Просмотр содержимого документа
«Определенно-личные предложения»
8 класс Русский язык
Тема: закрепление материала об определенно-личных предложениях
Цель: учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;
воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.
Форма: устного журнала
Оборудование: проектор, карточки, грамзаписи
Ход урока
Эпиграф
В человеке все должно быть прекрасно…
А.П.Чехов
Учитель: ( звучит муз. Бетховена Лунная соната)
Урок начну словами: «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром!..» Уже тысячу лет назад никто не может сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки, украшать речь пословицами, поговорками. Удивительно, что во все времена и до сих пор произведения эти живут и, наверно, будут жить всегда. Устное народное творчество – основа культуры любого народа. Сегодня на уроке мы повторим и закрепим изученный материал по теме «Определенно-личные предложения»,. Запишите число, классная работа и тема урока.
А проведем урок в форме устного журнала, путешествуя по страницам. Обратите внимание на эпиграф урока.
О чем будет идти речь на уроке?
( О красоте человека)
А с чего она начинается?
( с манеры поведения, умения вести себя среди людей, с культуры)
Учитель: На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От слова «карточки», а их в то время называли «этикетки», и произошло слово «этикет», то есть установленный порядок поведения. Сегодня я приглашаю вас, ребята, на урок в Школу хорошего тона.
Страница 1 « Живописная» И. Левитан и И. Шишкин
Учитель на фоне музыки Грига читает стихотворение Аполлона.Майкова
« Пейзаж», учащиеся пересматривают слайды картин И. Левитана и И. Шишкина.
После прочтения ученики выполняют задание.
Задание: из индивидуальных листочков выписать определенно-личные предложения . Один ученик работает у доски
Пейзаж
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;-
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам,-
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Уж солнца луч ложится косо...
Вдали проглянула река...
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека...
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз - то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет...
И криком кляче помогает
Старик, а на возу - дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.
Страница 2 «А знаете ли вы?»
На английском это звучит: «Good morning!».
По-немецки скажут так: «Guten Tag!».
Французы сказали бы: «Bon jours!».
А японцы: «Каннитива!».
А как это будет звучать на русском языке?
Ученики. Здравствуйте!
Учитель. Охарактеризуйте это предложение.
Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное.
Учитель. Говоря «доброе утро», «здравствуйте», мы желаем людям добра, здоровья. Для воспитанного человека – это норма его жизни. Именно воспитанность, как говорил английский писатель, государственный деятель Филипп Честерфильд, - «это единственное, что может расположить к себе людей». Как расположить к себе людей? Как стать обаятельным?
Задание: составить Советы обаятельного человека.
1 группа: советы должны быть построены в форме определенно-личных предложений, подчеркнуть грамматическую основу.
2 группа: Составьте текст открытки маме, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания и т.д.
(Дорогая мама! Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю быть всегда радостной и счастливой. Благодарю тебя за чуткость и воспитание)
3 группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить другу, что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы.
( Буду в Сватово проездом. Приходите на вокзал . Выезжаю 21июня, 15.00, номер поезда 4. Жду)
( Ученики читают свою работу)
Работа у доски
Учитель предлагает дополнить список советов. Подчеркнуть ГО
Советы обаятельного человека
Доброжелательно относитесь к окружающим.
Будьте аккуратны в своем внешнем виде.
Умейте сдерживаться.
Не разговаривайте громко.
Будьте вежливы со старшими.
Учитель: Чтобы стать обаятельным человеком, надо быть доброжелательным, уметь сострадать людям, иметь опрятный внешний вид и хорошие манеры.
Страница 4 «Волшебное зеркало».
Учитель. Помните, ребята, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
Сказка сказкой, а главное в том, что зеркальце отвечает человеку, каким оно его видит. Давайте и мы заглянем в это волшебное зеркальце и внимательно посмотрим. Вспомните народную мудрость и слова известных людей
Задание: записать предложение и расставить знаки препинания
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Помни: самолюб никому не люб.
Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
Не забывай: добрыми делами славен человек.
Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпимым.
Помни, что настроение других во многом зависит от тебя.
Век живи – век учись.
На уроках работай двумя руками: правой пиши, а левую поднимай.
Не повтори, а превзойди себя.
Дари радость другому и будешь радоваться сам.
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Страница 5 «Музыкальная»
Задание: из песни выписать определено- личные предложения. Звучит песня «Дорогою добра»
Отвает:
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой
Иди за солнцем следом
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра
Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хныч, не уповай на чудо
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Дорогою добра
сл. и муз. Т. и С. Никитиных
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы, падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра, А если с другом худо - не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра! А если с другом худо - не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь - не детская игра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра
Страница 6 «Поэтическая страница».
Учитель. В человеке должно быть все прекрасно… А что есть красота?
Итак, наша традиционная поэтическая страничка. У вас на столах материал любимых стихов. Можете ими воспользоваться. Что, по-вашему, есть красота? Ответьте строчками любимых стихов. Можно выступить со стихотворениями собственного сочинения. Какое четверостишие включает определенно-личное предложение? ( зачитывается)
Всегда особенно ценна
Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
(Джами, восточный поэт)
Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей
Затмил ты красотою платья?
И пусть черты ее нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
(Н. Заболоцкий)
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
( Н. Заболоцкий)
Учитель:
Что есть красота?
Для меня понятие красоты связано с красотой природы, потому что красота природы -– это красота мира и человека. Очень выразительно пишет об этом мой любимый поэт А.Фет:
Не всё брильянт, что яркий свет дает,
И внешний вид обманчив очень.
Бывает, глянешь – роза расцветет,
А внутрь посмотришь – все испортишь.
В народе говорят:
– Красу в душе ищи, пусть свет ее не очень яркий.
Не с платьем броским дружбу вам вести,
А с сердцем добрым и горящим.
Запись предложения в тетради
Никакая внешняя прелесть (не) может быть полной, если (не) оживить ее внутренней красотой. (В.Гюго)
Страница 7 « Сюрпризы».
Учитель. Сегодня у нас на уроке есть несколько сюрпризов. Один из них – Доска пожеланий. Здесь добрые слова каждому из вас. Уходя сегодня с урока, вы унесете не только частичку знаний, но и добрые пожелания. На Доске есть свободное место. Я думаю, вам есть что сказать своим одноклассникам. И прикрепить свои пожелания. Разрешите мне первой снять пожелание. Читает: «Давайте говорить друг другу комплименты…». Как правильно говорить комплименты? Это уже тема другого урока. Мы сегодня не ставим точку, ставим многоточие. А значит, наш разговор об этом еще впереди. Я благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке. Всего доброго! ( Под музыку песни ученики выполняют тесты)
Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…».
I. Определите тип простого предложения:
А) односоставное;
Б) двусоставное.
1. Открой нам, отчизна, просторы свои.
2. Шесть лет войны запомнил шар земной.
3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца !
4. Героя в бой водила песня.
5. Жить и верить - это замечательно.
6. Танк, почерневший в объятьях пожара.
7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.
8. Легкие облака на рассвете.
9. Пахнет вербой и смолою.
10. Травою запахло душистою.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Укажите определенно-личные предложения.
А. Выберете себе книгу по вкусу. Б. Не из Москвы ли будешь? В. В доме шумят. Г. Цыплят по осени считают. Д. Быть грозе великой.
1
2
3
4
5
Итог урока
Сегодня на уроке я узнал…
Я научился на уроке…
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было…
Домашнее задание: написать сочинение миниатюру на тему: « Что есть красота?», используя односоставные предложения
( звучит минусовка песни « Дорогою добра)»
Думаю, что нужно читать классику, посещать музеи, выставки, так как они расширят кругозор, сделают душу чуткой, отзывчивой, помогут разобраться в добре и зле, научат ценить людей по их достоинствам, понимать красоту.
Общайтесь с природой! Учитесь замечать красоту в маленькой незабудке и в ручейке, в звездном небе и в русской красавице березке.
Будьте вежливы! Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Занимайтесь любимым делом! Для меня таким делом стало увлечение бальными танцами, разучивание аккордов любимых песен, чтение классической поэзии и прозы, изучение английского языка.