kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные группы односоставных предложений Предложения определенно-личные»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представления учеников о предложении; дать понятие об односоставных предложениях с главным членом — сказуемым; об определенно-личных предложениях.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, девиз, символ, ремонт, реставрация, патриотизм, красноречие, риторика, ораторский, пафос.

 

II. Повторение и изучение темы «Односоставные предложения»

1. Слово учителя и беседа.

Подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения

Просмотр содержимого документа
««Основные группы односоставных предложений Предложения определенно-личные»»

Основные группы односоставных предложений

Предложения определенно-личные

Цель урока: расширить представления учеников о предложении; дать понятие об односоставных предложениях с главным членом — сказуемым; об определенно-личных предложениях.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, девиз, символ, ремонт, реставрация, патриотизм, красноречие, риторика, ораторский, пафос.


II. Повторение и изучение темы «Односоставные предложения»

1. Слово учителя и беседа.

Подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения, его главными членами. Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения? (Краткое обсуждение.)

Разрешить спор нам поможет Константин Дмитриевич Бальмонт:

(Учитель читает отрывок из стихотворения «Безглагольность»)


Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое.


Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, —

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.


(Открываем текст отрывка, написанный на доске.)

Найдем основы в предложениях. (Ученики находят основы, учитель подчеркивает их.) Выясняется, что в большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, однако смысл совершенно ясен. Перед нами живой образ тихого летнего вечера.

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), называются односоставными.

Могут ли односоставные предложения быть распространенными? Да, стихотворение Бальмонта содержит именно такие предложения. А нераспространенными? Попытаемся сократить предложения:

Камыш. Тишь. Безглагольность. Утомленье. Войди. Грустно.

Общий смысл теряется, но каждое из этих предложений может существовать в определенном контексте.

2. Выполнение упражнений.

Упр. 203 — устно разобрать, выполнить письменно.

3. Повторение: формы глагола.

Остановимся подробнее на предложениях с главным членом — сказуемым. Вспомним сначала, какие формы имеет глагол, какими средствами выражаются его формы и какое значение они имеют.

(Слушаем ответы и записываем на доске формы глагола и примеры с глаголами-сказуемыми в разных формах).

Наклонение:

— изъявительное (Я учусь в 8 классе. Ты сделал уроки? Мы будем изучать односоставные предложения.); глаголы изменяются по временам;

— условное (Я бы сделал уроки раньше. Ты бы отдохнула; если бы сделала уроки раньше. Если бы мы пошли в кино, то не успели бы сделать уроки.); глаголы изменяются по числам и в единственном числе — по родам;

— повелительное (Пиши аккуратнее! Подойди, пожалуйста. Переходите улицу внимательнее!); глаголы употребляются обычно в форме 2-го лица.


III. Изучение темы «Определенно-личные предложения»

1. Выполнение упражнений.

Упр. 204 — устно.

2. Изучение теоретического материала учебника.

Читаем определение на с. 94; отмечаем значения определенно-личных предложений: они выражают действие говорящего (Иду в школу) или собеседника (Идешь в школу?), а также побуждение собеседника к действию (Иди в школу).

3. Примеры определенно-личных предложений.

Примеры подбирают ученики с помощью учителя; лучшие записывают в тетрадь. Например: 1) Идешь, на меня похожий, // Глаза устремляя вниз. (М. Цветаева.); 2) Вижу: кто-то скачет на лихом коне. // Друг мой, друг далекий, // Вспомни обо мне! (А. Фет.); 3) Что стоишь, качаясь, // Тонкая рябина?

Подчеркнем, что для вопросительных и побудительных определенно-личных предложений со сказуемым в форме 2-го лица типично использование обращений.

4. Тренировочные упражнения.

Упр. 205 — письменно (устно разобрать); 207 — устно.


Домашнее задание. § 21; упр. 206







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Основные группы односоставных предложений Предложения определенно-личные»

Автор: Муртазалова Лали Муталимовна

Дата: 11.08.2020

Номер свидетельства: 555544

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства