ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
Приветствие. Сообщение первичной цели урока. | Дети приветствуют гостей. | Личностные: |
«Синтаксическая минутка» |
| Дети записывают предложение. Дети расставляют знаки препинания. Дети строят схемы: Предложения с прямой речью. Предложения с обращением. Предложения с однородными членами. | Личностные: Регулятивные: Предметные: |
Мотивация |
| Дети выписывают существительные из текста. | |
Постановка проблемы |
| Дети группируют существительные, используя разные критерии. Дети дают ЛЗ слова «мертвец». Дети называют признаки имени существительного как части речи. | Личностные: Регулятивные: Познавательные: Анализ и обобщение материала. Умение сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты. Находить в тексте требуемую информацию. Выбор оснований для группировки объектов. Метапредметные: |
Проведение эксперимента. |
| Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, полученные в результате эксперимента. Формируют правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного на основе результатов эксперимента. | Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Овладение учебными действиями с языковыми единицами. Умение использовать знания для решения познавательных задач. Формирование навыка осуществления сравнения языковых явлений. Метапредметные: Освоение способов решения проблем поискового характера. Овладение логическими действиями сравнения, анализа и обобщения, построения рассуждения. Готовность излагать свою точку зрения и аргументировать ее. |
Первичное закрепление. Обобщение знаний. |
| Учащиеся определяют категорию одушевленности – неодушевленности у существительных, опираясь на выводы, сделанные в результате эксперимента. | Познавательные: Метапредметные: |
Применение знаний на практике. |
| Учащиеся распределяют слова по колонкам, аргументируя свой ответ. | Коммуникативные: Познавательные: Личностные: |
Рефлексия. Итоги работы. |
| Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся анализируют свою познавательную активность и успешность. | Личностные: Формирование уважительного отношения к чужому мнению. Развитие этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других. Регулятивные: Коммуникативные: Метапредметные: |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Приветствие. Ребята, вы хотите посмотреть на гостей? Посмотрите, понравились? А теперь они хотят посмотреть на вас, как вы отвечаете, пишете, сотрудничаете, справляетесь с проблемами. Я надеюсь, вы своей работой на уроке не разочаруете сегодня ни гостей, ни меня и ни друг друга. Запись числа, классной работы. Сообщение первичной цели урока. Сформировать навык разграничения одушевленных и неодушевленных существительных. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и попробуйте отгадать, с какой частью речи мы будем работать на уроке. Я очень впечатлительное Имя _________________. Убедят меня легко Два вопроса: кто? и что? Обозначу все предметы: Кто? ворона, что? кометы, Кто? зайчонок, что? гроза, Книга, речка, стрекоза. Так предметы называю, По вопросу узнавая. (Имя существительное) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________. Имя существительное отвечает на вопросы _____________? Имя существительное относится к одному из трёх родов: Изменяется по ____________ и ____________. К 1 склонению относятся имена существительные _____________________. Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________. К 3 склонению относятся имена существительные ______________________. В предложении чаще всего является ______________или ______________. Молодцы! | Дети приветствуют гостей.
Дети слушают стихотворение и дают ответ на поставленный вопрос.
Дети дают ответы. |
«Синтаксическая минутка» |
Прибежали дети в избу, Второпях зовут отца: «Тятя, тятя, наши сети Притащили мертвеца». Составьте схемы: Предложения с прямой речью. Предложения с обращением. Предложения с однородными членами. | Дети записывают предложение. Дети расставляют знаки препинания.
Дети строят схемы: Предложения с прямой речью. Предложения с обращением. Предложения с однородными членами. |
Мотивация |
Давайте выпишем из текста слова той части речи, о которой говорилось в стихотворении. Дети, (в) избу, отца, тятя, сети, мертвеца. | Дети выписывают существительные из текста. |
Постановка проблемы |
Дети (в) избу Отца сети Тятя Мертвеца Давайте сформулируем тему нашего урока. Чему мы будем с вами учиться с течение всего урока? Какова наша цель? С каким словом возникли трудности? Дайте лексическое значение слову «мертвец» (умерший человек; покойник). Лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно: кто? или что? |
Дети группируют существительные, используя разные критерии.
Дети формулируют тему урока. Дети формулируют цель урока.
Дети дают ЛЗ слова «мертвец». Дети называют признаки имени существительного как части речи. |
Проведение эксперимента. |
Давайте проверим, какие существительные по грамматическому значению мы отнесли к одушевленным, а какие к неодушевленным, а также грамматическое значение нашего слова мертвец. Дети - мн.ч., И.п. (в) избу – ж.р., ед.ч., В.п. Отца – м.р., ед.ч., Р.п. сети –мн.ч., И.п. мертвеца – м.р., ед.ч., Р.п. Тятя – м.р., ед.ч., И.п. Всё одинаково. Признаки различия выделить нельзя. Послушайте сказку Л.Успенского, которая содержит в себе подсказку. Я, правда, ее немного переделала. По реке плывет плот. Н а берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот. Плот спросил у кота: - Ты живой? - Живой. - А чем докажешь? - Двигаюсь. - Я плыву, а ты сидишь. - Захочу – буду шевелиться. - Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо. Кот подумал и говорит: - Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного. Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. Просклоняем слова по падежам и числам (учащимся раздать таблицы). Таблица 1 падеж | Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | | одушевленное | неодушевленное | ? | И.п. | кот | коты | плот | плоты | мертвец | мертвецы | Р.п. | кота | котов | плота | плотов | мертвеца | мертвецов | Д.п. | коту | котам | плоту | плотам | мертвецу | мертвецам | В.п. | кота | котов | плот | плоты | мертвеца | мертвецов | Т.п. | котом | котами | плотом | плотами | мертвецом | мертвецами | П.п. | о коте | о котах | о плоте | о плотах | о мертвеце | о мертвецах | Вывод: | В.п., мн.ч.= Р.п., мн.ч. | В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч. | |
Мы заметили, что у одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного. Вот вы и нашли признак, по которому можно определить грамматическое значение одушевленности или неодушевленности существительных. Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одушевленности или неодушевленности слова мертвец. По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое существительное. Как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим. |
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, полученные в результате эксперимента.
Формируют правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного на основе результатов эксперимента. |
Первичное закрепление. Обобщение знаний. |
В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Например, сердце (бьется), береза (шевелится) считаются неодушевленными. Но почему, спросите вы у меня. Ведь это живая природа?! Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным. Таблица 2 падеж | Мн. число | Мн. число | Мн. число | Мн. число | Мн. число | Мн. число | И.п. | русалки | камни | народы | снеговики | вирусы | пешки | Р.п. | русалок | камней | народов | снеговиков | вирусов | пешек | В.п. | русалок | камни | народы | снеговиков | вирусы | пешки | Вывод: | одушевл. | неодушевл. | неодушевл. | одушевл. | неодушевл. | одушевл. | | В.п.= Р.п. | В.п.= И.п. | В.п.= И.п. | В.п.= Р.п. | В.п.= И.п. | В.п.= Р.п. |
Одушевленные существительные, называющие: | Неодушевленные существительные: | 1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка. | 1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, цветок, дерево, море, снег. | 2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка. | 2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка (наука рассматривает их как живые организмы). | 3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрешка, неваляшка, снеговик, роботы. | 3. Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк. | 4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит). | 4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. | | 5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки. | | 6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевленности). | Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесенности к одушевленным/неодушевленным, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микробы. |
| Учащиеся определяют категорию одушевленности – неодушевленности у существительных, опираясь на выводы, сделанные в результате эксперимента. |
Применение знаний на практике. |
Бабочка (о), судак (о), тюльпан (н), дерево (н), кукла (о) , девочка (о), насекомое (о), животное (о), расписание (н). Одеть, надеть. (Одеть кого? – зависимым словом может стать одушевленное существительное в винительном падеже: одеть ребенка, одеть больного; надеть что? – зависимым словом может стать неодушевленное существительное в винительном падеже: надеть шапку, шубу.)
| Учащиеся распределяют слова по колонкам, аргументируя свой ответ. |
Рефлексия. Итоги работы. |
| Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся анализируют свою познавательную активность и успешность. |