Однородные члены предложения.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Однородные члены предложения.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Данный урок предполагает повторение изученного об однородных членах предложения. На уроке планируется отработка заданий ЕГЭ (задание 4,7, 15, 20, 24, ) Урок предполагает работу с текстом, определние проблематики текста, позиции автора.
Цели урока:
Образовательная:
1. Повторить и систематизировать знания о простом предложении, однородных членах.
2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления однородных членов предложения.
4. Закрепить умения анализа текста.
Развивающая:
1. Создать условия для развития умения анализировать образную систему произведения.
2. Обогащать активный словарный запас школьников.
3. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
Воспитательная:
1. Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы художественного произведения
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку »
Урок русского языка в 11 классе
Учитель: Дедушева Вера Владимировна МОАУ «СОШ №25 г. Орска»
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательная:
1. Повторить и систематизировать знания о простом предложении, однородных членах.
2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления однородных членов предложения.
4. Закрепить умения анализа текста.
Развивающая:
1. Создать условия для развития умения анализировать образную систему произведения.
2. Обогащать активный словарный запас школьников.
3. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
Воспитательная:
1. Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы художественного произведения
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Ход урока
I. Стадия активизации. Организационный момент. Формулировка цели и задачи урока.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к итоговой аттестации. Напоминаю, что мы работаем с разделом «Синтаксис и пунктуация простого предложения»
Для того чтобы сформулировать тему урока, я предлагаю вам рассмотреть данные предложения. Какие пунктуационные правила их объединяют?
Главное богатство — золотые души любимых родных и близких.
Любовь к своим родителям матери и отцу - это самое высокое чувство. Души предков живут в нашей памяти и в нашем сердце.
От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Леонардо да Винчи
Эти предложения осложнены однородными членами предложения.
Наша с вами задача повторить сегодня однородные члены предложения. Вспомнить знаки препинания при однородных членах предложения. Мы с вами должны научиться видеть их в тексте.
II. Повторение изученного:
Проверка домашнего задания:
а) Устное фронтальное повторение материала об однородных членах предложения (рассказывают дети)
б) Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.
Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало.
Мы любили отца не столько за ум сколько за трогательную наивность и умение всему удивляться.
в) Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.
Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и к бесчисленным рассказам бабушки о разбойниках и святых людях.
С дороги можно было видеть не только крышу нашего родного дома но и старый тополь растущий на окраине деревни.
Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.
И в наших современных жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках.
На клумбах у бабушки были посажены и яркие маки, и нежные тюльпаны, предвестники весны, и мохнатые ноготки.
г)Индивидуальные задания (карточки)
Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.
Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени
Люди, имеющие кровное родство обычно держатся друг за друга, стараются поддерживать семейный дух и традиции.
Все живое на земле имеет свои истоки свое начало.
2. Работа с грамматическими нормами. (Задание №7)
Среди данных предложение найдите то, которое построено правильно (без грамматических ошибок).
1) Летом мы с друзьями не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском 2) Вдоль дороги стояли небольшие лачуги, сложенные из булыжника и обнесены таким же забором.
3) Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.
4) Все были рады, счастливы и веселые.
5) Русские поэты 19-20 веков знали и использовали народную символику.
4. Проверка работы учащихся у доски (проверяют дети).
5. Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания
1) В солдатской форме (гражданскую одежду не успел еще заработать и приобрести), с надраенными медалями и пуговицами я переправился через Енисей и высадился на родном деревенском берегу…
2) Бабушка сидела на скамье возле кухонного окна и сматывала нитки на клубок.
3) - Что ж ты стоишь, батюшко, у порога? 4) Подойди, подойди! 5) Перекрещу я тебя, милово.
6) Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться, гаркнуть заранее придуманное: 7) "Здравия желаю, товарищ генерал!" 8) Да какой уж тут генерал! 9) Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
10) - Живой я остался, бабонька, живой!..
11) - Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по- птичьи тыкалась мне в грудь. 12) Она целовала меня там, где сердце, и все повторяла:
13) - Молилась, молилась...
14) - Потому я и выжил…
15) - Дай-кось я погляжу на тебя.
16) Я послушно замер перед бабушкой. 17) На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от моей Красной Звезды.
18) - Жизня-то какая была! 19) Не приведи господи!.. - жаловалась бабушка. 20) - Устала я, батюшко. 21) Вся устала. 22) Восемьдесят шестой годок... 23) Работы сделала - иной артели впору. 24) Тебя все ждала. 25) А жданье крепит. 26) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... 27) Закрой мои глазоньки...
28) Вскорости бабушка умерла.
29) Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. 30) Но меня не отпустили с производства. 31.) Начальник отдела кадров, прочитавши телеграмму, сказал:
32) - Не положено. 33) Мать или отца - это другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей…
34) Откуда знать он мог, что бабушка была для меня и отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня! 35) Мне надо было бросить рабoту, а я не сделал этого...
36) И живет в сердце вина. 37) Гнетущая, тихая, вечная. 38) Я знаю, бабушка простила бы меня. 39) Но ее нет. 40) И некому прощать...
(По В.П.Астафьеву)
Задания к тексту
1. В каком предложении отражена главная мысль текста?
1) 18 2) 32 3) 24 4) 11
2. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Предложение 38 содержит противопоставление по отношению к суждению, высказанному в предложении 36 текста.
2) Предложения 1-2 текста содержат описательный фрагмент.
3) В предложениях 18-21 представлено рассуждение.
4) В предложениях 2-5 представлено повествование с элементами рассуждения.
5) Предложения 35-38 представлено рассуждение.
3. Из предложений 16-20 выпишите фразеологизм.
4. Среди предложений 2-9 выпишите предложения с однородными членами. Укажите их номера.
4. Среди предложений 18-26 найдите такое, которое присоединяется к предыдущему с помощью противительного союза и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
5. «Героя повести «Последний поклон», рассказывая читателям о своих сожалениях, подчеркивает, что ему не хватает именно родного человека, бабушки. Поэтому троп ____ предает его боль (предложении 36). Никогда из сердца героя не уйдет чувство вины. Синтаксическое средство выразительности ________( предложения 37,38,39,40) подчеркивает сожаления героя.
Любовь бабушки к внуку передает лексическое средство________(предложения 11,13). В речи бабушки присутствуют___________( предложения 15,18,25), что создает естественность описания героини.
Список терминов:
1) метафоры
2) эпитеты
3) олицетворение
4) устаревшие слова
5) просторечные и разговорные слова
6) лексический повтор
7) сравнение
8) парцелляция
9) риторическое восклицание
Задания к тексту (по группам)
Проблема
Позиция автора
Аргументы
Любви к ближнему (родному) человеку.
Проблема памяти о наших предках.
Автор, рассказывая о своем самом близком человеке, хочет сказать читателям, что нужно любить своих близких людей, подаривших нам жизнь, вырастивших нас. Быть с родными людьми и говорить о своих чувствах им, пока они живы.
Л.Улицкая «Перловый суп».
В.Астафьев «Конь с розовой гривой».
Шаламов «Апостол Павел».
К.Г.Паустовский «Телеграмма».
Д.И.Фонвизин «Недоросль».
Агеев «Роман с кокаином».
А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка».
Борис Екимов «Ночь исцеления»
IV.Подведение итогов урока.
Отметить положительные моменты урока, отметить недостатки. Прокомментировать оценки.
Рефлексия. (Дети продолжают фразу учителя.
Мне сегодня на уроке понравилось….
Я сегодня испытывал затруднение в ……
Мне сегодня было интересно узнать о….
Мне сегодня было легко…..
Мне сегодня было трудно….
V. Домашнее задание.
Работа с заданиями к тексту. Аргументация к прочитанному тексту.