kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Одушевленные и неодушевленные имена существительные (конструкт урока + презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данный ресурс (конспект урока + презентация) предназначен для  использования на уроках  русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».  Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение нового материала и его первичное закрепление. Конструкт урока составлен с учетом ФГОС, рассчитан на детей с повышенным уровнем обученности и обучаемости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кропачева Я.Н.-сценарий»

Автор: Кропачева Я.Н., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 2.

Тема: ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (5 класс).

Цель урока: Сформировать навык разграничения одушевленных и неодушевленных существительных.

Задачи:

  1. Формировать понятие одушевленные - неодушевленные существительные.

  2. Формировать у учащихся навык разграничения одушевленных и неодушевленных существительных.

  3. Развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

  4. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат:

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного осмысления учения.

  2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем исследовательского характера, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  3. На практическом уровне показать способы разграничения одушевленных - неодушевленных существительных.

Оборудование:

    • Доска

    • Задание для эксперимента

    • Демонстрационный материал.

Тип урока: объяснение нового материала.



План урока:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Приветствие.

Сообщение первичной цели урока.

Дети приветствуют гостей.

Личностные:

  • Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебе.


«Синтаксическая минутка»


Дети записывают предложение.

Дети расставляют знаки препинания.

Дети строят схемы:

Предложения с прямой речью.

Предложения с обращением.

Предложения с однородными членами.

Личностные:

  • Формирование установки к работе на результат.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

  • Умение самостоятельно ставить цели и задачи.

Предметные:

  • Анализ и обобщение материала.

Мотивация


Дети выписывают существительные из текста.


Постановка проблемы


Дети группируют существительные, используя разные критерии.

Дети дают ЛЗ слова «мертвец».

Дети называют признаки имени существительного как части речи.

Личностные:

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

  • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу действия и в результат.

Познавательные:

  • Анализ и обобщение материала.

  • Умение сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты.

  • Находить в тексте требуемую информацию.

  • Выбор оснований для группировки объектов.

Метапредметные:

  • Освоение способов решения проблем поискового характера.




Проведение эксперимента.


Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, полученные в результате эксперимента.

Формируют правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного на основе результатов эксперимента.

Личностные:

  • Следование в поведении этическим нормам.

Коммуникативные:

  • Оценка результата коллективной и индивидуальной работы на основе заданных критериев.

Познавательные:

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами.

  • Умение использовать знания для решения познавательных задач.

  • Формирование навыка осуществления сравнения языковых явлений.

Метапредметные:

  • Освоение способов решения проблем поискового характера.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа и обобщения, построения рассуждения.

  • Готовность излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Первичное закрепление. Обобщение знаний.


Учащиеся определяют категорию одушевленности – неодушевленности у существительных, опираясь на выводы, сделанные в результате эксперимента.

Познавательные:

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами.

Метапредметные:

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа и обобщения, построения рассуждения.


Применение знаний на практике.


Учащиеся распределяют слова по колонкам, аргументируя свой ответ.

Коммуникативные:

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные:

  • Выбор оснований для отбора объектов.

  • Планирование, прогнозирование и структурирование знаний.

Личностные:

  • Активизация самостоятельности в принятии решения.

Рефлексия. Итоги работы.


Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся анализируют свою познавательную активность и успешность.

Личностные:

  • Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

  • Развитие этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других.

Регулятивные:

  • Соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его

Коммуникативные:

  • Оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.

Метапредметные:

  • Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуации успеха.







Ход урока:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Приветствие.

Ребята, вы хотите посмотреть на гостей? Посмотрите, понравились? А теперь они хотят посмотреть на вас, как вы отвечаете, пишете, сотрудничаете, справляетесь с проблемами. Я надеюсь, вы своей работой на уроке не разочаруете сегодня ни гостей, ни меня и ни друг друга.

Запись числа, классной работы.

Сообщение первичной цели урока.

Сформировать навык разграничения одушевленных и неодушевленных существительных.

  • Послушайте, пожалуйста, стихотворение и попробуйте отгадать, с какой частью речи мы будем работать на уроке.

Я очень впечатлительное

Имя _________________.

Убедят меня легко

Два вопроса: кто? и что?


Обозначу все предметы:

Кто? ворона, что? кометы,

Кто? зайчонок, что? гроза,

Книга, речка, стрекоза.


Так предметы называю,

По вопросу узнавая.

(Имя существительное)


  • Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем про эту часть речи.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

Имя существительное относится к одному из трёх родов:

Изменяется по ____________ и ____________.

К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

В предложении чаще всего является ______________или ______________.

Молодцы!

Дети приветствуют гостей.















Дети слушают стихотворение и дают ответ на поставленный вопрос.



















Дети дают ответы.

«Синтаксическая минутка»

  • Давайте запишем предложение, расставляя знаки препинания.

Прибежали дети в избу,

Второпях зовут отца:

«Тятя, тятя, наши сети

Притащили мертвеца».


  • Составьте схемы:

    1. Предложения с прямой речью.

    2. Предложения с обращением.

    3. Предложения с однородными членами.


Дети записывают предложение.

Дети расставляют знаки препинания.





Дети строят схемы:

Предложения с прямой речью.

Предложения с обращением.

Предложения с однородными членами.

Мотивация

Давайте выпишем из текста слова той части речи, о которой говорилось в стихотворении.

Дети, (в) избу, отца, тятя, сети, мертвеца.

Дети выписывают существительные из текста.

Постановка проблемы



  • Сгруппируйте существительные по группам по какому-то признаку. Аргументируйте выбор.

Дети (в) избу

Отца сети

Тятя

Мертвеца


  • Давайте сформулируем тему нашего урока.

  • Чему мы будем с вами учиться с течение всего урока? Какова наша цель?

  • С каким словом возникли трудности?

  • Дайте лексическое значение слову «мертвец» (умерший человек; покойник).

Лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно: кто? или что?



Дети группируют существительные, используя разные критерии.





Дети формулируют тему урока.

Дети формулируют цель урока.



Дети дают ЛЗ слова «мертвец».

Дети называют признаки имени существительного как части речи.

Проведение эксперимента.



  • Давайте проверим, какие существительные по грамматическому значению мы отнесли к одушевленным, а какие к неодушевленным, а также грамматическое значение нашего слова мертвец.

Дети - мн.ч., И.п. (в) избу – ж.р., ед.ч., В.п.

Отца – м.р., ед.ч., Р.п. сети –мн.ч., И.п. мертвеца – м.р., ед.ч., Р.п.

Тятя – м.р., ед.ч., И.п.

Всё одинаково. Признаки различия выделить нельзя.

  • Согласны искать дальше признаки, по которым можно определить грамматическое значение одушевлённости или неодушевлённости существительных?

Послушайте сказку Л.Успенского, которая содержит в себе подсказку. Я, правда, ее немного переделала.


По реке плывет плот. Н а берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот. Плот спросил у кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь.

- Захочу – буду шевелиться.

- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Кот подумал и говорит:

- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.


  • Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. Просклоняем слова по падежам и числам (учащимся раздать таблицы).

Таблица 1

падеж

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число


одушевленное

неодушевленное

?

И.п.

кот

коты

плот

плоты

мертвец

мертвецы

Р.п.

кота

котов

плота

плотов

мертвеца

мертвецов

Д.п.

коту

котам

плоту

плотам

мертвецу

мертвецам

В.п.

кота

котов

плот

плоты

мертвеца

мертвецов

Т.п.

котом

котами

плотом

плотами

мертвецом

мертвецами

П.п.

о коте

о котах

о плоте

о плотах

о мертвеце

о мертвецах

Вывод:

В.п., мн.ч.= Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч.






  • Есть ли какая-то закономерность? (Сравните окончания существительных в каждом столбике).

Мы заметили, что у одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного.

Вот вы и нашли признак, по которому можно определить грамматическое значение одушевленности или неодушевленности существительных. Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одушевленности или неодушевленности слова мертвец.

  • Сравните лексическое значение этого слова и грамматическое.

По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое существительное.

Как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим.

  • Какую решали проблему? (сформулировать правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного). Опираемся не только на ЛЗ!



Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, полученные в результате эксперимента.







































































Формируют правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного на основе результатов эксперимента.

Первичное закрепление. Обобщение знаний.

В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Например, сердце (бьется), береза (шевелится) считаются неодушевленными.

Но почему, спросите вы у меня. Ведь это живая природа?!

Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

  • Давайте определим категорию одушевленности - неодушевленности у следующих слов:

Таблица 2

падеж

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

И.п.

русалки

камни

народы

снеговики

вирусы

пешки

Р.п.

русалок

камней

народов

снеговиков

вирусов

пешек

В.п.

русалок

камни

народы

снеговиков

вирусы

пешки

Вывод:

одушевл.

неодушевл.

неодушевл.

одушевл.

неодушевл.

одушевл.


В.п.= Р.п.

В.п.= И.п.

В.п.= И.п.

В.п.= Р.п.

В.п.= И.п.

В.п.= Р.п.





  • Ребята, обратите внимание на таблицу. Здесь представлены слова, которые вызывают затруднения при определении категории одушевлённости-неодушевлённости.

Одушевленные существительные, называющие:

Неодушевленные существительные:

1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка.

1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, цветок, дерево, море, снег.

2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка.

2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка (наука рассматривает их как живые организмы).

3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрешка, неваляшка, снеговик, роботы.

3. Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк.

4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит).

4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран.


5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки.


6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевленности).

Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесенности к одушевленным/неодушевленным, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микробы.



Учащиеся определяют категорию одушевленности – неодушевленности у существительных, опираясь на выводы, сделанные в результате эксперимента.

Применение знаний на практике.

  • Я диктую слова, а вы распределяете их по колонкам (одушевл.-неодушевл.)

Бабочка (о), судак (о), тюльпан (н), дерево (н), кукла (о) , девочка (о), насекомое (о), животное (о), расписание (н).

  • При каком глаголе зависимым словом может выступать одушевленное существительное, а при каком - неодушевленное?

Одеть, надеть. (Одеть кого? – зависимым словом может стать одушевленное существительное в винительном падеже: одеть ребенка, одеть больного; надеть что? – зависимым словом может стать неодушевленное существительное в винительном падеже: надеть шапку, шубу.)



Учащиеся распределяют слова по колонкам, аргументируя свой ответ.

Рефлексия. Итоги работы.



Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся анализируют свою познавательную активность и успешность.





















Раздаточный материал

Таблица 1

падеж

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число


одушевленное

неодушевленное

?

И.п.

кот

коты

плот

плоты

мертвец

мертвецы

Р.п.







Д.п.







В.п.







Т.п.







П.п.







Вывод:




Таблица 2

падеж

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

Мн. число

И.п.

русалки

камни

народы

снеговики

вирусы

пешки

Р.п.







В.п.







Вывод:







Схема:









17





Просмотр содержимого презентации
«Кропачева Я.Н.»

Третье февраля. Классная работа. Кропачева Я.Н., учитель русского языка и литературы,  МБОУ СОШ № 2.

Третье февраля.

Классная работа.

Кропачева Я.Н., учитель

русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 2.

Я очень впечатлительное Имя ___________________. Убедят меня легко Два вопроса: кто? и что? Обозначу все предметы: Кто? Ворона. Что? Кометы. Кто? Зайчонок. Что? Гроза, Книга, речка, стрекоза. Так предметы называю, По вопросу узнавая.

Я очень впечатлительное

Имя ___________________.

Убедят меня легко

Два вопроса: кто? и что?

Обозначу все предметы:

Кто? Ворона. Что? Кометы.

Кто? Зайчонок. Что? Гроза,

Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называю,

По вопросу узнавая.

Существительное

Существительное

Имя существительное –  самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.   Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение.   Синтаксические признаки:   в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Имя существительное

самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.

Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение.

Синтаксические признаки:

в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Имя существительное  - относится к одному из трёх родов: женский - весна, земля, вода, стая (- а, я -) мужской - дуб, брат, цвет, предмет(- без окончания) средний - кино, пальто, окно, море ( - о – или –е-) - Изменяется по падежам Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем? и числам  Единственное мяч  марка   Множественное листья  люди

Имя существительное

- относится к одному из трёх родов:

  • женский - весна, земля, вода, стая (- а, я -)
  • мужской - дуб, брат, цвет, предмет(- без окончания)
  • средний - кино, пальто, окно, море ( - о – или –е-)

- Изменяется

по падежам

Именительный кто? что?

Родительный кого? чего?

Дательный кому? чему?

Винительный кого? что?

Творительный кем? чем?

Предложный о ком? о чем?

и числам

Единственное мяч

марка

Множественное листья

люди

Имя существительное К 1 склонению относятся имена существительные женский род мама мужской род  дядя Ко 2 склонению относятся имена существительные мужской род день средний род  небо, море К 3 склонению относятся имена существительные женский род мышь, рожь  -а, -я  , -о, - е ь

Имя существительное

  • К 1 склонению относятся имена существительные

женский род мама

мужской род дядя

  • Ко 2 склонению относятся имена существительные

мужской род день средний род небо, море

  • К 3 склонению относятся имена существительные

женский род мышь, рожь

-а, -я

, -о, - е

ь

Прибежали дети в избу Второпях зовут отца Тятя тятя наши сети Притащили мертвеца

Прибежали дети в избу

Второпях зовут отца

Тятя тятя наши сети

Притащили мертвеца

Прибежали дети в избу , Второпях зовут отца : « Тятя , тятя , наши сети Притащили мертвеца !»

Прибежали дети в избу ,

Второпях зовут отца :

« Тятя , тятя , наши сети

Притащили мертвеца

Строим схемы:

Строим схемы:

  • Предложения с прямой речью.
  • Предложения с обращением.
  • Предложения с однородными членами.
Дети  (в) избу  отца  тятя  сети  мертвеца
  • Дети
  • (в) избу
  • отца
  • тятя
  • сети
  • мертвеца
Тема урока: ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Тема урока:

ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мертвец - умерший человек; покойник.  (Словарь Ожегова)

Мертвец - умерший человек; покойник.

(Словарь Ожегова)

Дети - мн.ч., И.п.  (в) избу – ж.р., ед.ч., В.п.  отца – м.р., ед.ч., Р.п.  сети –мн.ч., И.п.  тятя – м.р., ед.ч., И.п.  мертвеца – м.р., ед.ч., Р.п.
  • Дети - мн.ч., И.п.
  • (в) избу – ж.р., ед.ч., В.п.
  • отца – м.р., ед.ч., Р.п.
  • сети –мн.ч., И.п.
  • тятя – м.р., ед.ч., И.п.
  • мертвеца – м.р., ед.ч., Р.п.
Таблица 1 П адеж Ед. число Мн. число И.п. одушевленное Ед. число кот Р.п. коты неодушевленное Мн. число Д.п. Ед. число плот В.п. ? Мн. число плоты Т.п. мертвец П.п. мертвецы Вывод:

Таблица 1

П адеж

Ед. число

Мн. число

И.п.

одушевленное

Ед. число

кот

Р.п.

коты

неодушевленное

Мн. число

Д.п.

Ед. число

плот

В.п.

?

Мн. число

плоты

Т.п.

мертвец

П.п.

мертвецы

Вывод:

П адеж Ед. число Одушевленное И.п. Р.п. кот Мн. число Ед. число коты кота Д.п. коту Неодушевленное В.п. котов Мн. число котам Т.п. плот кота Ед. число котом котов плоты ? П.п. Мн. число котами о коте Вывод мертвец о котах мертвецы

П адеж

Ед. число

Одушевленное

И.п.

Р.п.

кот

Мн. число

Ед. число

коты

кота

Д.п.

коту

Неодушевленное

В.п.

котов

Мн. число

котам

Т.п.

плот

кота

Ед. число

котом

котов

плоты

?

П.п.

Мн. число

котами

о коте

Вывод

мертвец

о котах

мертвецы

Таблица 1 П адеж Ед. число Мн. число Одушевленное И.п. кот Ед. число Р.п. кота коты Д.п. Мн. число Неодушевленное плот В.п. котов коту Ед. число кота котам плоты Т.п. плота ? Мн. число плоту котом П.п. плотов котов мертвец плот плотам о коте котами мертвецы Вывод: плоты плотом о котах плотами о плоте о плотах

Таблица 1

П адеж

Ед. число

Мн. число

Одушевленное

И.п.

кот

Ед. число

Р.п.

кота

коты

Д.п.

Мн. число

Неодушевленное

плот

В.п.

котов

коту

Ед. число

кота

котам

плоты

Т.п.

плота

?

Мн. число

плоту

котом

П.п.

плотов

котов

мертвец

плот

плотам

о коте

котами

мертвецы

Вывод:

плоты

плотом

о котах

плотами

о плоте

о плотах

Таблица 1 П адеж Ед. число Одушевленное И.п. Мн. число Ед. число кот Р.п. Мн. число Неодушевленное коты кота Д.п. Ед. число плот В.п. коту кот ов плот ы Мн. число плота кота Т.п. котам мертвец плотов П.п. котом плоту кот ов мертвецы плот котами плотам о коте Вывод: плот ы о котах В.п., мн.ч.= Р.п., мн.ч. плотом плотами о плоте о плотах В.п., мн.ч.= И.п.,мн.ч.

Таблица 1

П адеж

Ед. число

Одушевленное

И.п.

Мн. число

Ед. число

кот

Р.п.

Мн. число

Неодушевленное

коты

кота

Д.п.

Ед. число

плот

В.п.

коту

кот ов

плот ы

Мн. число

плота

кота

Т.п.

котам

мертвец

плотов

П.п.

котом

плоту

кот ов

мертвецы

плот

котами

плотам

о коте

Вывод:

плот ы

о котах

В.п., мн.ч.= Р.п., мн.ч.

плотом

плотами

о плоте

о плотах

В.п., мн.ч.= И.п.,мн.ч.

Таблица 1 П адеж Ед. число Мн. число Одушевленное И.п. Ед. число кот Р.п. Неодушевленное кота коты Д.п. Мн. число кот ов коту плот В.п. Ед. число котам плота Т.п. кота плот ы Мн. число Одушевленное котом плотов плоту П.п. кот ов котами о коте Вывод: плотам плот мертвец плот ы мертвеца В.п., мн.ч.= Р.п.,мн.ч. о котах мертвецы плотом плотами мертвец ов о плоте мертвецу мертвеца о плотах мертвецам В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч. мертвецом мертвец ов мертвецами о мертвеце о мертвецах В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч.

Таблица 1

П адеж

Ед. число

Мн. число

Одушевленное

И.п.

Ед. число

кот

Р.п.

Неодушевленное

кота

коты

Д.п.

Мн. число

кот ов

коту

плот

В.п.

Ед. число

котам

плота

Т.п.

кота

плот ы

Мн. число

Одушевленное

котом

плотов

плоту

П.п.

кот ов

котами

о коте

Вывод:

плотам

плот

мертвец

плот ы

мертвеца

В.п., мн.ч.= Р.п.,мн.ч.

о котах

мертвецы

плотом

плотами

мертвец ов

о плоте

мертвецу

мертвеца

о плотах

мертвецам

В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч.

мертвецом

мертвец ов

мертвецами

о мертвеце

о мертвецах

В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч.

Таблица 2 П адеж Мн. число И.п. Р.п. Мн. число Русалки  камни Мн. число В.п. Мн. число народы Вывод: Мн. число снеговики Схема: Мн. число вирусы пешки

Таблица 2

П адеж

Мн. число

И.п.

Р.п.

Мн. число

Русалки

камни

Мн. число

В.п.

Мн. число

народы

Вывод:

Мн. число

снеговики

Схема:

Мн. число

вирусы

пешки

П адеж И.п. Мн. число Мн. число Р.п. русалки камн и русал ок Мн. число В.п. Мн. число народ ы камней Вывод: русал ок снеговики народов Мн. число одушевл. камн и Мн. число вирус ы снеговик ов В.п.= Р.п. неодушевл. народ ы пешк и вирусов снеговик ов В.п.= И.п. неодушевл. пешек одушевл. вирус ы В.п.= И.п. неодушевл. пешк и В.п.= Р.п. одушевл. В.п.= И.п. В.п.= Р.п.

П адеж

И.п.

Мн. число

Мн. число

Р.п.

русалки

камн и

русал ок

Мн. число

В.п.

Мн. число

народ ы

камней

Вывод:

русал ок

снеговики

народов

Мн. число

одушевл.

камн и

Мн. число

вирус ы

снеговик ов

В.п.= Р.п.

неодушевл.

народ ы

пешк и

вирусов

снеговик ов

В.п.= И.п.

неодушевл.

пешек

одушевл.

вирус ы

В.п.= И.п.

неодушевл.

пешк и

В.п.= Р.п.

одушевл.

В.п.= И.п.

В.п.= Р.п.

Одушевленные существительные, называющие: Неодушевленные существительные: 1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка. 1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, цветок, дерево, море, снег. 2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка. 2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка (наука рассматривает их как живые организмы). 3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрешка, неваляшка, снеговик, роботы. 3. Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк. 4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит). 4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. 5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки. 6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевленности).

Одушевленные существительные, называющие:

Неодушевленные существительные:

1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка.

1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, цветок, дерево, море, снег.

2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка.

2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка (наука рассматривает их как живые организмы).

3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрешка, неваляшка, снеговик, роботы.

3. Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк.

4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит).

4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран.

5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки.

6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевленности).

бабочка тюльпан судак дерево кукла расписание девочка насекомое животное

бабочка

тюльпан

судак

дерево

кукла

расписание

девочка

насекомое

животное

Одеть или надеть ?

Одеть или надеть ?

  • Одеть кого? – зависимым словом может стать одушевленное существительное в винительном падеже: одеть ребенка, одеть больного ;
  • Надеть что? – зависимым словом может стать неодушевленное существительное в винительном падеже: надеть шапку, шубу .
Рефлексия

Рефлексия

  • Для меня на уроке самым трудным было…
  • Для меня на уроке самым интересным было…
  • Из урока я узнал(а) новое…
  • На уроке мне понравилось…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Одушевленные и неодушевленные имена существительные (конструкт урока + презентация)

Автор: Кропачева Яна Николаевна

Дата: 01.09.2014

Номер свидетельства: 113238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства