Опорные схемы-конспекты по морфологии.
Составила учитель русского языка и литературы
КГУ «Первороссийская средняя школа»
Миронова Наталья Алексеевна.
Лучше понимается и усваивается то, что представлено в целостном, нерасчлененном виде, так как при этом легче устанавливаются связи между отдельными частями целого. Если, например, учебный материал, охватывающий данную тему, изложен в нескольких параграфах, то и в учебном процессе он рассматривается фрагментарно, не на одном уроке. Это приводит к отрывочному усвоению фактического материала, затрудняет процесс формирования системы знаний
Несомненным преимуществом работы по русскому языку с использованием схем-конспектов является то, что теоретический материал в них выражен компактно, «свернут» на основе принципа тематической концентрации материала, высокого обобщения и в то же время доступен для учащихся. Подача материала в таком виде наглядно показывает причинно-следственные связи между обусловливающими друг друга лингвистическими явлениями, делает их понятными и легко запоминающимися.
Надо отметить, что опорные схемы-конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся, которое 1) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи: ученики легко составляют связный рассказ на лингвистическую тему, показывая хорошее знание теории;
2) обеспечивает возможность самостоятельно отрабатывать теоретический материал, учащиеся быстро осознают, что по опорным схемам-конспектам учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается.
3) ведет к действенному сотрудничеству учащихся с учителем (совместное составление, коррекция и т.д.)
4) позволяет учащимся почувствовать уверенность: справочная тетрадь с опорными схемами-конспектами всегда приходит на помощь (забыл – посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил).
5) дает возможность успешно организовать повторение.
Все опорные конспекты имеют трехчастную структуру, позволяющую без проблем производить морфологический разбор:
I Общее значение.
II Морфологические признаки.
III Синтаксическая роль.
В данной работе представлено лишь несколько образцов из уже имеющихся.
Имя существительное
I II III
предмет род 1._______
кто? что? жен. муж. сред. общий 2._______
изменение 3.- - - - - - -
число падеж 4.-.-.-.-.-.-.
ед. мн. И.кто?что? с 5.
одуш неодуш Р.кого?чего? к
Д.кому?чему? л I м.-ж.р.-А,Я
нариц собств В.кого?что? о II м.р. ,ср.р.-О,-Е
ФИО Т.кем?чем? н III ж.р.
геогр. названия П.о ком? о чем? е разносклоняемые:
историч. события н 10 на –МЯ+путь
клички животных и
«названия пр-ний» е несклоняемые
«названия газет, журналов» иноязычные рус.,укр. фамилии сл/сокращ
и т.д. ж.р. -о,-е, -о,-их,-ых слова
-и,-ю
Имя прилагательное
I II III
признак
предмета род
какой? полные число 1.
чей? падеж
каков? краткие род 2.
число
разряды
качественные относительные притяжательные
какой? чей?
1.Есть степень сравнения значения обозначают принадлежность
2.Есть краткая форма
3.НЕ+качественное прил. материал место время
4. ОЧЕНЬ + качественное прил. НЕТ
степени сравнения
сравнительная превосходная
простая составная простая составная
прилагат.+ЕЕ более + прилагат. прилагат. + ЕЙШ наиболее
ЕЙ менее + прилагат. АЙШ самый +ПРИЛАГАТ
Е НАИ+прил + ЕЙШ всех+сравн. степень
Имя числительное
число, КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ Р 1.
количество целые дробные собирательные А 2.
СКОЛЬКО? изм - ся по числ=колич -изм как цел двое – десятеро З 3. - - - - - - - - - - -
падежам знам=поряд -изм как прил сочетаются с сущ.: 4. -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
один-Р.Ч.П. 1.Только мн.ч. Р 5.
два-две 2.Мужского пола
3.Общего рода Я
4.Дети, детеныши
порядок оба – обе Д
при счете ПОРЯДКОВЫЕ Ы
КАКОЙ? изменяются по Р.Ч.П.
КОТОРЫЙ? в составных только последнее слово
ВИДЫ
простые сложные составные
1 слово – 1 корень 1 слово – 2 корня 2 и более слов
Глагол
I II III
действие 1._________
предмета в 2._________
что делать? несовершенный и 3.- - - - - - - - -
что сделать? совершенный д 4._._._._._._.
переходность 5.
переходный непереходный
сочетается с В.п.(иногда Р.п.) не сочетается с В.п.
наклонение
изъявительное условное повелительное
Время 1.2л. ед. и мн.ч.
настоящее будущее прошедшее число род 2.ДА
лицо + число число+род давай
спряжение давайте +ГЛ
II I разноспрягаемые пусть
1.Все на –ИТЬ, кроме брить, хотеть, бежать пускай
стелить , особоспрягаемые
2.4 на –АТЬ: зиждиться есть, дать
гнать, держать, +
дышать, слышать остальные гл
3.7 на –ЕТЬ:
терпеть.вертеть,
обидеть,
зависеть, ненавидеть,
видеть, смотреть
Личные окончания
II спр I спр
-им -ем
-ишь -ешь
-ите -ете
-ит -ет
-ат(-ят) -ут(-ют)