kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение учащихся сочинению по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение школьников умению свободно и связно выражать мысли и наилучшим образом пользоваться языковыми средствами является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе. Сочинения-описания картины являются неотъемлемой составляющей уроков русского языка. В ходе работы над сочинением учащиеся закрепляют те орфографические умения и навыки, которые они получают на уроках грамматики. Сочинения-описания выполняются под руководством учителя. Работа над сочинением носит обучающий характер. Картины развивают воображение учащихся, наблюдательность, учат понимать искусство живописи. Написание сочинения по одной картине в разы сложнее, чем по ряду картин. Здесь ученик, используя собственный жизненный опыт, свои знания, должен в воображении создать сюжет, представить себе обстановку, на фоне которой происходит событие до и после момента, запечатлённого на картине, наметить действующих лиц. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его воображение соответствовало реальности. Сочинение-описание является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать внимание, анализировать впечатления и чувства, правильно формулировать высказывание, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся сочинению по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" »

ПРАЗДНИК НЕБА, БЕРЕЗ, ВЕТОК И ТЕНЕЙ НА СНЕГУ

Обучение учащихся сочинению по картине

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Я несказанно потрясен красотой русского пейзажа! Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих инеев.

И. Э. Грабарь

Цели урока: используя межпредметные и внутрипредметные связи, учить школьников писать сочинение по картине, понимать живопись, правильно, логично, доказательно строить монологическое высказывание; воспитывать интерес к искусству.

Оборудование: портрет И. Э. Грабаря; репродукции картин И. Э. Грабаря, В. Д. Поленова, И. И. Левитана; рабочие карточки с примерным планом описания картины.

Ход урока

  1. Объявление темы и целей урока.

Демонстрируются репродукции картин И. Э. Грабаря, В. Д. Поленова, И. И. Левитана.

  • Что общего в этих картинах? (На них изображена природа, это пейзажи.)

С жанром пейзажа ученики знакомы. Они вспоминают об описаниях природы в сказке «Снежная королева» X. К. Андерсена. Например, осенний пейзаж помогает понять состояние Герды.

  • Какой музыкальный пейзаж вы слушали после изучения сказки Андерсена? («Шествие гномов» Э. Грига.)

  • Как там звучал лес?

  • Какие произведения о природе вы слушали на уроках музыки? («Жаворонок» М. Глинки и «Поет зима, аукает» Г. Свиридова.)

  • Сегодня мы познакомимся с пейзажем И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и будем учиться описывать его. Картина была написана в 1904 году. (Зачитывается эпиграф.) Поглядите внимательно на репродукцию, оригинал картины находится в Третьяковской галерее. Это полотно — гимн России, белоствольным березам, сверкающему февральскому небу.

  1. Сведения об И. Э. Грабаре.

Излагаются факты, которые помогут представить художника в той эпохе, в которой он жил, основные темы его творчества. Имя его стало почти легендарным. Он ученик И. Репина, современник В. Серова, М. Врубеля, И. Левитана, друг А. Бенуа.

Учитель. Вы увидели несколько пейзажей русских художников. Один из них написан замечательным художником Игорем Эммануиловичем Грабарём. Я очень люблю его картины и не случайно показала их рядом с произведениями Левитана и Поленова. Это были его учителя и современники. И. Грабарь родился в 1871 году, а умер в 1960 году. Вот какую долгую жизнь прожил художник и очень много успел сделать. Вам понравился его пейзаж? Он любил северную природу, любил писать пейзажи, хотя его кисти принадлежат и натюрморты, и портреты. У каждого художника есть свое любимое время года.

  • Какое время года Игорь Эммануилович любил больше всего?

  • Зима. Это верно. «Мартовский снег» — только в марте бывает такой рыхлый, ноздреватый снег. «Сентябрьский снег» — как рано началась зима! Грабарь любил писать раннюю и позднюю зиму. На картине, которую мы будем описывать, изображен конец зимы. «Февральская лазурь» — одно из самых известных произведений художника. Вот она! Какая удивительная красота! Сколько солнца и воздуха!

  • Вам понравился пейзаж? Ведь ничего особенного на нем не изображено — стоят деревья... Какие, как вы думаете? (Обычные русские березки. Они без листьев. Летом деревья одеты в зеленый наряд. А сейчас зима!)

Направляем высказывания учащихся на определение основной мысли картины — показать удивительную красоту природы, взволновать этой красотой других.

  • Художник говорит нам: «Посмотрите же, как красиво, какие красивые березки, полюбуйтесь ими! Как хорошо зимой, когда лежит снег и светит солнце!» Какие строчки А. Пушкина вспоминаются, когда смотришь на картину? («Мороз и солнце, день чудесный...»)

  1. Работа над понятием «основная мысль (идея) произведения».

Подводим учащихся к тому, что в любом произведении искусства есть основная мысль.

  • Какова, по-вашему, идея картины И. Грабаря?

Учитель. Художник вспоминал о прекрасном зрелище, которое однажды предстало перед ним: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то пе­резвоны... всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавался. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», — подумал я».

  • Удалось ли это? При помощи чего? (При помощи кисти, холста, красок — тех материалов, которые использует художник, как писатель слово, композитор звуки.)

  • Какими средствами художественной выразительности И. Грабарю удалось передать «фантастическую красоту» природы в феврале?

  1. Работа над композицией картины.

  • Как расположены березы на картине? (Угол зрения необычный — внизу особенно выделяется одна из берез, она изображена очень близко.)

  • Художник писал: «Я уронил палку и нагнулся... Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел...». И, работая над картиной, он выбрал самую низкую точку обозрения. Зачем? почему так — снизу — изображены березы?

  • Подберите определения к слову березы. (Березы кажутся большими, высокими, гордыми, независимыми, величественными.)

Напоминаем высказывание И. Грабаря: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей...»

  • Сумел ли художник передать этот ритм?

Помогаем детям заметить линейный ритм картины и благодаря этому приему увидеть игру причудливо переплетающихся берез, почувствовать радостное, мажорное настроение картины, услышать звонкую, светлую музыку пейзажа. Обращаем внимание на цветовое решение картины.

  • А почему еще выбрана такая точка обозренияснизу-вверх? Только ли в березах дело?

  • Почему так называется картина? Только ли потому, что на ней изображен лес в феврале?

  • Сравните название этой картины с названиями других картин И. Грабаря («Белая зима», «Иней», «Зимний пейзаж»).

  • Дайте толкование слову лазурь.

Ученики отмечают: в названии выражено отношение художника к изображаемому, подчеркнута основная мысль картины. Объясняют значение слов лазоревый, сапфировый, сиреневый.

  • Каков колорит картины?

  1. Составление рабочих материалов к сочинению.

Учащиеся знакомятся с примерным планом описания картины по карточкам.

План

  1. Краткие сведения о художнике.

  2. Тема, основная мысль картины.

  3. Композиция картины.

  4. Описание пейзажа.

  5. Колорит произведения.

  6. Мое впечатление от картины.

Дается пояснение, что при описании картины прежде всего нужно ответить на такие вопросы: «Почему так названа картина? Какой февральский день изобразил художник?» Ответы на них требуют раскрытия основной мысли картины, с них начинается сочинение, это его вступление. Потом последовательно описываются разные части пейзажа: небо, снег, березы. Школьникам должно быть понятно, почему описание начинается с неба: ведь главное — лазурь!

  • Как закончить сочинение? (Написать о своем впечатлении от картины.)

Обращаем внимание еще на одно высказывание художника: природа «праздновала небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых ветвей и сапфировых теней на сиреневом снегу».

  • Почему этим высказыванием я советую закончить сочинение? (В этом высказывании художник сам выразил основную мысль картины кратко, образно.)

Далее учащиеся составляют устное монологическое высказывание «У картины И. Грабаря “Февральская лазурь”».

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к письменному сочинению по картине, используя записи, сделанные в классе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение учащихся сочинению по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Автор: Дёмина Марина Александровна

Дата: 31.07.2015

Номер свидетельства: 224035


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства