3.Давайте вспомним теорию.

Что изучает грамматика? (раздел в рус. языке, изучающий свойства слов, их изменение и соединение в словосочетание и предложение)

СЛАЙД № 7

А о какой части речи упоминает нам лингвист? (служебной)

А о чём именно? (предлоги и союзы)

         Мы с вами уже изучили предлоги и заканчиваем изучать союзы.

         Что же такое предлог и зачем он нам нужен?

         Предлоги, например, выражают падежные отношения между

         самостоятельными частями речи, помогают связывать слова, уточняют

         смысл приводимого высказывания.

         СЛАЙД № 8

         Что же такое союз и зачем он нам нужен?

         Союзы, в свою очередь, употребляются для выражения характера

       синтаксической связи, они соединяют однородные члены, части

        высказываний в сложном предложении, помогая создавать связанный

       текст.

         СЛАЙД № 8

          Союзы и предлоги – это служебные части речи, они не называют

       предметы, не указывают на их признаки, действия, числа и состояния, не

      имеют конкретного лексического значения, а лишь выражают

      грамматические связи слов в предложении или в словосочетании.

      Каждый из них выполняет отдельные и отличные функции, в этом и

      состоят их различия.

4. Ну а теперь, ребята, давайте свои знания применим на деле. У вас на

столах есть тексты, у каждой группы свои.

         СЛАЙД № 9

         Прочтите внимательно текст и подберите по одному доказательству

         (аргументу) по применению предлога и союза. Своё вступление можете

          начать предложенными фразами.

          СЛАЙД № 10

          Доказательств 2, они из ваших текстов, каждое записывать с красной

          строки.

           Опрос по выбранным примерам

          Любая работа требует закрепления. Поэтому я предлагаю вам

         следующее домашнее задание.

         5. Домашнее задание

         СЛАЙД № 13

         6. РЕФЛЕКСИЯ

         СЛАЙД № 14

         Оценки

         Спасибо за работу

         СЛАЙД № 15

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ

То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра свершением.  Нет предела человеческой мысли! Сергей Павлович Королёв

То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей,

а завтра свершением.

Нет предела человеческой мысли!

Сергей Павлович Королёв

элементы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

элементы

сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему

Учиться выделять главное из предложенного  высказывания лингвиста ;  развить умения создавать собственное  связное высказывание на заданную тему на  основе предложенного текста;  формировать речевую культуру.
  • Учиться выделять главное из предложенного

высказывания лингвиста ;

  • развить умения создавать собственное

связное высказывание на заданную тему на

основе предложенного текста;

  • формировать речевую культуру.

Знакомимся с высказыванием Внимательно  прочитайте  высказывание о языке.   Осмыслите  его.  Выделите ключевые слова.

Знакомимся с высказыванием

Внимательно  прочитайте  высказывание о языке.   Осмыслите  его.

Выделите ключевые слова.

Известный французский лингвист Жозеф Вандриес сказал: « Многие из частей речи наших грам-матик не что иное, как выразители чисто грамматических отношений. Таковы предлоги и союзы».

Известный французский лингвист Жозеф Вандриес сказал:

« Многие из частей речи наших грам-матик не что иное, как выразители чисто грамматических отношений. Таковы предлоги и союзы».

Определяем основную мысль  высказывания Выясните, о каких  свойствах языка , о ка-ких   языковых явлениях  идёт речь в выс-казывании.  Выражаем своё отношение к высказыванию, для этого можем использовать следующие слова:  действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ...  

Определяем основную мысль

высказывания

Выясните, о каких  свойствах языка , о ка-ких   языковых явлениях  идёт речь в выс-казывании.

Выражаем своё отношение к высказыванию, для этого можем использовать следующие слова:

действительно

на самом деле

не могу не согласиться с автором высказывания

я полностью согласен с ...

 

Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения
  • Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения
Предлог – служебная, неизменяемая часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении. Союз – служебная, неизменяемая часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

  • Предлог – служебная, неизменяемая часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.
  • Союз – служебная, неизменяемая часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Работаем с текстом Попробуем подобрать аргументы, доказывающие справедливость этого высказывания, на примере разных текстов. Эту часть можно начать следующими фразами :  Докажем эту мысль на примерах из текста...  Попытаемся раскрыть значение высказывания лингвиста на примерах, взятых из текста ...    Далее приводим  примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения .

Работаем с текстом

Попробуем подобрать аргументы, доказывающие справедливость этого высказывания, на примере разных текстов.

Эту часть можно начать следующими фразами :

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение высказывания лингвиста на примерах, взятых из текста ... 

 

Далее приводим  примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения .

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:   примеров  должно быть 2; примеры должны быть  из указанного текста ; приводя пример, нужно не только  назвать   языковое явление, но и объяснить его значение  и  указать роль в тексте ; каждый аргумент записывается с красной строки.  

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

примеров  должно быть 2;

примеры должны быть  из указанного текста ;

приводя пример, нужно не только  назвать   языковое явление, но и объяснить его значение  и  указать роль в тексте ;

каждый аргумент записывается с красной строки.

 

Задание  для самостоятельной работы на дом Применяя цитату, данную на нашем уроке, самостоятельно подберите аргументы из упражнения № 317 вашего учебника. Оформите данную работу в виде сочинения-рассуждения по классному образцу.

Задание для самостоятельной работы на дом

Применяя цитату, данную на нашем уроке, самостоятельно подберите аргументы из упражнения № 317 вашего учебника.

Оформите данную работу в виде сочинения-рассуждения по классному образцу.

Я узнал сегодня на уроке…. Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Я выполнил…
  • Я узнал сегодня на уроке….
  • Интересным показалось …
  • Полезным было …..
  • Мне трудно было…..
  • Я понял….
  • Я справился с заданиями….
  • Я выполнил…

Спасибо за работу.

Спасибо за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Автор: Кравченко Светлана Александровна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства