Просмотр содержимого документа
«Официально-деловой стиль»
Акмолинская область
Жаркаинский район
Львовская основная школа
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: Официально-деловой стиль
(из опыта работы учителя русского языка и литературы Львовской основной школы Омаровой Мадины Кенесбековны)
2016 год
Тема: Официально-деловой стиль
Цели урока:
-познакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля, сферой его применения, лексикой;
-научить отличать нейтральную лексику от официально-деловой;
-выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.
Оборудование:
иллюстративный материал с названием станций;
таблица “Официально-деловой стиль” и опорные карточки к её разделам;
карточки с терминами для повторения;
раздаточный материал к уроку.
Тип урока: повторение-обобщение
Ход урока
Организационный момент.
Посмотрите на меня! Ваш экскурсовод сегодня я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь!
II. Слово учителя о целях и задачах урока.
Сегодняшний урок пройдёт в форме учебной игры “Я деловой человек”. В течение урока вы должны будете пройти по четырём станциям, выполнив ряд заданий, которые помогут вам не потеряться в деловом мире.
III. Основная часть урока.
Станция 1. Теоретическая
Задание: перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:
Цель
Сфера применения (использования)
Особенности стиля
Жанры
Лексика
А также опорные карточки с определённым содержанием:
В соответствии с постановлением,
принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг
Информация
Логичность и краткость высказывания.
Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование
Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и переписать ее. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об этом важном господине очень много нужного и интересного.
Проверка задания.
Цель
Сфера применения (использования)
Особенности стиля
Жанры
Лексика
Информация
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг
Логичность и краткость высказывания.
Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование
принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.
Станция 2. Практическая
Задание:
1. На доске записаны словосочетания официально-делового стиля. К ним необходимо подобрать нейтральные синонимы, используя информацию для справок.
Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.
(Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например, метель – вьюга, буран, пурга, метелица; мокрый – влажный, сырой.)
Информация для справок:победить, отремонтировать, помочь, осмотреть, сбежать.
Проверка задания.
Словосочетания официально-делового стиля
Нейтральные синонимы
Оказать помощь
Помочь
Одержать победу
Победить
Совершить побег
Сбежать
Подвергнуть осмотру
Осмотреть
Провести ремонт
Отремонтировать
2. На доске записаны слова и словосочетания официально-делового стиля. К ним необходимо подобрать антонимы, используя информацию для справок.
Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем антонимами? Приведите пример.
(Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Например, горячий – холодный, прохладный; лёгкий – тяжёлый).
Слова и словосочетания:разрешить, присутствовать, положительно, удовлетворительный ответ, ответственность.
Информация для справок:неудовлетворительный ответ, отказать, отсутствовать, отрицательно, безответственность.
Проверка задания.
Слова и словосочетания официально-делового стиля
Антонимы
Разрешить
Отказать
Присутствовать
Отсутствовать
Положительно
Отрицательно
Удовлетворительный ответ
Неудовлетворительный ответ
Ответственность
Безответственность
Станция 3. Историческая
На этой станции вы можете потеряться, но те, кто вспомнит, какие слова мы называем устаревшими, смогут выполнить все задания.
Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем устаревшими? Приведите пример.
(Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Например, конка, дворецкий, прошение…)
Задание:
1. Вам даны устаревшие слова, которые очень давно использовались в делопроизводстве. Подберите к ним современные синонимы.
Устаревшие слова:ежели, безотлагательно, посему, сей (случай), надобно.
Проверка задания.
Устаревшие слова
Современные синонимы
Ежели
Если
Безотлагательно
Срочно
Посему
Поэтому
Сей (случай)
Этот
Надобно
Необходимо
2. Исправьте ошибки в предложениях, заменив устаревшие слова их современными синонимами. Запишите исправленный вариант.
Сей случай вызвал немало разговоров на заводе.
Надобно срочно отдать приказ директора в отдел кадров.
Проверка задания.
Этот случай вызвал немало разговоров на заводе.
Необходимо срочно отдать приказ директора в отдел кадров.
Станция 4. Сообразительная
Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:
- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.
Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится: “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару”, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.
Задание: собери деловое письмо.
У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.
уважаемый
систематически
семь
меры
к урокам
Александр Николаевич
не готов
он получил
оценок
ваш сын
примите
классный руководитель
Смирнова Л.Н.
Неудовлетворительных
за последнюю неделю
Проверка задания.
Уважаемый Александр Николаевич!
Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.
Классный руководитель Смирнова Л.Н.
IV. Подведение итогов.
Наша учебная игра завершена. Все станции пройдены, но то, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой важный господин “Официально-деловой стиль”.
Вопросы для повторения:
Назовите основную цель официально-делового стиля.
Какова сфера применения данного стиля?
В чём особенности официально-делового стиля.
V. Домашнее задание.
Чтобы вашим родителям никогда не пришлось получать деловые письма с содержанием, подобным тому, что мы составляли сегодня на уроке, вы должны выполнить домашнее задание на “отлично”. Составьте заявление на имя директора школы с просьбой зачислить вас в кружок или спортивную секцию.