Однородные члены предложения.Знаки препинания при повторяющемся союзе И.
Однородные члены предложения.Знаки препинания при повторяющемся союзе И.
Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания при повторяющемся союзе И.
Цель: Рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения при повторяющемся союзе И.
Задачи: повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И; находить предложения с однородными членами в тексте; уметь отличать предложения, осложненные однородными членами от сложных предложений; вспомнить признаки однородных членов предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения.Знаки препинания при повторяющемся союзе И. »
Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания при повторяющемся союзе И.
Цель: Рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения при повторяющемся союзе И.
Задачи: повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И; находить предложения с однородными членами в тексте; уметь отличать предложения, осложненные однородными членами от сложных предложений; вспомнить признаки однородных членов предложения
Ход урока.
Организационный момент.
Словарная работа.
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох!
Ю. Тувим
Постановка цели.
Еще раз прослушайте стихотворение Ю. Тувима и подумайте, какая тема нашего урока? (Однородные члены предложения)
Правильно! По какому признаку вы это определили? (Интонация перечисления)
Мы будем продолжать работу с однородными членами предложения. А все ли мы изучили об однородных членах предложения? Какая цель нашего урока? (Продолжать распознавать предложения с однородными членами, повторить расстановку запятых при однородных членах предложения, повторить союзы)
Какие две проблемы возникают на уроке? (Что надо знать и что надо уметь)
Что надо знать? (Признаки)
Назовите их. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения; связаны интонацией перечисления или союзами.)
Что надо уметь? (Находить однородные члены предложения, расставлять запятые)
Повторение . Работа с учебником
Упражнение №259
Какие задачи нам предстоит решить? (Орфографические)
Какие орфограммы мы должны вспомнить? (Личные окончания глаголов, безударные гласные в корне слова)
Какую еще задачу надо решить? (Пунктуационную)
Что такое пунктуация? (Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.)
Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.
Найти грамматическую основу.
Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.
Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,
А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.
Упражнение №259
Попловое вздрагива…т медленно раскачива…тся погружа..тся в воду. 2. Под снегом пряч..тся кустики брусники и веточки ч..рники. 3. По узким но крутым ложбинкам тороп…тся булька…т оз…рные ручейки.
Анализ
Постановка учебной проблемы.
Прочитайте отрывок из сказки. Назовите автора и сказку. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.
Спишите текст. Назовите однородные члены предложения.
Посоветуйтесь в парах и скажите, нужно ли здесь ставить запятые. (Мнение детей может разделиться: запятые нужны т.к. интонация перечисления; не нужны т.к. соединены союзом и)
Какую задачу мы поставим перед собой? (Знаки препинания при повторяющихся союзах)
Как же убедиться, кто правильно расставил знаки препинания в стихотворении?
( Посмотреть правило в учебнике; посмотреть, как написано в сказке
А.С. Пушкина)
Откройте учебник. Прочитайте правило.
Давайте посмотрим, как написано в сказке А.С. Пушкина.
Подходит ли ранее изученное правило для нашего случая? (Нет)
Сделайте вывод.
При одиночном союзе И запятая не ставится, если союз И повторяющийся, то нужно ставить запятую.
Закрепление. Индивидуальная работа на карточках.
Расставьте запятые. Запишите схемы.
Встречали звери Новый год. Водили звери хоровод. Вокруг зеленой елки. Плясал и Крот, И Бегемот, И даже - злые Волки!
Заходер Борис
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла.
А. Блок
В эту комнату толпою
Умывальники влетят.
И залают , и завоют,
И ногами застучат
К. Чуковский
Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.
С. Маршак
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! К. Чуковский
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Загадка
Проверка:
Все ли отрывки из стихотворений подходят под изученное нами правило? (Нет. В четвертом тексте нет повторяющегося союза И, однородные члены предложения связаны интонацией перечисления)
Дополните алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Итог.
Что нового узнали об однородных членах предложения?
С каким новым знанием вы уходите с урока?
Что знали до этого урока? Что знаете теперь?
Список :
Заходер Борис http://www.stihi-rus.ru/deti/2007.htm
А. Блок http://www.family-history.ru/dopmaterial/prilozh/poesia/blok-aa/blok-aa_1309.html
К. Чуковский http://babylib.ru/childrens-poems/kornej-chukovskij/mojjdodyr-kornej-chukovskij/