Тип урока – диалогическая часть модуля
Тема: Односоставные предложения
Цель: закрепить с учащимися виды односоставных предложений
- развитие грамотности, внимания, мышления
-пробудить личную активность, развивать их самооценку
1 Психологический настрой
Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения, Положите его на обе ладони и почувствуйте, как он согревает вашу душу, мысли. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Откройте глаза, поделитесь этой радостью с другими – улыбнитесь друг другу. У вас появились новые силы, хорошее настроение и с этим хорошим настроением мы и проведем урок.
2.Слово учителя:
Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной.
И я спросила их, поднявши веки:
«Что главное скажите в человеке?»
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Ответы учащихся записывают в тетрадь
Продолжение чтения стихотворения.
-Конечно, разум, - первый мне ответил
С ним каждый путь и правилен, и светел
-Благодарю, что просветил меня,
Я поклонилась, голову склоня
Второй ответил: «Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти.
Чтобы достойно подойти концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
-Да нет, не то, - заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил:
Пауза….
-Невелика об этом моя повесть,
Но главное у человека совесть.
Совесть является ключевой в иерархии нравственных ценностей К очень многим поступкам, совершаемыми людьми, имеет отношение совесть. И вот сегодня мы, закрепляя виды односоставных предложений, мы будем говорить о ней.
3.Минута письма Слайд №3
Без совести и при большом уме не проживешь.
4.Лексическая работа. Подобрать однокоренные слова (Совестливый, бессовестно, бессовестный, совестно), синонимы - стыд, антонимы – бесстыдство, эпитеты: чистая совесть, спокойная совесть, добрая совесть, белая совесть)Совесть – чувство нравственной ответственности перед людьми.(Словарь Ожегова) Нравственное сознание, нравственное чутье, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка.( Даль)
5.Повторение модуля «Односоставные предложения» Слайд №4 -8
Игра «Кто быстрее?» Слайд №9
Повторение алгоритма Слайд №10
6.Слово учителя: Совесть самая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. Артур Конан Дойл говорил, что совесть - превосходное снотворное. Ему вторит Сенека: «Чистая совесть – постоянный праздник». А что говорится в русских пословицах и произведениях писателей о совести, мы узнаем из упражнения №198 стр 95 Что значит совесть для русского человека? Почему ему «с совестью не разминуться», как считает Даль?
Выписать односоставные предложения (и в составе сложного предложения), подчеркнуть грамматическую основу, определить тип.
7.Творческая работа Слайд №11
Конструирование предложений.
Составьте вторую часть предложения, используя односоставное предложение – определенно – личное, запишите их.
Если у меня есть совесть……
(Не совершу неблаговидного поступка)
Если бы мы были учениками с совестью…… - неопределенно – личные предложения
(Выполняли порученные дела)
Слово учителя
Чарльз Дарвин говорил: «Самую сильную черту отличия человека от животного составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем крайне выразительном слове «должен». Должен, надо – составьте со словом «надо», «нужно» безличные предложения. – запишите их.
(Надо уметь сдерживать себя)
8.Дополни пословицы, определите тип односоставных предложений. Слайд 12
Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь -….(не найдешь)
Без совести и при большом уме …(не проживешь)
Жили, жили, а совести…(не нажили)
Без стыда лица …( не износишь.)
За совесть и честь хоть голову …( снести)
В ком есть стыд, в том есть и …(совесть)
Как ни мудри, а совести …(не перемудришь).
9.Слово учителя
Русская пословица гласит: «Без рук, без ног – калека, без совести - полчеловека.»
Демокрит, древнегреческий философ, говорил, что только раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
10.Рефлексия
Определите тип односоставных предложений. Слайд 13
1Чистая Совесть.
2.С совестью мне спокойнее спать.
3.Люблю отчитываться перед собой.
4.Жили вседа по совести.
5.Совестью больше всего дорожат.
Самопроверка Слайд 14
Дополнительно: Упражнение №197 – самостоятельно
Домашнее задание: Упражнение №199 Слайд №15
Подведение итогов урока