kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ода Балтийскому морю. Типы и стили речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок. Предметы- русский язык и география. анализируются тексты разных типов и стилей речи, непосредственно связанные с Балтийским морем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ода Балтийскому морю. Типы и стили речи»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

с углубленным изучением отдельных предметов

________________________________________________________________


236011

г. Калининград,

ул. Ульяны Громовой, д.1


«___»___________ 2015 г. № ________

на № ________ от «___»________ 2015 г.

Телефон: 8-4012-39-54-07

8-4012-39-52-00

ФАКС: 8-4012-39-54-07


E-mail: mouscool6@eduklgd.ru






Интегрированный урок

Русский язык - Региональная география


Тема урока: Типы и стили речи. Ода Балтийскому морю


Класс: 7







Авторы: Амвросьева Лариса Валериановна

учитель географии высшей

квалификационной категории


Мурзич Наталья Эдмундовна

учитель русского языка и литературы





Калининград 2015



Решение проблем Балтийского моря будет затруднено без общественной поддержки и вовлечения вех граждан. Для этого чрезвычайно важно, чтобы люди ощущали себя жителями балтийского региона, чувствовали себя ответственными за состояние своего моря и чувствовали себя причастными в решении экологических проблем. Данное занятие поможет внести свой образовательный вклад в работу по улучшению среды Балтийского моря.

Урок направлен на то, чтобы помочь детям осознать множество взаимосвязей в природе, обществе, экономике, культуре и между ними, в контексте Устойчивого развития.

Цель урока – научиться анализировать тексты, определять типы и стили речи, выявлять проблему текста, строить монологическую речь, выделять главную и второстепенную информацию, способствовать усвоению знаний по комплексному изучению Природы Балтики.

Уровень: рассчитано на учащихся среднего звена (7 кл.)

Метод и формы проведения: проблемный диалог, частично - поисковый метод, формы - экскурсия на берег моря, сбор и обработка материала в классе, либо изучение собранного материала/коллекций (практическое занятие). Наиболее эффективно при сочетании обоих форм работы. Групповая форма работы, частично-поисковая деятельность по анализу текста, метод проблемного диалога.

Задачи:

  • Совершенствование умений по работе с теоретическим материалом, на его основе самостоятельных выводов,

  • Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи

  • Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение, выражения своей точки зрения,

  • Формировать умения построения монологической речи по типу рассуждения,

  • Способствовать формированию общих географических понятий по комплексному изучению Природы Балтики: определение ФГП Балтийского моря; характеристика геологии и геоморфологии морских берегов; изучение гидрометеорологического режима, структуры и циркуляцию вод; гидрохимический режим Балтийского моря; характериcтика биологических сообществ; изучение с некоторыми экологическими проблемами Балтийского мор;

  • Совершенствование обще-учебных умений учащихся (работа с наглядными материалами, сравнение полученной информации, самостоятельная работа с учебной информацией, в том числе научно – публицистической, анализ и оценка информации, обобщение полученных знаний;

  • Знакомство со структурой учебного проекта. Способствовать развитию мышления, формулированию выводов, познавательной и творческой активности. Формирование научного мировоззрения, расширение кругозора учащихся, привитие интереса к географии;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, выработки навыков экологической культуры.

Планируемые результаты:

Личностные: в социальных ролях и межличностных отношения при работе в группах. Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное. Смыслообразование: разработка проектов (групповых, личных по интересующим темам) связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом

Метапредметные:

Регулятивные: организация исследовательской деятельности в группах. Коммуникативные:

речевые навыки и навыки сотрудничества, умения защиты проекта

Умение проводить наблюдение, описывать и сравнивать, делать выводы, работать с разными источниками получения информации, анализировать и обобщать полученную информацию;

освоение основных правил поведения в природе, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные: постановка и решение проблем Балтийского моря

Предметные: опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания про Природу Балтики (русский язык, литература, региональная география).


освоение знаний по синтаксическим конструкциям, лексике, сфере употребление каждого стиля речи, основным особенностям типов речи, об основных географических понятиях, географических особенностях природы Балтики, ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями выявлению характерных признаков конкретного стиля и типа речи, построения доказательства, выявления проблемы текста, ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных Калининградской области и стран Балтийского региона; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Использование знаний полученных на уроках природоведения.

воспитание любви к Балтийскому морю, Калининградской области, России. взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию различных текстовых источников информации, выявление главной и второстепенной информации, географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Оборудование урока с использованием учебно-научной литературы: по литературе (Сэм Симкин, писатели Восточной Пруссии), Орленок В.В. География Янтарного края России, учебник для средних учебных заведений. – Калининград: Изд. Янтарный сказ, 2005; Научная литература: Нефть и окружающая среда Калининградской области. Т.II.: Море/ под. Ред. В.В. Сивкава. - Калининград: Терра Балтика, 2012. – 576 с.; Природа Балтики: методическое пособие по организации учебной, исследовательской и природоохранной работы в образовательных учреждениях / Под. ред. Филиппенко Д.П. Калининград: Самртбукс, 2014. – 134 с.; буклеты «Мы защищаем балтийское море. Экологические дружественные решения на каждый день»; Красная книга Калининградской области; Физическая ката России, Политическая карта мира;

ПК, мультимедийный проектор; определители обитателей Юго – Восточной Балтики; природный материал -штормовые выбросы и горные породы Филинской бухты, наборы с моллюсками и макроводорослями.

Урок проводится в музее Природы.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент урока.

Оборудование 1 этапа урока: Физическая карта России, Атлас Калининградской области, политическая карта мира, магнитная доска.

Мурзич Н.Э.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, на который мы пригласили учителя географии Амвросьеву Л.В. , для того чтобы сформировать целостный образ Балтийского моря.

Мотивация.

Амвросьева Л.В.

Здравствуйте ребята, наше урок сегодня будет происходить в этом замечательном музее Природы, который вы так любите посещать. Нас окружают экспонаты, собранные за многие годы со всех уголков нашей планеты Земля, и конечно многие экскурсии, которые проводятся в нашем музее, посвящены изучению Калининградской области. И сегодня мы с вами приоткроем дверь в изучении Природы Балтики Калининградской области.


II. Изучение новой темы

Актуализация знаний и умений, постановка задач самими учащимися.

Мурзич Н.Э.

На фоне видеофрагмента Балтийского мору ребята читают стихотворение


ЧЕРНЫЙ САША

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

из книги "Обстановочка"

Видно, север стосковался

По горячим южным краскам -

Не узнать сегодня моря, не узнать сегодня волн...

Зной над морем разметался,

И под солнечною лаской

Весь залив до горизонта синевой прозрачной полн.

На песке краснеют ивы,

Греют листья, греют прутья,

И песок такой горячий, золотистый, молодой!

В небе облачные нивы

На безбрежном перепутье

Собрались и янтарятся над широкою водой.


Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?

Правильно ребята, целью нашего сегодняшнего урока является анализ текстов и определение типов и стилей речи различны текстов , которые покажут нам всё его своеобразие , а также с физико – географической характеристикой Юго – Восточной Балтики.

Формирование работы с картой (географическая культура труда учащихся). От общего к частному (включение региональной компонента).

Амвросьева Л.В.

Наша Калининградская область, Ленинградская область и город Санкт – Петербург имеют выход к Балтийскому морю.

Ребята, а кто из вас знает, сколько морей омывает Россию? ……

Показать на физической карте моря России мне поможет …

Ожидаемый результат:

К морям Северного – Ледовитого океана относятся: Белое море, Баренцево, Карское море, море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское море. К морям Тихого океана относятся: Беренгово море, Охотское, Японское море. Есть у нас в России Каспийское море – озеро. И к морям Атлантического океана относятся Черное, Азовское и наше Балтийское море.

Амвросьева Л.В.:

Кто из вас ребята, сможет перечислить заливы, проливы Балтийского моря?

Ожидаемый результат:

Балтийское море имеет крупные заливы: Финский, Ботнический, Рижский. Проливы Каттегат и Скагеррак, соединяющие Балтику с Северным морем. Остров Готланд. В Калининградской области находятся 2 лагуны: Куршский залив и восточная часть Вислинского залива, который у нас называется Калининградским заливом. И 2 косы Куршская и Балтийская косы.

Формирование толерантного отношения к народам других стран

Амвросьева Л.В.:

Ребята, а кто из вас знает, какие государства имеют выход к Балтийскому морю?..... .

Кто сможет правильно их показать на карте?

Ожидаемый результат

Швеция (столица Стокгольм), Финляндия (Хельсинки), Россия, Эстония (Таллин), Латвия (Рига), Литва (Вильнюс), Польша (Варшава), Германия (Берлин), Дания (Копенгаген).


Работа с энциклопедической информацией.

Амвросьева Л.В.:

Площадь Балтийского моря – 370 000 км2

Объем водной толщи – 21 000 км3

Средняя глубина около 60 м, максимальная – 459 м

Преобладают глубины до 50 м, на долю которых приходится 60% площади моря.

Мы проживаем на побережье Юго – Восточной Балтики. 149 км границ нашей области приходится на побережье Балтийского моря.

Эврестическая форма беседы

Амвросьева .В.

Мы сейчас с вами находимся на месте древнего ледника. 18 000 лет назад он начал таять. И примерно 15 000 лет назад возникло наше Балтийское море. Оно считается очень молодым морем. Море сильно изолировано от океана с низкой соленостью воды.


Мурзич Н.Э.

Ребята, давайте вспомним, какие стили речи выделяют в русском языке?

Какие признаки помогают нам их различить?

Какие выделяются типы речи?

На что нам необходимо опираться, чтобы определить их?


III. Практическая часть, работа в группах.


Мурзич Н.Э.

Дорогие ребята, сейчас вам предлагается практическая работа по изучению Природы Балтики.

Природный материал, с которым вы сейчас будите работать, собран участниками экологического объединения «Чистые пруды» и частично ребятами из вашего класса во время последней экскурсии.


Группа №1 «Биологи» будет заниматься изучением биологического разнообразия.

Группа №2 «Геологи» изучат горные породы, окаменелости, найденные на побережье Балтики.

Группа №3 «Экологи» изучат проблемы Балтийского моря.

Группа №4 Литераторы

Необходимо каждой команде создать листовку (мини –плакат), вставить пропущенную строку оды, по заданной теме



I группа «Биологи»

Оборудование: микроскоп, лупы, наборы с моллюсками и водорослями, определители обитателей Юго-восточной Балтики


Технологическая карта практической работы «Макро-водоросли Юго-Восточной Балтики»

1.С помощью определителя выяснить виды макроводорослей.

2. Исследовать водоросли, моллюсков с помощью определителя

3. Зафиксировать результаты в таблицу №1

4. Сделать выводы по шаблону (таблица №3), зафиксировать (приклеить) выводы на листовке.

6. Творческое задание вставить пропущенную строку оды, по заданной теме


Море Балтийское -лучшее море,
то оно чёрное, то оно синее.
чайки кричащие с тучами в споре,
в небе парят над волнами красивыми.
море балтийское- море родное,
то оно серое, то голубое.
то изумрудами словно усыпано,
то всё в барашках- любовью пропитано...


Информационный лист


У каждого моря – свои особенности и свои обитатели.
Сегодня Балтийское море является одним из наиболее интенсивно используемых морей с постоянным движением судов и  высокой численностью населения в районах его водосборного бассейна.  В  Балтийское  море  впадают  крупные реки  с территорий  высокоиндустриальных стран, его побережье также используется многими людьми для отдыха. С ним связано множество видов экономической деятельности, и оно приносит доход людям, живущим рядом с ним.

В то же время  Балтийское море является уникальной экосистемой. Мы смело можем назвать Балтику густонаселенной. Это обусловлено тем, что море неглубокое, вода здесь относительно хорошо прогревается, поэтому много водорослей и планктона, которыми питаются морские жители. Общее количество видов подсчитать довольно трудно. Особые географические и  гидроморфологические условия делают его таким уникальным: Балтийское море соединяется с океаном узкими Датскими проливами, что затрудняет обмен воды. Поэтому, по сравнению с большинством океанов и морей, соленость в нем очень низкая, что ведет к уникальному смешению морских и пресноводных видов, которые адаптировались к столь специфичным условиям. Следует помнить, что для Балтийского моря характерна довольно сильная стратификация, то есть деление на слои воды, существенно отличающиеся по солености и температуре. Верхние слои более теплые и менее соленые, потому что пресная вода, поступающая из рек легче. А поступает ее очень много, в первую очередь из самой крупной впадающей в Балтику реки - Невы. Из-за сильного влияния рек в Балтике, помимо морской фауны обитает немало чисто пресноводных рыб, таких как лещ, плотва, окунь, щука, судак. Глубинные же слои воды – наоборот холодные, соленые, там очень мало кислорода. Соответственно в них биоразнообразие очень сильно ограничено.

Опять же из-за слабой солености вод здесь нет  очень многих видов, которые, имеются  в Северном море. Полностью выпадают из фауны Балтики некоторые группы – например, иглокожие (морские звезды и морские ежи), головоногие моллюски (кальмары и осьминоги).

Характерной особенностью Балтийского моря является большое количество новых, интродуцированных видов – попавших сюда в связи с деятельностью человека. Они попадают в Балтику с балластными водами судов, через каналы. Сейчас в Балтике живут виды родом из Америки, Каспийского моря и даже из озера Байкал. Они уже изменили и продолжают существенно менять облик моря.



Балтийское море имеет большое значение для народов, проживающих на его берегах, является источником рыбы и морепродуктов, местом отдыха. Мелкие свободноплавающие водоросли входят в состав планктона и в больших количествах вызывают «цветение» воды. Крупные морские водоросли – макроводоросли образуют целые подводные леса.


В Балтийском море обитают 58 видов рыб, такие как – атлантическая сельдь (салака), балтийская килька, а также треска, камбала, балтийский лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь. Расскажем о Корюшке европейской.

Корюшка является важной промысловой рыбой. Промысел ведется ранней весной во время нереста. Рыбаки вылавливают до 120 тонн корюшки в год. Средний возраст корюшки составляет 3 года, длина -17 см, масса -35 грамм. Корюшка очень вкусная, полезная рыбка.



























Цель работы – изучить обитателей Юго – Восточной Балтики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с информацией по обитателям Балтики

2.Определить видовой состав организмов штормовых выбросов Балтики.

3. Установить встречаемость беспозвоночных организмов;

Объект исследований – штормовые выбросы (наборы)

Предмет исследований: видовой состав беспозвоночных штормовых выбросов.

Природный материал был собран 15 октября 2015 г. на побережье Калининградского залива



Работа с научной литературой по биологии




Ожидаемый результат, формирование навыков научности:

Выводы:

1.В результате исследования штормовых выбросов Филинской бухты было обнаружено _ видов макроводорослей

2. Наибольшее количество

3. видов моллюсков

Технологическая карта практической работы «Обитатели Юго – Восточной Балтики»

1.С помощью определителя выяснить виды беспозвоночных животных штормовых выбросов. Исследовать с помощью микроскопа

3. Зафиксировать результаты в таблицу №1

4. Полученные данные перенести на слайды презентации.

5.Провести количественный учет обитателей по видам, занести данные в таблицу №2, зафиксировать результаты в презентации

5. Сделать выводы по шаблону (таблица №3), зафиксировать выводы в презентации.

Подготовиться к защите проекта

Заполнение таблицы

Бланк вопрос – ответ


Каков температурный режим вод Балтийского моря?

Температура воды в градусах по Цельсию

Зимний период

Летний период

Летом у дна




Почему Балтийское море в районе Калининградской области не замерзает?



Назовите наиболее экстремальный сезон ураганных ветров и штормовых волн.

Осеннее – зимний период

Ураганный порывистый ветер со скоростью ____ м/сек

Может ли человек использовать энергию ветра и волн?



Соленость Балтийского моря около берегов Калининградской области

‰ (промилле)

Средняя соленость вод Мирового океана





Домашнее задание



Амвросьева Л.В.

Спасибо ребята, а, вы знаете, что по некоторым видам водорослей можно определить экологическое состояние Балтийского моря. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания тему для размышления «Влияние нефтедобычи Кравцовского месторождения Д-6 на экологию Балтики». Во время летнего пришкольного лагеря мы можем с вами приступить к изучению данной темы.




__________________________________________________________________________________





II группа «Геологи»



IV группа «Горные породы и минералы побережья Филинской бухты»

Оборудование: коллекция горных пород и минералов, собранный природный материал на побережье Филинской бухты, определители. Предполагается выступление перед витриной с янтарем в музее Природы. Гуашь для окрашивания камней. Камни 2 шт.: Германия, Дания

Галерея изображений для презентации:



Технологическая карта практической работы «Горные породы и минералы Филинской бухты»

1.Прочитать I часть информационного листа, с помощью определителя горных пород выяснить названия горных пород Филинской бухты, занести информацию в таблицу №1.

2. Передать информацию для создания презентации.

2.Прочитать II часть информационного листа, изучить состав песка с помощью коллекции горных пород и минералов, лупы, микроскопа. Занести данные в таблицу №2.

3. Подготовить выступление о янтаре в музее Природы перед витриной о янтаре по III части информационного листа.

4. Подготовиться к защите проекта по презентации.

5. Творческое задание «Нарисуй флаг государства» - Эстония, Латвия.



Информационный лист

Цель: ознакомление с горными породами и минералами побережья Балтики.

Задачи:

  1. Изучить горные породы и минералы побережья Филинской бухты

  2. Определить минералогический состав песка.

I часть

Безбрежная ширь, Балтийский прибой,
Солнце в закате красиво играет.
и Радость на Сердце, и Душевный покой,
Море Балтийское о многом вещает.

До блеска омытый песок золотистый,
В своих тайниках янтарь он хранит.
Здесь воздух прозрачный, целительно-чистый,  
Людей приезжающих оздоровит.


Легенда о Юрате

Давно это было, ещё тогда, когда самым главным среди богов был бог Перкунас (Перун), а богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке.

В небольшой деревне на берегу моря жил красивый и сильный рыбак Каститис. Когда выходил он в море ловить рыбу, красиво очень пел тогда свои песни. И слушала эти песни Юрате. Забрасывал свои сети Каститис прямо над крышей замка Юрате, предупреждала его богиня, но внял он её предостережениям. За смелость, красоту и песни полюбила она простого смертного рыбака и забрала его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было их счастье — узнал Перкунас, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека. Ударил он своими молниями в замок, разрушил его, а Юрате приказал навечно приковать к его развалинам. Волнам же повелел насмерть укачать Каститиса.

С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате и её слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря — это обломки разрушенного Перкунасом янтарного замка Юрате.

Солнечные камни

Сын бога солнца Гелиоса, Фаэтон, чтобы доказать свое божественное происхождение сыну Зевса, Эпафу в тайне взял солнечную колесницу своего отца. Не зная как управлять огненными конями, Фаетон мчался то к земле, то к небу. Ослепленный своей мыслью, мальчишка чуть не погубил весь мир. Разгневанный Зевс едва ли успел остановить упрямого юношу. Его грозовые молнии пронзили колесницу Фаэтона, и он подобно стреле упал в реку Эридан. Осколки золотой колесницы были рассыпаны по всему небу.
Долгое время оплакивали Фаэтона мать и его сестры гелиады. Греческие боги, не выдержав безграничной скорби, превратили плачущих гелиад в безмолвные тополя. Но даже став деревьями, мать и сестры Фаэтона продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы. С тех пор, со склоненных над Эриданом деревьев, рассыпались золотые слезы печали, которые падая в холодную воду, превращаясь в прозрачный янтарь


Поверхность нашей планеты состоит из горных пород и минералов. Все они могут быть использованы человеком для своих нужд. Если человек добывает горную породу или минералы, то они получают название полезных ископаемых. Для современного бизнеса очень важно знать где и какие полезные ископаемые встречаются. Для этого существуют специальные люди – геологи. Они ищут полезные ископаемые по всему земному шару. Эта работа называется геологической разведкой.

Сегодня тебе предстоит стать геологом и произвести геологическую разведку своей местности. Геологическую разведку проводят по определенному плану. Перед тобой коллекция горных пород собранная на побережье Балтики. Чтобы определить какие это горные породы, надо взять их образцы и изучить их. Для этого достаточно взять 300 – 400 гр. горной породы и положить в полиэтиленовый пакет. Положите образ горной породы перед собой на стол. Попытайтесь определить какая это порода и чем она может быть полезна. Для этого внимательно рассмотрите породу и сравните результаты своего наблюдения с данными таблицы №1. Внешний вид, состав и строение полезные свойства. Внеси данные в таблицу.

Таблица 1

Горные породы и минералы Филинской бухты

(встреченные экземпляры нужно отметить в таблице)

Горные породы и минералы

Встретили

Гранит


Известняк


Гнейс


Порфир


Аплит


Песчаник


Кремень


Сиенит


окаменелости


Мшанки


Брюхоногий моллюск


Четырёхлучевые кораллы


Морской пузырь


Брахиоподы


Ортоцерас


Эндоцерас


Двустворчатый моллюск


Белемнит



II Определение минералогического состава песка

Песок состоит из мелких обломков разных магматических пород и минералов. Они называются песчинки и имеют размер от 0,1 до 3 мм. Больше всего в песке песчинок кварца, полевого шпата, слюды и глауконита. Кварцевые пески применяют для изготовления стекла. Чем светлее песок, тем более качественное стекло можно из него получить. Более темные пески можно использовать в строительстве для приготовления бетона и других строительных растворов, а также некоторых видов кирпичей.

Рассмотрите песок в микроскоп. Найдите в коллекции горных пород минералы (кварц, полевой шпат, слюду, глауконит). Внимательно рассмотрите их с помощью лупы (цвет, блеск, излом, структуру).

Заполните таблицу №2

Таблица №2 Минералогический состав песка

минерал

1


2


3


4


5










III Информация про янтарь

Балтийский янтарь (по международному минералогическому термину – сукцинит (от латинского названия сосны, произраставшей в далеком прошлом на побережье Балтики) - это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных. Примерно 45-50 млн. лет назад в этих краях произошло значительное потепление и увлажнение климата, что вызвало обильное смолоистечение деревьев. Смола окислялась кислородом воздуха, покрывалась толстой темно-бурой коркой и в таком виде накапливалась в почве "янтарного леса". Реки и ручьи постепенно вымывали затвердевшие комья смолы из земли и сносили их в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова. Так образовалось крупнейшее в мире месторождение янтаря – Приморское. Снаружи янтарь обычно покрыт плотной непрозрачной серой или бурой коркой продуктов окисления. При нагревании он плавится, а ещё этот минерал обладает хорошими диэлектрическими свойствами, не растворяется в воде и легко поддается механической обработке. О пользе янтаря говорит то, что непоследственно сам янтарь, а также его различные производные (такие, как янтарное масло, янтарная кислота и ее соли), люди используют в фармакологии, парфюмерии, электротехнике, лакокрасочной промышленности, но прежде всего из-за своей красоты он очень востребован в ювелирном деле. В Калининградском музее янтаря хранится экземпляр массой 4,28 килограмма. Самый большой в мире янтарь весом 15,25 килограмма находится в Музее Лондона.

Домашнее задание

Амвросьева Л.В. Спасибо ребята. Предлагаю тему для обсуждения «Полезные ископаемые Калининградской области»

__________________________________________________________________________________


Физкультминутка на 1-2 минутки (музыка)



III группа «Экологи»




Мультфильм «Балтика»

Информационный лист


География янтарного края Орлёнок текст (стр 223 - 230)

Нефть и нефрепродукты являются наиболее распростаненными загрязняющимя веществами нашего моря. Ежегодно с судов в море попадает от 20-70 тыс. тонн нефти.Вместе с продуктами моря нефтяные углеводороды могут попадать в организм человека.

Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь) концентрируются в прибрежных районах моря. Основными источниками поступления является сток с суши вместе с промышленными водами.

Одной из главных проблем Балтийского моря является эвтрофикации.

Эвтрофикация – это поступление в водоём азота и фосфора, что приводит к усиленному развитию сине – зелёных водорослей. Это ухудшает качества воды, в воде становится мало кислорода. Все вы наверное наблюдали «цветение воды». Это наблюдается летом.

Человек усиливает эвтрофикацию, основным источником поступления биогенов становятся неочищенные сточные воды – это источник фосфора. Смываемые с полей остатки удобрений, жидкие отходы животных – это источник азота. Через ручьи, реки, подземные воды эти вещества поступают в Балтику.


Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море (Гданьская конвенция) (1973 г.)

Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море от 13 сентября 1973 г. (Гданьская конвенция). Новая редакция принята в 1994 году. Создана для урегулирования правовых вопросов рыболовства в первоначально нейтральных водах Балтики, которые с 1978 года были разделены на 7 национальных зон. В настоящее время в задачи конвенции входит установление общего допустимого вылова промысловых видов рыб по всей Балтике.

Гданьская конвенция

13 сентября 1973 г.


Государства - участники настоящей Конвенции,
- отмечая, что поддержание максимально устойчивой продуктивности живых ресурсов Балтийского моря и Бельтов имеет большое значение для государств бассейна Балтийского моря,

- признавая свою совместную ответственность за сохранение этих ресурсов и их рациональное использование,

- будучи убеждены в том, что сохранение живых ресурсов Балтийского моря и Бельтов требует более тесного и более широкого сотрудничества в этом районе,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Договаривающиеся Государства будут:
- участвовать в тесном сотрудничестве, направленном на поддержание и увеличение живых ресурсов Балтийского моря, а также достижение оптимальных уловов, и в частности на расширение и координацию научных исследований в этих целях,
- разрабатывать и осуществлять организационные и технические мероприятия по сохранению и увеличению живых ресурсов, включая меры по искусственному воспроизводству ценных видов рыб и /или участие в них финансовыми средствами на равной и справедливой основе, а также принимать другие меры по рациональному и эффективному использованию живых ресурсов.

Статья IX

1. В функции Комиссии входит:
а) наблюдение за живыми ресурсами и рыболовством в конвенционном районе путем сбора, обобщения, анализа и распространения статистических данных, например, касающихся уловов, рыболовного усилия и другой информации;
b) разработка предложений по координации научных исследований в конвенционном районе;
с) подготовка и внесение на рассмотрение Договаривающихся Государств рекомендаций, основанных, насколько это практически возможно, на результатах научных исследований и касающихся мер, о которых идет речь в статье X.
2. При выполнении своих функций Комиссия в подходящем случае обращается к услугам Международного Совета по исследованию моря (МСИМ) и к другим международным техническим и научным организациям, а также использует информацию, предоставляемую официальными органами Договаривающихся Государств.
3. Комиссия может создавать рабочие группы или другие вспомогательные органы для осуществления своих функций, а также определять их состав и компетенцию.

Статья Х

Меры, относящиеся к целям настоящей Конвенции, которые могут рассматриваться Комиссией и в отношении которых Комиссия может давать рекомендации Договаривающимся Государствам, включают:
а) любые меры по регулированию орудий лова, приспособлений и методов лова;
b) любые меры по регулированию размеров рыбы, которая может быть оставлена на борту судов, либо выгружена на берег, либо выставлена или предложена для продажи;
с) любые меры по установлению запретных периодов;
d) любые меры по установлению запретных районов;
е) любые меры по улучшению и увеличению живых морских ресурсов, включая искусственное воспроизводство и трансплантацию рыбы и других организмов;
f) любые меры по регулированию и/или распределению между Договаривающимися Государствами размера общего улова или рыболовного усилия по объектам, видам, районам и срокам промысла;
g) любые меры контроля за выполнением рекомендаций, имеющих силу для Договаривающихся Государств;
h) любые другие меры с целью сохранения и рационального использования живых морских ресурсов.


  1. Правительство-Депозитарий зарегистрирует настоящую Конвенцию в Секретариате Организации Объединенных Наций.
    В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕГО нижепоименованные представители, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

    СОВЕРШЕНО в г. Гданьске, дня тринадцатого сентября тысяча девятьсот семьдесят третьего года, в одном экземпляре на датском, финском, немецком, польском, русском, шведском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

    За Королевство Дании (Подпись)
    за Финляндскую Республику (Подпись)
    За Германскую Демократическую Республику (Подпись)
    За Федеративную Республику Германии (Подпись)
    За Польскую Народную Республику (Подпись)
    За Королевство Швеции (Подпись)
    За Союз Советских Социалистических Республик (Подпись)

    Одобрена Правительством СССР 31 января 1974 г.
    Документ об одобрении Конвенции Правительством СССР депонирован Правительству Польской Народной Республики 20 февраля 1974 г.
    Конвенция вступила для СССР в силу 28 июля 1974 г.



Экосистема Балтийского моря в опасности

Около десяти лет в сети рыбаков Балтики попадается не характерная для этих мест рыба – черноморский бычок. По урону, который он наносит новым местам обитания, пришельца прозвали «маленький агрессор».

Учёные Литвы, Эстонии, Финляндии, Калининградской области изучают нового жителя прибрежных вод. Видимо, первые пришельцы, а было это в 1985 году, попали к нам с балластными водами кораб­лей, прибывших из Чёрного моря, так как больших миграций он сам не совершает и держится осёдло.

Существует около 15 видов бычков, у нас освоился и быстро размножается один из них – кругляк. Он активен и очень агрессивен, особенно во время нереста. Плодовитость его до 2,7 тыс. икринок. Он поедает мальков. Корюшка, салака и другая прибрежная рыба находятся в опасности. Бычок не только великолепно акклиматизировался в новых условиях, но и успешно конкурирует с другими видами рыб, что может повлиять на их кормовую базу. А это оказывает значительное влияние на структуру прибрежных экосистем.

Кругляк проявляет высокую выживаемость, конкурируя тем самым с местными организмами и захватывая их территорию, что ведёт к изменению традиционных связей между видами и структурами. Адаптивные способности бычка весьма высоки, поэтому вымирание ему в Балтийском море не грозит. В местах своего обычного обитания бычок считается сорной рыбой.



Амвросьева Л.В.Ребята, а как вы думаете, что может сделать каждый, чтобы снизить экологическую нагрузку на Балтийское море?...

Ожидаемые ответы:

Использовать на садовых участках органические вместо минеральных удобрений.

Делать компостные кучи.

Выбирать товары с экомаркировкой

Покупать моющие средства с низким содержанием фосфора

Избегать лишней упаковки на товарах, создавать меньше мусора.

Беречь воду и электроэнергию


Ребята, а, что может сделать каждый из вас для спасения Балтики?

Я хочу подарить вам буклеты « Мы защищаем Балтийское море! Экологические дружественные решения на каждый день».






__________________________________________________________________________________


Группа «Литераторы»


Оборудование: Куршская коса культурный ландшафт книга с иллюстрациями



Информационный лист


ЧЕРНЫЙ САША

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

из книги "Обстановочка"

Видно, север стосковался

По горячим южным краскам -

Не узнать сегодня моря, не узнать сегодня волн...

Зной над морем разметался,

И под солнечною лаской

Весь залив до горизонта синевой прозрачной

полн.

На песке краснеют ивы,

Греют листья, греют прутья,

И песок такой горячий, золотистый, молодой!

В небе облачные нивы

На безбрежном перепутье

Собрались и янтарятся над широкою водой.

Ольховая роща дрожит у морского обрыва,

Свежеющий ветер порывисто треплет листву,

Со дна долетают размерные всплески и взрывы,

И серый туман безнадежно закрыл синеву.

Пары, как виденья, роятся, клубятся и тают,

Сквозь влажную дымку маячит безбрежная даль,

Далекие волны с невидимым небом сливают

Раздолье и холод в жемчужно-поющую сталь.

А здесь, на вершине, где крупная пыль водяная

Осыпала старые камни, поблекшие травы и мхи -

Поднялся лиловый репейник, и эта улыбка

цветная

Нежнее тумана и дробного шума ольхи...

Гнется тростник и какая-то серая травка,

Треплются ивы по ветру - туда и сюда,

Путник далекий мелькает в песках, как булавка,

Полузарытые бревна лижет морская вода.

Небо огромно, и тучи волнисты и сложны,

Море шумит, и не счесть белопенных валов.

Ветер метет шелестящий песок бездорожный,

Мерно за дюнами пенье сосновых стволов.

Я, как песчинка, пред этим безбрежным

простором,

…На закате робкий луч

Холодеет от испуга.

Волны рвутся и гремят,

Закипают тусклой пеной,

И опять за рядом ряд

Налетает свежей сменой.

Только лампа маяка

Разгорается далеко,

Как усталая тоска,

Как задумчивое око.

Еле льющаяся зыбь вяло плещется у пляжа.

Из огромных облаков тихо лепятся миражи.

Словно жемчуг в молоке - море мягко, море

чисто,

Только полосы сквозят теплотою аметиста.

Солнце низко у воды за завесой сизой тучи

Шлет вишневый страстный цвет, тускло-матовый,

но жгучий.

Мокрый палевый песок зашуршит, блеснет

водою,

И опять сырая нить убегает за волною.

Горизонт спокойно тих, словно сдержанная

нежность,

Гаснут тени парусов, уплывающих в

безбрежность -

Это тучи и вода с каждым мигом все чудесней

Чуть баюкают закат колыбельно сонной песней...


Проанализировать настроение стихотворения. Найти средства художественной выразительности, определить для чего они используются.

Давайте по заданным рифмам сочиним оду Балтийскому морю, вспомним все его особенности, его красоту и неповторимость.

__________________________________________________________________


III. Закрепление изученного материала . Подведение итогов встречи, рефлексия.

Рефлексия. Дети приглашаются в круг со своими пожеланиями, и встают в круг, взявшись за руки.

Амвросьева Л.В. Ребята, наш урок подходит к концу .Ребята вам понравилось сегодняшнее наше внеклассное мероприятие?

Мурзич Н Э, что полезного вы для себя сегодня узнали?


Звучит музыка «Балтийский берег», все вместе поют.






















Распечатать и прикрепить



Страны Балтийского региона





Швеция



Финляндия



Россия


Эстония


Латвия


Литва



Польша



Германия



Дания





Раздаточный материал для детей


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ода Балтийскому морю. Типы и стили речи

Автор: Мурзич Наталья Эдмундовна

Дата: 05.03.2018

Номер свидетельства: 460774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства