Просмотр содержимого документа
«Определенно-личные предложения»
Урок русского языка по теме «Определенно-личные предложения».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающая:
Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
Дать понятие определенно-личных предложений;
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
Развивающая:
Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;
Воспитательная:
Прививать любовь к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности
Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас снова. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"
-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).
Давайте сегодняшний урок проведем под девизом: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"
Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
II Целеполагание.
- Проведем зарядку для мышления, освежим знания, которые нам потребуются на уроке.
Игра «Вопрос-ответ».
1.Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы)
2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)
3. Является ли обращение членом предложения? (нет)
4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам, числам)
5. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (художественного)
6. Какие наклонения имеет глагол? (изъявительное, повелительное, условное)
7. Можно ли у глагола радовался определить лицо? (нет, потому что это прошедшее время, а лицо можно определить только у настоящего и будущего времени)
III Актуализация знаний.
Проанализируйте пары предложений. Что в них общего и что различного?
Я позвоню тебе вечером. – Позвоню вечером.
Мы сходим завтра в кино? – Сходим завтра в кино?
(Двусоставные – односоставные)
Меняется ли структура предложений? (Да)
Меняется ли смысл предложений? (Нет).
«Это интересно»: Предложения или части предложения, близкие по значению, но различающиеся по своему строению – называются синтаксическими синонимами.
4. Проблемная ситуация.
К нам пришло письмо с просьбой о помощи
-Посмотрите на слайд:
Ученику 9 класса на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.
1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки 2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья 3) Каждый звук и шорох слышу я 4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве
Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание? (Знать определение односоставных предложений и определенно-личных предложений)
Мы можем сейчас помочь ученику? (нет) Почему?
- Какова тема сегодняшнего урока?
Тема урока: «Определенно-личные предложения» (запись в тетради)
(Что значит Определённо-личное? Действие совершает лицо определённое)
Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок? 1. Дать понятие определенно-личных предложений. (Вывешиваем на доску) 2. Научиться находить определенно-личные предложения. (Вывешиваем на доску)
5.Исследовательская работа по упр стр 105
В ваших карточках односоставные и двусоставные предложения. Все односоставные предложения - о/л. Ваша задача – найти односоставное предложение, указать, чем выражено сказуемое. Записать свой пример в таблицу на доску.
В результате групповой работы на доске получается следующая таблица:
Определенно – личные предложения
Примеры
Предложение
(подчеркнуть грамматическую основу)
Сказуемое
Наклонение глагола
Лицо глагола
Число глагола
Выхожу из дому рано утром.Замечаю под крышами голубоватые сосульки.
изъявительное
1 лицо
Ед. ч
А приглядитесь к снегу!
Остановитесь , прислушайтесь…
повелительное
2 лицо
Ед. ч
А теперь заглянем в лес.
изъявительное
1 лицо
Мн.ч
- Чем осложнены многие предложения?
- Требуется ли подлежащее, чтобы был понятен смысл предложений?
- Какие местоимения мыслятся на месте подлежащего?
( я, мы, ты, вы ) =======
Что обозначают сказуемые в предложениях? (Действие определенного лица)
Чем выражены сказуемые в предложениях? (Глаголами в форме повелительного или изъявительного наклонения, 1 или 2 лица, единственного или множественного лица)
Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.
Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……
Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет)
С.92 учебника читаем правило. Сравнить со своим.
На доску опорные слова из правила: Определенно-личные предложения
односоставные
главный член – сказуемое
изъявительное наклонение
повелительное наклонение
1 лицо 2 лицо
С первой поставленной задачей справились. Как решить на уроке вторую задачу?
Физкультминутка
6. Первичное усвоение знаний.
Упр 187 Прочитайте текст. Определите тему, идею, стиль текста. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.
Задание: определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.
7. Работа с текстом лабораторной работы по физике.
Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите , чем выражен главный член предложения.
Укрепим (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) её по другую сторону стекла.
Передвигая вторую свечу, найдём (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч), что эти расстояния одинаковые.
Дополнительные вопросы: найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
Вывод: о\л предложения могут использоваться в текстах разных стилей.
8. Итог урока.
А теперь давайте вернемся к письму с просьбой.
1)Соловьиное эхо несется с блестящей реки 2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья 3) Каждый звук и шорох слышу я 4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве
Где же нам пригодятся полученные на уроке знания?
9. Домашнее задание.
ВСЕМ:
Упр.189
Составить текст-поздравление «С Новым Годом!», используя определенно-личные предложения
ПО ЖЕЛАНИЮ (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» действие 2, явление 1 односоставные предложения, определенно-личные разобрать.
10. Рефлексия
Ответьте на вопросы:
Я понял новую тему…
У меня вызвало затруднение на уроке…
У меня хорошо получилось на уроке…
Чему научился на уроке…
Что полезного взял…
Приложение
1
Проанализируйте пары предложений. Что в них общего и что различного?
Я позвоню тебе вечером. – Позвоню вечером.
Мы сходим завтра в кино? – Сходим завтра в кино?
2
Ученику 9 класса на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.
1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки 2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья 3) Каждый звук и шорох слышу я 4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве
3
Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.
Опорная схема: Определенно-личные предложения – это (односоставные/ двусоставные) предложения с главным членом ______________________, которое обозначает ______________________ и выражается____________________________________
4 Задание: определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.
Работа с текстом лабораторной работы по физике.
Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите чем выражен главный член предложения.
Укрепим на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим её по другую сторону стекла.
Передвигая вторую свечу, найдём такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся, что эти расстояния одинаковые.
5. Выхожу из дому рано утром. Замечаю под крышами голубоватые сосульки. Да приглядитесь к снегу! Он то золотисто-розовый в лучах восходящего солнца, то густо-синий в тени. А теперь заглянем в лес. Он уже чуть-чуть оживает. Остановитесь, прислушайтесь…
Выхожу из дому рано утром. Замечаю под крышами голубоватые сосульки. Да приглядитесь к снегу! Он то золотисто-розовый в лучах восходящего солнца, то густо-синий в тени. А теперь заглянем в лес. Он уже чуть-чуть оживает. Остановитесь, прислушайтесь…
Выхожу из дому рано утром. Замечаю под крышами голубоватые сосульки. Да приглядитесь к снегу! Он то золотисто-розовый в лучах восходящего солнца, то густо-синий в тени. А теперь заглянем в лес. Он уже чуть-чуть оживает. Остановитесь, прислушайтесь…
Выхожу из дому рано утром. Замечаю под крышами голубоватые сосульки. Да приглядитесь к снегу! Он то золотисто-розовый в лучах восходящего солнца, то густо-синий в тени. А теперь заглянем в лес. Он уже чуть-чуть оживает. Остановитесь, прислушайтесь…
Открытый урок на тему:
«Определённо-личные предложения»
Подготовила и провела учитель русского языка МБОУ «Тюрнясевская СОШ» Сороколетова Т.С.