kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения, закрепления и совершенствования знаний и умений. Цель - формировать представление об основных признаках официально-делового стиля речи, сферах его употребления и жанрах, а также требованиях к оформлению деловых бумаг личного характера. Теоретическая и практическая работа на уроке призваны научить использовать средства официально деловго стиля речи в практике анализа, составлении и оформлении деловых бумаг личного характера. Анализ предложенного языкового материала направлен на повышение культуры письменной деловой речи, а также на формирование нравственных поведенческих качеств личности и ответственном отношении к оформлению и написанию текстов личных документов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля. »



План занятия теоретического обучения


Тема раздела Функциональные стили речи и их особенности

Тема урока Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля

Тип урока усвоение, закрепление и совершенствование знаний и умений

Вид урока комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум

Комплексные цели урока:

Обучающие - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры; требования к оформлению деловых бумаг;

Развивающие - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;


Воспитательная - воспитывать культуру речи, заботиться о чистоте языка;

- повышать культуру письменной деловой речи; формировать нравственные, поведенческие качества личности обучающегося, ответственное отношение к учебному труду.


Учебно-методический комплекс урока:

  1. Розенталь Д.Э. Русский язык. - М.: Дрофа, 2009 г.

  2. Власенков А.И. Русский язык. - М.: Просвещения, 2008 год.

  3. Петрякова А.Г. Культура речи. - М.: 2007 год.

  4. А.М. Земский, Русский язык. – Учебник. М., 2011 год.

  5. Кудрявцева Т.С. Русский язык. – Учебник. М.: Дрофа, 2007.

  6. Словари.

  7. Раздаточный дидактический материал.


Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, метод символического видения.

Виды учебной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный этап: - подготовка к занятию;

- проверка контингента;

- сообщение темы и цели занятия;

  1. Основной этап:

1. Мотивация: создание проблемной ситуации: объяснительная учащегося 10 класса;

2. Формулирование проблемы: В чём причина такого небрежного отношения к оформлению личного документа?

3. Актуализация опорных знаний:

а) «узелок на память» (спр.: Почти у всех народов письмо сначала было узелковым, лишь потом графическим.

Используя несколько узлов, с учетом очередности их плетения и цвета веревок, было возможным сосчитать и записать урожай, передать любовное послание, зафиксировать положение планет на небе, снабдить путешественника планом пути (вот почему Баба-яга дает герою клубок), записать указ правителя.
В Китае, например, на основе одного-двух узлов можно было выплетать иероглифы.
В Прибалтике узелковым письмом пользовались и в XX в. В этнографических музеях можно увидеть клубки и связки разноцветных ниток, которые являются либо хозяйственными записями, либо рецептами народной медицины. Знахарь обычно выдавал нити с узлами больным с поврежденными костями или суставами. Петелькой отмечалось начало процедур, сочетаниями узлов отмечалось количество процедур и дней, в которые эти процедуры надо проводить. Цвет же нити указывал на то, какие именно процедуры должны проводиться.


б) анализ предложенных личных документов (заявление, объяснительная, автобиография)

Подчеркните в документе все нарушения, которые Вам удалось обнаружить, укажите их количество цифрой в колонке «Начало занятия».


в) Слово учителя: После «погружения» в тексты официально-делового стиля, давайте перечислим его основные признаки и укажем назначение. Записываем в тетрадях число, тему занятия, эпиграф:

Собственно, есть одна книга, которую человек

обязан внимательно прочитать, -

это книга его собственной жизни.

Василий Розанов

4. Сообщение теоретического материала: (по ходу лекции обучающиеся составляют опорный конспект).


Официально-деловой стиль – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.


Документ – (от лат. Documentum – «доказательство, свидетельство») деловая бумага, обслуживающая сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации.


Разновидности деловых бумаг:

ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п.

ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера, составленные и оформленные частным, физическим лицом.

Основные признаки официально-делового стиля:

  1. письменная форма;

  2. точность, строгость, сжатость изложения;

  3. использование канцеляризмов, клише (от франц. «печатная форма из металла, дерева»; в русск. – шаблонная фраза) – специальных слов и выражений, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем речи;

  4. официальный характер (реквизиты)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

- сведения об адресате (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

- наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);
    - опись приложений к документу, если они имеются;
    - дата, подпись автора документа и др.

Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.


  1. стандартизованность;


5.Закрепление теоретического материала:


Рекомендации:

1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
   а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный);
   б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать);
   в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух)); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например, баранка (руль), замести (арестовать)).
 

2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно-практическая конференция).
   

3. Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.

благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)


Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.

в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).

Написание (комментированное письмо) личного документа – заявления

Заявление – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу.

Объяснительная записка — документ, составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана).


8) Самостоятельная работа:

- в тетради для практических работ записать число, тему занятия;

- написать заявление (объяснительную) в исправленном виде, в соответствии с требованиями стиля;

- в соответствии с образцом написать определение, схему составления расписки (доверенности) и составить указанные документы, изменяя личные данные.


*9) Словарная работа: запишите в орфоэпический словарь слова, поставьте ударение, запомните нормативность их произношения.

ОбеспЕчение

ОпЕка

ОптОвый

ПринУдить

СиротА (сирОты)

ХодАтайство (ходАтайствовать)

ДирЕктор (мн.ч. дирЕкторы)

ИнспЕктор (мн. ч. инспЕкторы)

ИнстрУктор (мн.ч. инстрУкторы)



  1. Заключительный этап:

    • выводы в соответствии с поставленными целями;

    • подведение итогов занятия (анализ работы, оценивание деятельности обучающихся);

    • домашнее задание: написать на листе формат А4 свою автобиографию, опираясь на теорию учебника Власенкова А.И. Русский язык.








Директору

от Иванова Николая

из класса 10б



Заявление





Обращаюсь к вам в надежде на то, что вы будете снисходительны ко мне и позволите мне чуть-чуть пораньше (чем мои одноклассники) сдать промежуточную аттестацию. Очень мне нужно вылечить одно пренеприятное заболевание, которое не даёт мне покоя вот уже целый месяц.

Заранее благодарю вас. Николай


Количество ошибок, выявленных при первичном прочтении текста

(ошибки и нарушения в оформлении текста подчеркните)

Количество ошибок, выявленных при переработке текста после усвоения теоретического материал







ФИО учащихся

Директору

Школы № 12

ЛГ Соломко

Учащегося 10а

Иванова Николая


Объяснительная


Я шол со столовой на 2 этаже в коридоре лежал мандарин, я его хотел выпнуть с дороги. Я его толкнул ногой он подлетел и упал немного не долетев до двери кааб.22, это увидела наша учительница и подумала, что я кидаюсь мандаринами. А я ни в чом не виноват, поверьте.


20.09.2012




Количество ошибок, выявленных при первичном прочтении текста

(ошибки и нарушения в оформлении текста подчеркните)

Количество ошибок, выявленных при переработке текста после усвоения теоретического материал







ФИО учащихся

Директору

МБОУ «СОШ № 12»

Николаевой Л.Г.

Ученицы 10 класса В

Петровой Иванны Владимировны


Заявление

Прошу освободить меня от учебных занятий с 19.10.12 г. по 30.10.12.г. в связи с отъездом из города Ноябрьск для участия в спортивных соревнованиях. Обязуюсь по приезде восстановить пропущенный учебный материал и отработать пропущенные учебные часы в срок до 10.11.2012 г.

Прилагаю письмо-вызов спорткомитета г. Ноябрьск.


09.10.12 г. Подпись

ФИО учащихся:




Расписка — это документ, удостоверяющий получение лицом денежных средств или материальных ценностей.

Составление расписки можно представить следующим образом:

1. Название документа.

2. Фамилия, имя, отчество, должность автора документа (того, кто дал расписку).

3. Наименование организации (или лица), передающих что-нибудь. Если расписка выдается лицу, то указывается фамилия, имя, отчество, должность.

4. Точное наименование передаваемого — количество указывается и цифрами и прописью.

5. Дата, подпись получателя. Если расписка имеет особенно важное значение, то подпись лица, давшего расписку, заверяется в учреждении или у нотариуса.



Расписка

     Я, Кузнецов Иван Владимирович, проживающий по адресу: г. Сватово, ул. Коминтерна, д.43, кв. 15, паспорт серия ……. , № ........, выдан (кем, когда) …………………………………………………………........., взял в долг у Беликова Николая Павловича, проживающего по адресу: ……………………………………………………………….., денежную сумму в размере 150 000 (……………………..) рублей сроком на один год. Деньги обязуюсь вернуть до 30 октября 2013 года.

 

27 сентября 2012 г                                              (подпись) /Кузнецов/

 

Подпись верна                 Нотариус ………………. (подпись и печать)


Доверенность — это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.

Доверенность состоит из следующих частей:

     1. Наименование документа.

     2. Данные доверенного лица (фамилия, имя, отчество, должность или адрес, данные документа, удостоверяющего личность).

     3. Точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции.

     4. Дата и подпись.

     Подпись доверителя должна быть обязательно заверена: подпись (такого-то) удостоверяется, подпись должностного лица, заверившего подпись, указывается дата заверения, ставится печать организации.



Доверенность

       Я, Сватовская Елена Николаевна, учащаяся 11 класса, проживающая по адресу: ………………………………………………..., паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., доверяю моей матери, Сватовской Марине Викторовне, проживающей по адресу: г. Сватово, ул. Садовая, д. 13, кв. 8, паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., …………………………, получить причитающиеся мне денежное вознаграждение и приз за участие в Международной олимпиаде школьников «…………».

     09.10.2012 г.                                                                              подпись/……../

Подпись Сватовской Е. Н. удостоверяется.
Бухгалтер …….. (подпись)

   

  (Печать)                           (дата)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля.

Автор: Тютюнникова Татьяна Александровна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства