Обучение сочинению по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».
Обучение сочинению по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».
Урок русского языка в 5 классе по теме "Обучение сочинению по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды". Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Это урок деятельностной направленности. Тип урока: урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного). Урок по развитию речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение сочинению по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». »
Урок русского языка в 5 классе
по теме «Обучение сочинению по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».
Тип урока: урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного), урок развития речи.
Определяющий основной метод: урок деятельностной направленности.
Цели и образовательные результаты:
Предметный уровень:
Сформировать у пятиклассников:
-умение отбирать материал для написания сочинения
-умение создавать текст-описание
-понимание роли деталей в художественном описании
-понимание особенностей жанра натюрморта
-умение строить речевое высказывание
-умение составлять план текста описания
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
Метапредметный уровень:
-осознавать цель учебной деятельности
-выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач
-расширить знания учащихся о цветах и плодах
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Личностный уровень:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного
-воспитывать любовь к родной природе
-создавать внутреннюю мотивацию к учению
-воспитывать уважительное отношение к родному языку
-стремление к языковому самосовершенствованию.
Проект урока, отражающий технологию работы учителя и учащихся по формированию познавательных УУД:
Оргмомомент.
Мотивация к знаниям. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию картины.
Целеполагание. Выход на тему и цели урока.
Краткое слово о художнике.
Молчаливое рассматривание картины.
Выявление первоначальных впечатлений.
Постановка учебной задачи. Построение выхода из затруднения.
8. Физкульминутка.
9. Открытие нового знания. Практическая деятельность по реализации построенного проекта.
А) Коллективная работа со вступлением.
Б) Составление плана сочинения. Работа над композицией.
10. Составление «словаря» картины. Работа с теоретическими понятиями.
11. Первичное закрепление с комментированием. Собирание рабочих материалов.
А)Работа над основной частью.
Б) Коллективная работа над заключением.
Чтение учителем образцов сочинения по картине (приложение №1).
Отработка материала по уроку. Устное сочинение по картине.
Коррекция. Работа по предупреждению речевых ошибок.
15. Рефлексия.
16. Домашнее задание.
Ход урока
Оргмомомент.
Учитель: «Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи такого урока?» (Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, литературно – творческих способностей).
Мотивация к знаниям. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию картины.
Учитель: «Дома вы должны были подобрать стихи о цветах, плодах. Расскажите выразительно найденные стихотворения. Мы выберем лучшего чтеца».
Б) Чтение стихотворения учителем.
Цветы
Афанасий Фет
С полей несётся голос стада, В кустах малиновки звенят, И с побелевших яблонь сада Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюблённой, Безгрешно чисты, как весна, Роняя с пылью благовонной Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы, Очами в очи мне взгляни, Навей живительные грезы И в сердце песню зарони.
В) «Загадки о цветах, плодах»
- Отгадайте загадки:
1) Название какого цветка — «вкусная конфета»? (ирис)
2) В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек.
Но кто его не знает? Это … (василек)
3) Шли двое, остановились, один другого спрашивает: «Это черная?»
«Нет, это красная». «А почему она белая?» «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (о красной смородине).
3. Целеполагание. Выход на тему и цели урока.
- Как вы думаете, зачем мы слушали стихи, загадки о цветах, ягодах? (Ответ: «Тема урока связана с цветами, плодами»).
-Действительно, сегодня на уроке мы подготовимся к домашнему сочинению-описанию картины, на которой изображены цветы, плоды.
Фиксация темы урока на доске и в тетради: «Обучение сочинению по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
4. Краткое слово о художнике.
Форма: монологический ответ заранее подготовленного ученика или слово учителя о художнике.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
- Иван Трофимович Хруцкий (1810–1885) – русский живописец, признанный мастер в изображении натюрморта и интерьера. Он стремился предельно точно и подробно воссоздать обстановку, предметы быта. Самая известная картина – «Цветы и плоды», написана она в 1839 году.
Перед тем как начать работать с картиной И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт.
(Ответы: «Изображение на картине цветов, плодов, предметов быта»).
Фиксация термина на доске и в тетради: «Натюрморт - из французского языка «мертвая природа» - изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве».
Мастером этого вида живописи был художник Иван Трофимович Хруцкий. Он родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии (теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей с картинной галереей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью.
Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки и у известного английского портретиста.
Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов («Натюрморт с птичкой», «Натюрморт со стаканом», «Натюрморт с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды».
5. Молчаливое рассматривание картины.
- Рассмотрите репродукцию картины.
6. Выявление первоначальных впечатлений.
Метод: беседа.
- Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)
- Нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает?(Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Или взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.)
- Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т. к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). – Это розы, пионы, ирисы, нарциссы, гиацинты, васильки, незабудки, колокольчики.
- Почему картина названа «Цветы и плоды»? (Ответы: «Букет цветов занимает центральную часть картины. Плоды — это общее название для фруктов и овощей»).
- Перечислите плоды на картине (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква, колоски овса).
7. Постановка учебной задачи. Построение выхода из затруднения.
Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Можете ли вы сейчас дать полное описание картины? Попытайтесь. (Попытки неудачны, т. к. дети не знают, с чего начинать). Что мы должны сделать?
Фиксация на доске алгоритма действий:
1. Рассмотреть картину, ее детали.
2. Определить ее тему, мысль художника.
3. Собрать материал.
4. Составить план сочинения.
5. Попробовать составить устное описание картины.
8. Физкульминутка.
9. Открытие нового знания. Практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Форма: коллективная, индивидуальная работа.
Метод: поисковый.
- Определите мысль художника.
(Ответы: «Автор хотел нам передать красоту, щедрость природы, название точно передает гармонию жизни, что на смену цветам приходят всегда плоды»).
- В какой части вашего сочинения вы можете сказать об этом? ( Во вступлении)
А) Коллективная работа над вступлением.
- Попробуйте написать вступление к сочинению.
Вариант: На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплую гамму: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения.
Б) Составление плана сочинения. Работа над композицией.
- Из каких частей состоит самый простой план? (Ответы: «Из вступления, основной части и заключения»).
Чтение содержания плаката:
План сочинения-описания.
1. Дать общее представление о картине.
2. Описание деталей, частей изображенного на картине.
3. Отношение автора к тому, что он описывает.
Задание: Попробуйте самостоятельно составить план к данной картине.
3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким.
2 вариант
1.Несколько слов о художнике И.Т. Хруцком.
2. Описание картины
а) цветы
б) плоды
в) предметы
3. Ваше мнение о картине. Какое настроение она вызывает?
10. Составление «словаря» картины. Работа с теоретическими понятиями.
- Поскольку вы описываете картину, вам нужно пользоваться терминами и понимать их значение.
Чтение плаката:
Композиция — построение картины (могут понадобиться слова: задний и передний план, справа, слева, возле, около, рядом, ниже, в центре и т. д.)
Цветовая гамма — последовательный ряд близких по цвету и оттенкам красок.
- Чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным, какие художественные средства надо использовать? (Ответы: «Сравнения, метафоры, эпитеты, синонимы, слова в переносном значении, эмоционально-окрашенные слова»).
- Какая часть речи помогает точно и ярко описать признаки предмета? («Имя прилагательное»).
- Таким образом, чтобы у вас получилось описание образным, выразительным, вы должны использовать разные средства.
11. Первичное закрепление с комментированием. Собирание рабочих материалов.
Форма: работа в парах, коллективная работа.
Метод: эвристическая беседа, поисковый.
А)Работа над основной частью.
- Поработайте в парах по рядам охарактеризуйте изображенное на картине (форма, цвет, характерные признаки, расположение), подобрав интересные, разнообразные выразительные средства.
1 ряд — цветы
2 ряд — плоды
3 ряд - другие предметы
- Что автор изобразил на переднем плане? Что мы видим на заднем плане?
пионы: крупные махровые алые с бело-желтыми прожилками, напоминают огромную мохнатую шапку с курчавыми лепестками, нежно-розовые собратья, нежные белые
роза: ярко-красная с нежно-розовой бахромой, который отделяет один лепесток от другого
нарциссы: два цветка ярко-желтого цвета, как два солнышка, что придает летнее настроение букету, с хрупкими, ранимыми лепестками
гиацинты: каждый отдельный цветок на веточке состоит из четырех лепесточков и похож на маленькую звездочку, цвет нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым
ирисы: нежно-фиолетовые, сиреневые, бархатные, великолепные. Начинаются желтоватым цветом, необычные, асимметричные лепестки: продолговатые, расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек, с маленькими прожилками на каждом лепестке
васильки: ярко-синие. На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают свою сердцевину солнцу
незабудки: небесно-голубые, скромные, хрупкие
фиалки: небесные, внутри цветка которых словно ободок желтого цвета
колокольчики: сине-голубые, рядом с колосьями овса
Плоды:
1. персики: ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком, заботливо уложенные в плетеное лукошко. Они привлекают внимание, выглядят очень сочными, аппетитными. Это видно по разломленному пополам персику
2. груши: ароматные, янтарно-прозрачные, сочные, сахарные, с бархатным пушком, сладкие, т. к. по одной ползет муха ( в этом проявилась наблюдательность и внимательность художника)
3. смородина: блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая, в корзине
4. тыква: желтая с зеленым хвостиком, приподнятым кверху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки
5. виноград: на тыкве лежит гроздь винограда. Он прозрачный, янтарный, с просвечивающими косточками. На столе маленькая гроздь, состоящая из четырех виноградинок, каждая ягодка налита соком, в них играет солнце
6. яблоко: красно-желтое, скрыто от глаз
7. лимон: разрезанный, лежит рядом с грушами
Предметы:
1. ваза: бронзово-медная. Детально нарисована ветка дерева, под которой находятся животные, похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши.
Орнамент. Что это такое? Подберите синоним. (Узор)
Орнамент — это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений.
Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент. (Необычный, оригинальный, красивый).
2. колоски овса: спелые, склоняются к смородине, похожи на туго заплетенную косу
3. стакан: с прозрачной или кристально чистой водой, рядом с вазой, в котором плавает тонкий кружок лимона
Б) Коллективная работа над заключением.
- Попробуйте написать заключение к сочинению.
Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды — все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.
Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени.
В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.
Рассматривать работу Хруцкого - настоящее удовольствие. В нее вложены мастерство, наблюдательность и огромная любовь художника.
Все в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.
12. Чтение учителем образцов сочинения по картине (приложение №1).
13. Отработка материала по уроку. Устное сочинение по картине.
Учащиеся пробуют создать устный вариант сочинения, с рецензированием учениками (учителем при необходимости) со стороны содержания и языкового оформления.
Метод: «прерванного рассказа» (один начинает, другой продолжает).
14.Коррекция.
Выяснение затруднений, возникших у учащихся в процессе составления рассказа. Рекомендации учителя.
Работа по предупреждению речевых ошибок.
Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
Подберите синонимы к словам, зафиксируйте в тетради:
1) художник (живописец, мастер кисти, автор картины, создатель картины)
2) картина (полотно, репродукция, холст, натюрморт)
3) чудесная картина (замечательная, прекрасная, живописная, восхитительная)
4) художник создает (пишет, изобразил, создал, сумел передать)
5) находится (располагается, изображено, стоят, лежат).
15. Рефлексия.
- Чье выступление вам понравилось? Почему? У кого прозвучали удачные выражения, кто больше всех сегодня привел в пример выразительных средств?
16. Домашнее задание.
Написать сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Приложение №1
Великолепный натюрморт Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и плоды» написан в 1836 году. Он поражает своей красотой и богатством красок, форм, фактур, цвета. На массивной треснувшей мраморной столешнице в тяжелой бронзовой вазе с красивым рельефным изображением волков гармонично живет и благоухает богатый и пышный букет из садовых и полевых цветов. Красоту крупных махровых алых пионов и их скромных розовых собратьев подчеркивают утонченные линии нежно-сиреневых ирисов, небесно-голубых васильков, скромных, хрупких незабудок. Внизу пристроилась застенчивая белоснежная красавица-роза. Я не сразу заметила её, но была очарована скромным изяществом цветка.
Рядом с нею расположилась парочка жёлтых, как два солнышка, нарциссов. Они придают радостное, летнее настроение букету. А вот белеют раскрытые крылышки хрупких тюльпанов. Букет – самое яркое пятно полотна, центр его композиции – вдохнул в него жизнь, хотя в переводе с французского «натюрморт» означает «мертвая натура». Цветы на картине И.Ф. Хруцкого полны жизни и, кажется, источают свой чудесный аромат, заполняют им все пространство вокруг. Тяжелые шапки пионов словно тянутся к столу, на котором расположено лукошко с сочными, румяными, ярко-желтыми с оранжевыми бочками, аппетитными персиками. Они сложены в лукошко слева от вазы. А один разломлен пополам. Его спелая сочная мякоть вокруг косточки выглядит очень аппетитно. С правой стороны цветы «указывают» на огромную спелую ярко-желтую тыкву. Под ее боком лежат ароматные янтарно-прозрачные груши. На одной из них сидит муха! Все это великолепие украшено кистью винограда. Он так налился соком, что кажется прозрачным. В каждой ягодке играет солнце! Карина насыщена деталями и подробностями. На заднем плане полотна можно разглядеть корзину, наполненную крупной белой и красной смородиной. Сверху к ней склоняются колоски спелого овса. А самый пышный белый пион «заглядывает» в стеклянный стакан с прозрачной водой. В нем плавает солнечная долька лимона. В каждой детали этой картины чувствуется присутствие человека, собравшего и создавшего всю эту красоту. Это послание нам, зрителям. Это рассказ о красоте и щедрости, о гармонии мира, нас окружающего. Название картины очень точно. На смену цветам всегда приходят плоды. Так проходит жизнь каждого человека. В картине много оттенков желтого, и кажется, что солнечные лучи ласкают нежную кожицу персиков, груш, винограда и шелковистые лепестки пионов. Весь букет пронизан веточками зелени, раскинувшими листья во все стороны. Они почти сливаются с темным шоколадным фоном классического натюрморта, удачно подчеркивают сочные, аппетитные краски картины. Вверх устремлены золотые колоски. Это особый прием. Благодаря этим неярким линиям картина «собирается» в единое целое, и легко догадаться, о чем думал художник, работая над этой картиной. Именно поэтому художник объединил в одном полотне цветы и плоды, которые в жизни не могут встретиться в одно время года. Если знать символику каждого цветка, плода, то можно прочитать целое послание художника, так тщательно продуманное в каждой линии, в каждой детали. Мне очень понравилась эта картина! Она хранится в знаменитой Третьяковской галерее в Москве. Я видела ее там. Рассматривать работу И.Ф. Хруцкого – настоящее удовольствие. В ней так много мелких, но важных деталей. В нее вложены мастерство, наблюдательность и огромная любовь художника.