Цели: познакомить с особенностями официально-делового пиля речи; учить составлять тексты официально-делового стиля; шкреплять умение определять стили речи.
Планируемые результаты: знание отличительных признаков официально-делового стиля; умения создавать тексты официально-делового стиля, определять стили речи.
Ход урока
Организационный момент
Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 87 — сообщения об алгоритме поиска информации it Интернете, устные высказывания об Иване Фёдорове.)
IV. Самоопределение к деятельности
С какими стилями речи вы знакомы? Коротко расскажите об их особенностях.
Всем нам приходится иметь дело с различными документами, обращаться по разным вопросам в какие-либо организации. Как вы думаете, каким стилем речи вы при этом пользуетесь? (Ответы детей.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке.' (Познакомиться с новым стилем речи, который используете» при деловом общении, узнать о его особенностях, научиться грамотно составлять тексты документов.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Официально-деловой стиль речи»»
Урок2 2. Официально-деловой стиль речи
Цели: познакомить с особенностями официально-делового пиля речи; учить составлять тексты официально-делового стиля; шкреплять умение определять стили речи.
Планируемые результаты: знание отличительных признаков официально-делового стиля; умения создавать тексты официально-делового стиля, определять стили речи.
Ход урока
Организационный момент
Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 87 — сообщения об алгоритме поиска информации it Интернете, устные высказывания об Иване Фёдорове.)
IV. Самоопределение к деятельности
С какими стилями речи вы знакомы? Коротко расскажите об их особенностях.
Всем нам приходится иметь дело с различными документами, обращаться по разным вопросам в какие-либо организации. Как вы думаете, каким стилем речи вы при этом пользуетесь? (Ответы детей.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке.' (Познакомиться с новым стилем речи, который используете» при деловом общении, узнать о его особенностях, научиться грамотно составлять тексты документов.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 49).)
2. Беседа
Вспомните ситуации, в которых вам приходилось сталкиваться с текстами официально-делового стиля. Что это были за документы?
Почему при составлении текстов официально-делового стиля важны точность, однозначность слов и выражений, строгая, формальная лексика, стандартные обороты?
Почему тексты официально-делового стиля неэмоциональны?
Почему в них не используются изобразительные средства языка?
3. Практическое задание
— Замените слова официально-делового стиля нейтральными словами.
Преподнёс (подарил), направился (пошёл), заявил (сказал), проживает (живёт).
4. Работа по учебнику
1. Упр. 88 — устное выполнение.
2. Упр. 89 — самостоятельное выполнение после предвари- тельного обсуждения.
(Необходимо обратить внимание учеников на форматирование документа: где и как расположены его части; на то, что слово заявление пишется со строчной буквы, а после него ставится точка; заявление — завершающее слово шапки, а не заголовок.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 90 - чтение текста, обсуждение, самостоятельное вы полнение задания с последующей проверкой.
2. Упр. 91 — обсуждение вопросов.
2. Занимательная лингвистика
Знаете ли вы, что такое канцелярия? (Отдел учреждения, ведающий делопроизводством; деловые бумаги, документы.)
- Какой стиль речи используется в канцелярских делах?
- Как вы понимаете слово канцеляризм? Материал для учителя
В текстах официально-делового стиля неизбежно употребление канцеляризмов — слов или оборотов речи, характерных для деловых бумаг, документов. Канцеляризмы уместны и даже необходимы в официально деловой речи: отношение, предписание, заявление, внедрение, усиление 1от. оказать воздействие, обсудить вопрос, представить к рассмотрению.
Однако порой в живом разговорном языке можно услышать подобные слова, совершенно неуместные в непринуждённой речи. В книге «Ж и ной, как жизнь» К. Чуковский метко назвал неумеренное, необос-ноианное употребление канцеляризмов, бюрократических штампов, ка-и'пного слога канцеляритом. Чуковский считал канцелярит болезнью. ( пмое страшное, что, хотя заболевание в основном свойственно людям, шнимающимся бумажной деятельностью, «канцелярский вирус» может поразить любого.
Вот один из примеров проявления «болезни» (по книге К. Чуков-ОКого):
«Молодой человек, проходя мимо сада, увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и. к моему изумлению, сказал: «Ты по какому вопросу плачешь?»
Чуковский показывает, к чему может привести это тяжёлое заболе-шише, если бы им заразились все. Мы бы получили такие «пушкинские» е i роки:
Надо отметить, что в синем небе звёзды блещут, Необходимо сказать, что в синем море волны хлещут, Следует особо остановиться на том, что туча по небу идёт, Приходится указать, что бочка по морю плывёт. В этой же книге цитируется гротеск писателей Ильфа и Петрова: «Задание, например, следующее:
— Подметайте улицы.
Вместо того чтобы сейчас же выполнить этот приказ, крепкий парень поднимает вокруг него бешеную суету. Он выбрасывает лозунг:
— Пора начать борьбу за подметание улиц.
Борьба ведётся, но улицы не подметаются. Следующий лозунг уводит дело ещё дальше:
— Включимся в кампанию по организации борьбы за подметание улиц. Время идёт, крепкий парень не дремлет, и на неподметённых улицах
мывешиваются новые заповеди:
— Все на выполнение плана по организации кампании борьбы ш подметание.
И наконец, на последнем этапе первоначальная задача совершенно уже исчезает и остаётся одно только запальчивое, визгливое лопотанье:
— Позор срывщикам кампании за борьбу по выполнению плана ор ганизации кампании борьбы».
VII. Подведение итогов урока
Назовите основные черты официально-делового стиля. (Официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, неэмоциональность, безличность, широкое использование официально-деловой лексики.)
В каких сферах жизни, в каких ситуациях используется официально-деловой стиль?
А что бывает, если официально-деловой стиль речи исполь зуется не по назначению?