kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация коллективных учебных занятий по русской речи в 6 казахском классе Модуль «Словообразование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по теме "Словообразование" предназначен для качественного проведения урока по данной теме. В планировании предусмотрены развичные виды деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация коллективных учебных занятий по русской речи в 6 казахском классе Модуль «Словообразование»»


Павлодарский институт повышения квалификации педагогических кадров














Организация

коллективных учебных занятий

в 6 классе по теме

«Словообразование»







Павлодар, 2011





Организация

коллективных учебных занятий

по русской речи в 6 казахском классе

Модуль «Словообразование»


Стандарт модуля «Словообразование»

Компетенции


Знать

Уметь

Компетенции

Самоменеджмент

Информационная

Коммуникативная


  • Состав слова.

  • Об основных сведениях по словообразованию;

  • О морфемном составе слова;

  • Об окончании как значимой части слова; об основе слова.

  • О корне слова.

  • Об однокоренных словах.

  • Об однокоренных словах и формах одного и того же слова.

  • О приставках и суффиксах.

  • О приставках как значимой части слова.

  • О правописании приставок с-, раз-, (рас-); о правописании приставок оканчивающихся на –з, -с.

  • Об образовании слов при помощи суффиксов.

  • О способах образования сложных слов; о термине «сложносокращённые слова» и их написании; орфограмму «соединительные гласные о и е» и графическое обозначение её на письме. О словообразовании; о способах образования слов; о сложных и сложносокращённых словах.

  • Выделять морфемы в словах.

  • Определять значение окончания существительного, прилагательного; выделять окончания и проверять правильность этого действия на основе сопоставления форм слова; разграничивать изменяемые и неизменяемые слова в группы слов при выделении окончания.

  • Выделять морфемы в слове; находить корень.

  • Определять однокоренные слова.

  • Отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

  • Отрабатывать действия по выделению из основы приставки и суффикса; осмыслить словообразующую роль суффикса

  • Образовывать глаголы при помощи приставок вы-(в-), от-, при-, у-, за-.

  • Выделять приставки в словах; распознавать глухие согласные, перед которыми –з меняется на –с; слышать как произносятся приставки.

  • Выделять суффиксы; образовывать новые слова, выражающие главную идею сказки; составить план и пересказывать о том, как воробьиха защищала своего птенца.

  • Определять образование сложных слов и сложносочинённых слов; образовывать сложные слова из каждой пары слов.

  • Разбирать слова по составу; правильно писать с приставками раз-(рас), с-; определять образование сложных и сложносокращённых слов; систематизировать изученное в разделе «словообразование».

  • Определять, формулировать проблему;

  • Называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути их решения.

  • Самостоятельно планировать и реализовывать сбор информации посредством опроса;

  • Оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям.

  • Учащиеся самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • Учащиеся распределяют и принимают на себя обязанности в рамках выполнения групповой работы.








  1. Состав слова. Окончание. Основа слова.

  2. Корень слова. Однокоренные слова.

  3. Приставка и суффикс как средства образования слов. Место приставки и суффикса в слове.

  4. Гласные и согласные в приставках. Гласные в приставках пре- и при- . приставки на «з» и «с».

  5. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных о и е. сложносокращённые слова.













Структура модуля



СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


Способы словообразования





Состав слова

Корень

Однокоренные слова

приставочный



Приставка

С-; раз-; рас-;

Пре-; при-.

Суффикс

-чик-; -щик-; -ск-;

Окончание.

Формы одного и того же слова.

основа

суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение. Соединительные

-о-; -е-.

Сложносокращённые слова











Измерители.


ТЕСТ-1

Словообразование



  1. Словообразование изучает

А). звуки и буквы

В). словосочетания

С). Состав слова и способы образования слов

Д). значение слов

Е). предложения


  1. Одно из слов не является однокоренным:

А). полёт

В). самолёт

С). летний

Д). лететь

Е). вертолёт


  1. Основа- это

А). часть слова без окончания, всё неизменяемое слово

В). Изменяемая часть слова

С). Часть слова после корня

Д). общая часть родственных слов

Е). часть слова перед корнем


  1. Суффикс – это

А). общая часть родственных слов

В). Слово без окончания

С). Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов

Д). изменяемая часть слова

Е). часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов.


  1. Нулевое окончание – это

А). окончание -ые

В). Окончание, которое не выражено звуками

С). Окончание -ие

Д). окончание -ое

Е). окончание –а.



6. Отметьте слово, соответствующее схеме: ¬ ∩ ^ .

А). работник

В). храбрец

С). раскройка

Д). серебристый

Е). бабочка


  1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:

А). корень

В). приставка

С). основа

Д). суффикс

Е). окончание


  1. В приставках на буквы з и с.

А). перед мягкими согласными пишется з, а перед твёрдыми- с

В). Перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими- с

С). Перед звонкими согласными с, а перед глухими -з

Д). Перед твёрдыми согласными пишется з, а перед мягкими -с

Е). Перед буквой ь пишется з, а перед ъ – буква с.


  1. Часть слова, которая не входит в основу слова:

А). окончание

В). суффикс

С). корень

Д). приставка

Е). основа.


  1. Укажите слово с нулевым окончанием.

А). дома, периоды, игры

В). Звери, дети, леса

С). Уроки, машины, мыши

Д). старинный, неизбежный, проводник

Е). плакат, дом, дед.


  1. Укажите ряд однокоренных слов:

А). переписка, письмо

В). Писал, писали

С). Письму, о письме

Д). зелёный, зелёными

Е). сестрой, о сестре.




Самостоятельная работа



  1. Допиши окончания. Скажите, что обозначают окончания у существительных, прилагательных и глаголов настоящего времени.


У меня есть нов… учебник. У Марата нет нов… учебник… . Мы будем учиться по нов… учебник… . Я открыва… нов… учебник. Ты ход… на урок с нов… учебник… . Он чита… правило в нов… учебник… .




  1. Подберите слова соответствующие данной схеме.


¬ ∩ ^ .

Пришкольный, пригород, школьный, городской, пригородный, сельский, подснежник, село, подстаканник, стакан.






  1. Прочитай стихотворение. В каких значениях употребляется глагол ставить? Для ответа на вопрос используё1те слова из правого столбика



Пять рабочих ставят дом, проводит

Ставит опыт агроном. строят

Ставит счётчик монтёр. устанавливает

Ставит фильмы режиссер. печёт

Мама ставит пироги. снимает

Подойди и помоги. обозначить

А диагноз ставит врач: определяет

«Просто насморк! Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз!







ТЕСТ-2

Словообразование

  1. Какое слово состоит из корня?

А). наготове

В). южнее

С). ложе

Д). драже

Е). весна


  1. В каком слове есть приставка за-?

А). забавный

В). забывчивый

С). законченный

Д). заботливый

Е). замочный


3. В каком слове приставка над-?

А). надрессированный

В). надрезать

С). надробить

Д). надраенный

Е). надавать


  1. Слова, какой пары не являются однокоренными?

А). краски- крашенный

В). Носовой- нос

С). Плести- переплётчик

Д). носильщик- носит

Е). перегореть- предгорье


  1. Определи, какая часть слова выделена: доплыть

А). корень

В). суффикс

С). основа

Д). окончание

Е). приставка


  1. Укажи неоднокоренное слово

А). проводы

В). проводник

С). водила

Д). водяной

Е). водить



  1. Часть слова без окончания

А). корень

В). суффикс

С). приставка

Д). основа

Е). окончание


  1. Определите способ образования слова землемер

А). сложение

В). приставочный

С). суффиксальный

Д). приставочно - суффиксальный

Е). бессуффиксный


  1. Укажите слово с приставкой пре-

А). пр…высить

В). Пр…ходилось

С). Пр…способиться

Д). пр…соединить

Е). пр…ладить


  1. Буква с пропущена в приставке слова

А). в…лететь

В). Ра…двинуть

С). Бе…зубый

Д). и…числять

Е). ра…жечь


















Контрольная работа

  1. Прочитайте текст. Опираясь на вопросы, расскажите, как родилась любимая песня наших ребят.

Пусть всегда будет солнце!

Маленький мальчик однажды спросил у матери, что означает слово «всегда». Ему объяснили. Мальчик запрыгал по садовой дорожке и начал повторять это слово, прибавляя к нему другие. Так получились стихи:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

Об этой истории создания этих строк рассказал в своей книжке известный русский писатель Корней Чуковский. Рассказ прочитал художник и нарисовал плакат – детский рисунок со словами мальчика.

Но на этом не кончилась эта история детского четверостишья. Оно попалось на глаза поэту Льву Ошанину и композитору Аркадию Островскому. Родилась песня. Зазвенела она детскими голосами. А потом перешагнула границы, и запели её дети всего мира. Припев этой песни стал символом дружбы детей всех стран.

(«Календарь школьника»).


Задание 1. Отметьте верные утверждения «да» неверные «нет», в соответствии с содержанием прочитанного.

В тексте идёт речь о мальчике? Да/нет

Мальчик запрыгал от радости? Да/нет

Получились стихи? Да/нет

Историю рассказал Лев Ошанин? Да/нет

Её запели все дети мира? Да/нет



Задание 2.

Ответьте на вопросы.

Как родились первые слова известной песни о солнце и мире?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто и где рассказал об этой истории?

________________________________________________________________

Что нарисовал художник на плакате?

________________________________________________________________

Кто написал слова и музыку к песне?

________________________________________________________________

Почему её запели дети всего мира?

________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3.

Разберите по составу слова.

Книга, художник, детский, припев, запели, рассказал.

Составь предложения с этими словами.


Задание 4.

Спиши, дописывая окончания глаголов и существительных. Раскройте скобки, приставки пишите со словами слитно, а предлоги – раздельно.

Мальчик (за)прыгал (по)садовой дорожк… . Писатель (рас)сказал (о)стихах (в)своей книж… . Художник (на)рисовал плакат. (За)звучал… песня. Она (пере)шагнул… границы. Песню (за)пели дети вовсём мир… .










Дидактический материал для организации учебной деятельности по методике ВПТ.

ВПТ-1. Состав слова. Окончание. Основа слова.

I

Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом - морфемы.

  1. Из каких частей состоит слово?

  2. Как общим словом называются части слова?


В конце изменяемых слов есть окончание. Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой. Лес, мышь, жил.

  1. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?

  2. Как называется окончание, не выраженное звуком, как оно обозначается?


Часть слова без окончания называется основой. Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу. Основа слова может быть равна корню.

  1. Как называется часть слова без окончания?

  2. Чему может быть равен корень слова?


II.

  1. Определите, чем отличаются пары слов?


учить- учиться писать - написать

учёба- учебник учить – выучить

Как одним словом озвучить (корень, приставка, суффикс, окончание, основа)?

  1. Выдели изменяемую часть слова. Определи падеж.

Летчик, лётчика, лётчику.

Чем отличаются данные слова друг от друга.


  1. Выдели часть слова без корня.

Модель, моделистов, моделистом, модели, моделей, моделист.

Выдели основу слов, чему она равна? Определи окончание.

Тень, мяч, ночь, лес.


III.

Что общего у однокоренных слов и чем они отличаются?

Какие части речи не имеют окончания?

Какие слова имеют один и тот же корень, но не являются однокоренными. Почему?



ВПТ-2. Корень слова. Однокоренные слова.

I

Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем. Главная часть основы- это корень.

  1. Что называется корнем слова?

  2. Что заключено в корне слова?


Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными. Родственные (однокоренные) слова составляют гнездо.

  1. Как называются слова с одинаковым корнем?

  2. Из каких слов состоит гнездо слова?


II.

  1. Выдели корень слова.

Мир, мирный, мирить, примирить, перемирие.

Подбери однокоренные слова к словам вода, лес.


  1. Распредели в два столбика однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Лететь, лётчик, самолёт, лётчику, лётчика, лётчику, летел, летела, летели.

Сравните два гнезда.

Водить, вывод, проводник, подводить, приводить;

Вода, водный, водяной, подводный, подводник.


III.

Чем отличаются однокоренные слова по составу?

Являются ли однокоренными словами слова гореть, горец.







ВПТ-3. Приставка и суффикс как средства образования слов. Место приставки и суффикса в слове.



I.

Приставки и суффиксы- значимые части основы. Они служат главным образом для образования новых слов.

  1. Для чего служат приставки и суффиксы?


Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

  1. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?

  2. Как называется часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?


II.

  1. Каким образом образовались слова

Танк, танкист, школа, школьник, окно, подоконник, писать, написать.


  1. Образуй новые слова при помощи приставок ото-, во-, до-шёл;

Про-, у-, за-ехал.

Образуй новые слова при помощи суффиксов -ист-, -н-, -ник-(танк, школа, помощь).


III.

Как называется способ образования слов при помощи приставки и суффикса.




ВПТ-4. Гласные и согласные в приставках. Гласные в приставках пре- и при- . приставки на «з» и «с».

I.

Приставки на-, за- всегда пишутся с гласной а.

Приставки по-, от-, до-, про-, под- всегда пишутся с гласной о: посеял , довёз, собрал, прочитал.

  1. Какие приставки пишутся с буквой а.

  2. Какие приставки пишутся с буквой о.


Приставка при- пишется при обозначении (приближения, присоединении, неполноту действия, нахождении вблизи чего-либо).

Приставка раз- пишется перед звонкими согласными, рас- перед глухими согласными, с- перед всеми согласными.

  1. Какие приставки пишутся с буквой а?

  2. Какие приставки пишутся с буквой о?

  3. Перед какими согласными пишутся приставки раз-, рас-, с-.


II.

  1. Вставь пропущенные буквы.

П…сеял, ..тдал, д…писал, пр…ехал, в…шёл, з…плакал, н…клеить.


  1. Объясните правописание приставок приносит, приоткрыть, приблизится, преодолеть, приклеить, приукрасит.

Образуй новые слова с приставками. Объясните их правописание.

Раз-(рас-); рубить, решить, будить, чесать, делить, бить, резать, колоть, красить, вести, пахать, сердиться, сказать, смотреть.


III.

Найдите слова, соответствующие схемам.

∩ ^  постройка

¬ ∩  приходит

¬ ∩ ^  строитель

¬ ∩ ^  прокладывают



ВПТ-5. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных о и е. Сложносокращённые слова.

I.

В русском языке существует несколько способов образования слов – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение.

Сложные слова могут образоваться путём соединения слов, при помощи соединительных гласных о и е. Если основа заканчивается на мягкий согласный, шипящий или ц, то пишется соединительная е, в остальных случаях пишется о.

  1. Как образуются сложные слова?

  2. Когда пишется соединительная гласная о, а когда е?


Слова, образованные путём сложения сокращённых основ, называются сложносокращёнными:

При их образовании берётся: 1). Несколько звуков юн(ый) кор(респондент)-юнкор; 2). Начальная буква машинно-тракторная станция -МТС (эм тэ эс);

3). Начальный звук Таразский госуниверситет ТарГу.

1. Как образуются сложносокращённые слова?

2. Какие способы образования сложносокращённых слов существуют?


II.

  1. Из каждой пары слов составьте сложное слово, подчеркните соединительную гласную.

Лист, падать; птица, ловить; лёд, колоть; дождь, мерить; луна, ходить.


  1. Запишите сложносокращённые слова, образованные от данных слов.

Юный натуралист, Республика Казахстан, Казахский национальный университет, театр юного зрителя, коллективное хозяйство, универсальный магазин.


III.

Назовите все способы образования слов. Приведи примеры.







Дидактический материал для организации учебной деятельности по методике ВОЗ.


ВОЗ-1. Словообразовательный разбор.

  1. Выполни разбор слова по составу: беззвучный, пришкольный, зимний, водяной, лес.

Алгоритм.

  1. Определи окончание путем подбора форм данного слова.

  2. Выдели основу, часть слова без окончания.

  3. Подбери однокоренные слова и выдели корень слова.

  4. Определи способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение).

  5. Подбери несколько слов , образованный подобным образом.

  6. При возникновении трудностей обращайся к словообразовательному словарю.


Например: выход (образовалось от слова ход при помощи приставки вы-, приставочный способ); сохнуть -высохнуть, лететь –вылететь, бежать выбежать.


Определи способ образования следующих слов: моделист, прочитать, подоконник, помощник, городской.




ВОЗ-2. Приставочный способ образования.

  1. Образуй новые слова приставочным способом читать, ходить, писать, думать.

Алгоритм.

  1. Прочитай слово

  2. Определи его лексическое значение.

  3. Сделай подбор подходящих по смыслу приставок.

  4. Прочитай, определи, как изменилось значение слова.

  5. Выдели приставку.

  6. Если слово образовалось при помощи только приставки , то такой способ образования слов называется приставочным.


  1. Определи способ образования слов.

Выход, открытие, въезд, приходить, нашить, запеть, доплыть, выбегать, дочитать, доплыть.





ВОЗ-3. Суффиксальный способ образования.

  1. Образуй новые слова суффиксальным способом.

Учить, машина, камень, трактор, журнал.

Алгоритм.

  1. Прочитай слово

  2. Определи его лексическое значение.

  3. Сделай подбор известных суффиксов.

  4. Прочитай, определи, как изменилось значение слова.

  5. Выдели суффикс.

  6. Если слово образовалось при помощи только суффикса, то такой способ образования слов называется суффиксальным.


  1. Определи способ образования слов.

Докладчик, барабанщик, футболист, лесник, защитник, писатель, бетонщик, горнист, читатель, водитель.



ВОЗ-4. Сложные слова с соединительными гласными.

  1. Образуй сложные слова с помощью соединительных гласных..

Тихо, ходить; пешком, ходить; пар, возить; сам, летать; птица, ловить.

Алгоритм.

  1. Прочитай слова.

  2. Выдели корень слов.

  3. Определи, на какую букву оканчивается часть первого слова.

  4. Если на шипящую, мягкую букву или ц, то пишем соединительную е, если на твёрдую согласную то пишем гласную о.


  1. Вставь пропущенную соединительную гласную.

Пеш…ход, электр…воз, птиц…лов, кон…завод, птиц…фабрика, пут…провод.




ВОЗ-5. Сложносокращённые слова.

  1. Образуйте сложносокращённые слова.

Атомная электростанция, юный корреспондент, машинно-тракторная станция, Республика Казахстан, заведующий хозяйством.

Алгоритм.

  1. Прочитайте слова.

  2. Определите лексическое значение каждого слова.

  3. Найди в слове начало первого слова и начало второго слова.

  4. Запиши слова и определи, изменилось ли значение слов.

  1. Что обозначают данные сложносокращённые слова.

МТС, ТарГУ, РК, юнкор, универмаг, завхоз, завуч, ПГПИ, ПГУ, ИнеУ.
















Дидактический материал для организации учебной деятельности по методике ВТ.





ВТ-корень-1



Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено общее всех однокоренных слов.


Лес

Лес ник

Лес ничий

Лес ок

Лес очек

Лес ничество

Лес ной

Лес истый

При-школь-ный



Лес

Лесник

Лесничий

Лесок

Лесочек

Лесничество

Лесной

Лесистый





ВТ-суффикс-2


Суффикс-это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.



Груз-чик

Руб

Рж-ан-ой

Чист-ейш-ий

Красив-ее

Стар-ин-ый

Прилет-а-ть

Учи-тель

Пришколь-н-ый



Грузчик

Рубка

Ржаной

Чистейший

Красивее

Старинный

Прилетать

Учитель

Пришкольный







ВТ-приставка-3


Приставка- это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставка вносит дополнение к значению исходного слова.



Пере-писать

Без-вы-ходное

Из-гнать

Вы-лететь

При-шить

В-бежать

С-пилить

Рас-сыпать

При-школьный




Переписать

Безвыходное

Изгнать

Вылететь

Пришить

Вбежать

Спилить

Рассыпать

Пришкольный






ВТ-окончание-4


Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить в слове окончание, надо слово просклонять или проспрягать.



Пол-ю

Мор-е

Люб-ит

Водянист-ый

Зимн-ий

Укрыт-ие

Мечтател-и

Бежа-ть

Пришкольн-ый




Полю

Море

Любит

Водянистый

Зимний

Укрытие

Мечтатели

Бежать

Пришкольный





ВТ-основа-5


Основа-это часть корня без окончания.



Пол-ем

Вод

Стариннн-ый

Прилета-ть

Зимн-ий

Учащ-ие-ся

Игра-ет-ся

О ветр

Пришкольн-ый




Полем

Вода

Старинный

Прилетать

Зимний

Учащиеся

Играется

О ветре

Пришкольный

Табло учёта изученного материала, мониторинг.




ФИО







тест на повторение


ВПТ


самостоятельная работа


ВОЗ

тест


ВТ

контрольная работа

итоговый балл

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1























2























3























4























5


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Назымбекова Самал Аманжоловна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства