Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Назиевская СОШ»
Кировского района Ленинградской области
Урок русского языка в 8 классе.
Учитель русского языка и литературы
Егоркина Марина Михайловна
Тема : Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Тип урока : Объяснение нового материала
Цели:
Образовательные: повторение сведений об односоставных предложениях и их отличии от двусоставных, умения находить определенно-личные предложения, повторение правил орфографии;
Развивающие: развитие логического мышления, образного мышления и речи ;
Воспитательные: воспитание культуры речи, любви к родному языку.
Ход урока
Проверка домашнего задания
(Слайд 2)
На экране спроецирован текст домашнего упражнения №120. Ученики обмениваются тетрадями и проверяют задание. Затем выставляют оценки. Положительные результаты учитель заносит в журнал.
2.Синтаксическая разминка (Слайд 4,5,6,7)
А) Составное именное сказуемое есть в предложении:
1. Она недоверчива и упряма.
2. проснулось эхо гулкое, пошло гулять-погуливать.
3. Он мечтал научиться рисовать.
4. Дамы махали платками, заставляли мужчин аплодировать.
Б. В каком предложении неправильно определен состав подлежащего ?
1. Никто нас не провожал.
2. Мы с Сережкой стояли на трамвайной остановке.
3. Около дверей в конюшне стояло человек восемь казаков.
4. Несколько раненых шли по дороге.
В.Предложение
Стой тут и не двигайся.
Повествовательное
Восклицательное
Простое
Односоставное
Распространенное
Полное
3 .Изучение нового материала
- В третьем задании вы решили, что предложение односоставное. Почему?
(Ученики:В этом предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена)
-Запишите тему нашего урока: Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
-Теперь обратимся к схеме, спроецированной на экране (Слайд 8,)
Попутно дается задание самостоятельно прочитать материал параграфа 22 и, используя схему, рассказать об односоставных предложениях:
-на какие группы делятся
-как называются предложения с главным членом сказуемым
-как называются односоставные предложения с главным членом подлежащим
(Слайд 9)
-Устно выполните упр.№139
(Ученики: в 1предложении глагол-сказуемое храните стоит во 2-м л., мн.ч.,повелит.накл., во 2-м предложении гл.-сказ. Служи стоит в повелит. накл., присягнешь- во 2-м л., ед.ч., изъяв. накл., слушайся, не гоняйся, не напрашивайся, не отговаривайся, помни- в повелит. накл., в 3-м предложении гл.-сказ. Улыбнитесь, поднимите стоит в повелит. накл., в 4-м предложении гл.-сказ сейте стоит в повелит. накл., в 5-м – гл.-сказ. Вижу, слышу стоит в 1-м л., ед.ч., изъяв.накл., в 6-м предложении гл-сказ помчимся стоит в 1-м л., мн.ч., изъяв.накл.Во всех предложениях легко установить лицо, совершающее действие. В этих предложениях важно не само лицо, которое совершает действие, а само действие. Поэтому эти предложения определенно-личные.)
- На экране спроецированы предложения, среди которых вы должны найти определенно-личные предложения. Задание выполняется устно (Слайд 10)
1 Худой мир лучше доброй ссоры.
2 Не стучи так громко.
3 Драчливый петух драчлив не бывает.
4 Глаголом жги сердца людей.
5 Язык до Киева доведет.
6 В который раз лечу Москва- Одесса.
(Ученики: во втором и четвертом предложении сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, значит эти предложения определенно-личные. В шестом предложении сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении в 1-м лице.)
(Слайд 11)
-Прочитайте предложения из очерка М Пришвина «Переславские кручи». Установите правильную последовательность.
1. Мне говорили, что его поразила река Векса, вытекающая из Плещеева озера.2. Помню, какой-то иностранец, молодой человек в плаще, появился на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском.
3. Таких капризно-диких рек будто бы в Европе уже больше не увидишь.
4. За день он пешком обошел озеро кругом и уехал.
5. Благодаря этому иностранцу я с особенным вниманием смотрел на эту речку и вместе с другими любителями красивых памятников природы защищал от рубки столетние сосны на кручах этой реки.
6. Их по закону нельзя рубить.
7. Эти кручи были с давних пор любимейшим местом отдыха в Переславле, эти сосны- единственно возможные деревья на крутом песчаном берегу- защищали реку.
(Ученики: 2,4,1,3,5,6,7)
( За каждый выполненный пункт задания выставляется по 1 баллу.Всего за работу можно получить 7 баллов)
-Докажите, что расположенные в таком порядке предложения представляют собой текст.
- Выпишите односоставные предложения, определите, какие из них являются определенно-личными.
-Выпишите из текста по одному словосочетанию с разными видами подчинительной связи.
Заключительная часть урока
В течение 2-х минут учащиеся записывают в тетрадь:
1. Что я узнал на уроке?
2. Как я работал?
3. Чего я достиг?
(Тетради в конце урока учащиеся сдают на проверку)
Домашнее задание: параграф 23, упр.140