kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения (подготовка к ЕГЭ). На уроке решаются следующие задачи:

  • образовательные: формировать у учащихся речевые умения и навыки, составляющие основу коммуникативной компетенции
  • развивающие: развивать умение понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём), формулировать основное содержание своего высказывания; выстраивать композицию письменного высказывания; развивать навык самоконтроля – соблюдать при письме нормы русского литературного языка
  • воспитательные: способствовать формированию умения работать в группе; способствовать развитию интереса к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ»

ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ С)

11 КЛАСС

Цель: отрабатывать умение учащихся создавать собственный текст; совершенствовать речевую практику в формулировании проблемы, позиции автора, комментировании проблемы, аргументации собственной позиции.

Задачи:

  • образовательные: формировать у учащихся речевые умения и навыки, составляющие основу коммуникативной компетенции

  • развивающие: развивать умение понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём), формулировать основное содержание своего высказывания; выстраивать композицию письменного высказывания; развивать навык самоконтроля – соблюдать при письме нормы русского литературного языка

  • воспитательные: способствовать формированию умения работать в группе; способствовать развитию интереса к родному языку.

I. Учитель: Для того чтобы определить тему нашего будущего сочинения, давайте поработаем с карточкой №1 (см Приложение) Для экономии времени каждый ряд берет по 2 высказывания.

Обращаю ваше внимание на доску, здесь записан перечень тем, которыми вы можете воспользоваться: Человек и природа; Восприятие окружающего мира; Отношение к природе; Природа – храм или мастерская; Равнодушное отношение к природе; Потребительское отношение к природе.

После проделанной работы мы можем прийти к выводу, что нас ожидает работа с текстом, относящимся к общей теме ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

II. Работа с текстом Якова Хелемского (см. Приложение 2)

1) Перед чтением давайте вспомним структуру сочинения (Ученики перечисляют разделы, учитель демонстрирует слайд №1)

Ученица читает вслух, учащиеся следят, работают с карандашом.


2) Учитель: Итак, после прочтения текста мы должны сформулировать проблему текста (это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор)

Что является предметом обсуждения в данном тексте? (обсуждение касается взаимодействия человека и окружающей природы)

Мы знаем, что в любом тексте может быть несколько проблем, какие проблемы мы можем выявить в данном тексте

(- природа – источник вдохновения

- природа – источник гармонии и красоты

- природа влияет на фантазию писателя

- окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым

- о смысле жизни

Определим ведущую проблему – взаимосвязь человека и окружающей среды, эту проблему можно отнести к какому типу проблем?

Запишем формулировку проблемы, пользуясь материалом из папок


3) Учитель: Следующий этап – это комментарий проблемы ( это рассуждение по поводу выделенной вами проблеме)

Комментарий связывает проблему с авторской позицией, т.е. нам надо показать Ход мысли автора, как он раскрывает сформулированную проблему, он зашифровал свои мысли, наша задача их расшифровать

Что делает автор в данном тексте (Дает описание природы в начале текста, приводит цитаты из дневника Л.Н. Толстого, приводит описание в конце текста)

- Что вам известно о комментариях? Какими они могут быть?

(Текстуальный – от текста к действительности;

Концептуальный – от проблемы к различному роду интерпретации)

Давайте попробуем составить по данному тексту текстовой комментарий.

Составляет текстовой и концептуальный комментарии, используя типовые конструкции (СЛАЙД №12)

Предполагаемый вариант:

«Автор не случайно проводит читателей по Тульской земле, это нужно для того чтобы открылась красота русской природы и природа русской души. Для большей убедительности приводит цитату из дневника Л.Н. Толстого, через неё показывает, что это была не просто сказка, выдумка, а это был своеобразный заряд, так необходимый любому писателю»

Предполагаемый вариант Концептуального комментария:

« Практически ежедневно мы сталкиваемся с экологической проблемой (пожары, уничтожение лесов и т.д.) но можно сказать об этом и по-другому, что и делает Хелемский. Автор обращает наше внимание на факты жизни Л.Н. Толстого. Который не уставал любоваться красотами тульской земли. Что она ему давала? Это был заряд, это было постоянное ожидание чуда, это было счастье для него. И всего этого нельзя лишить не только писателя, художника, но и любого из нас»

Учащиеся выбирают любой комментарий и записывают его

4) Учитель: Теперь говорим об авторской позиции.

Это итог размышлений, вывод к которому приходит автор

Помните, если проблема – это вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос

Обращаемся к нашему материалу, в чем проявляется авторская позиция, какие мы знаем средства выражения позиции автора, типовые констукции?

В чем определяется авторская позиция в конкретном нашем тексте? ( В первую очередь в использовании ИВС, прочитайте 1-ый абзац, это описание что помогает увидеть?. Можно обратить внимание, что автор неоднократно использует сравнительные обороты ПРИМЕРЫ, эпитеты ПРИМЕРЫ, назывные предложения помогают увидеть просторы тульской земли, предложение 22 построенное на метафоре, все это помогает автору эмоционально воздействовать на читателя.

Запишем его.

5) Учитель: Собственная аргументация

Что нам известно о видах аргументов? (обращение к теоретическому материалу)

Предполагаемый вариант:

« Природа – это тот источник вдохновения, который необходим каждому человеку. Но писателям, поэтам, художникам - в первую очередь. С этим трудно не согласиться. Где ещё так причудливо переплетаются мотивы природы и человека?

Вспомним И.Гончарова «Обломов», но не весь роман, о отдельную главу «Сон Обломова», которую сам автор называл увертюрой ко всему роману. Что мы видим в этом уголке? Мир, тишину, спокойствие. И Илья Ильич, проведший в лоне идиллического существования детство и Отрочество, остался, несмотря на свои слабость и безволие, человеком, сумевшим сохранить свою душу хрустальной и прозрачной.

А в романе И.С . Тургенева «Отцы и дети» природа манит к себе, она дарит героям радость, вдохновение, прилив творческих сил

Домашнее задание: доработать сочинение, отредактировать, добавить вступление и заключение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Автор: Бурцева Анна Анатольевна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291421


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства