kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение ЕГЭ-сочинению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по обучению сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ по русскому языку 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение ЕГЭ-сочинению»

Экология  языка  

Конспект урока по подготовке к сочинению

в формате ЕГЭ по русскому языку

Тетеревятникова Наталья Филипповна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РО "Неклиновская школа-интернат

с первоначальной лётной подготовкой

им. Четвёртой Краснознаменной Воздушной Армии"

Аннотация 

Методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка по теме «Проблема экологии языка», разработанного и реализуемого в рамках раздела «Культура речи» программы по русскому языку в 11 классе.

Тип урока (занятия): урок комплексного применения знаний и умений.

Занятие на деятельностной основе.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Сформированность норм СРЛЯ и их применение в речевой практике;

Сформированность навыка информационной переработки текста;

Сформированность навыка создания текста сочинения по плану и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению на ЕГЭ.

Метапредметные:

Умение определять цели деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

Формирование УУД.

Личностные:

Диалог, навыки сотрудничества, нравственное сознание и поведение на основе усвоенных ценностей;

Сформированность экологического мышления (в том числе – бережного отношения к языку);

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать мнение других участников деятельности, решать конфликты;

Владение языковыми средствами, навыками познавательной рефлексии.

Методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Оборудование:

  • Текст Б.Пивоварова о русском языке

  • Задания для групп

  • Презентации:

«Б. И. Пивоваров – богослов, учитель, публицист»

«Сочинение-рассуждение: критерии оценки, структура, план»

Ход урока

Организационный этап.

Рапорт. Приветствие. Отслеживаются речеэтикетные нормы военного приветствия.

Мобилизационный этап

Учитель. Уважаемые воспитанники!

На ближайший урок мы с вами – один экипаж, одна команда. Давайте пожелаем нашему экипажу слаженной работы и удачного полёта!

Поехали!

Интеллектуальная разминка

Прочитайте, соблюдая нормы ударения, слова: комната досУга, аэропОрты, призЫв, ходАтайство

Образуйте Р.п. мн.ч. слов: носки, ботинки, сапоги, берцы (берцев), солдаты

Комментарий. Для отработки орфоэпических и морфологических норм подобраны слова, широко употребляемые в воинской речи.

Актуализация знаний.

Диалог

- Над какими нормами русского языка мы поработали в начале урока?

- В каких заданиях ЕГЭ представлены эти нормы?

-Какие другие нормы русского литературного языка представлены в материалах ЕГЭ?

Дискуссия «Экология языка»

-Для чего нужны языковые нормы? (Поддерживают целостность, устойчивость системы языка)

-Почему необходимо соблюдать правила языка и нормы культуры речи?

-Докажите важность соблюдения речевых норм для будущего офицера?

-Как вы можете охарактеризовать отношение к норме у современной молодёжи?

-Согласны ли вы с термином «экология языка»?

-Что означает, по-вашему, это понятие?

Выдвижение целей

Предположите, какой проблеме мы посвятим сегодняшнее сочинение? (Проблеме экологии языка).

Что мы должны вспомнить? (Критерии оценивания, структуру, план сочинения-рассуждения).

Чему должны научиться? Цель? (Написать сочинение по проблеме экологии языка в соответствии с критериями оценки).

Знакомство с текстом (чтение по цепочке)

Разбивка на группы. Ребята, предлагаю поработать группам по выработке основных компонентов сочинения.

Работа групп

Задания для группы № 1(Вступление – заключение)

1.Обратите внимание, какие вопросы ставит перед читателями в своей статье Б.Пивоваров («Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?!», « Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?», « Как наше слово отзовётся в окружающем мире?»)

2. Считаете ли Вы риторическими вопросы?

3. Предложите свои ответы на эти вопросы.

4. Можно ли использовать вопросы, поставленные автором статьи, и ответы на них во вступлении или заключении?

5. Предложите 2-3 варианта вступления к сочинению. Какой из вариантов подошёл бы в качестве заключения?

Задания для группы № 2 (Комментарий 1)

1.Внимательно прочитайте фрагмент текста (Предложения № 3 – 8).

2. Как, по мнению автора, связаны понятия «циничное поведение», «бесстыдство» и «сквернословие»?

3. В чём опасность сквернословия? Почему автор считает сквернословие преступлением?

4. С чего начинается преступление границы добра и зла, по мысли Б. Пивоварова? (« А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов»).

5. Отвечая на эти вопросы, напишите комментарий к примеру-иллюстрации из текста

Задания для группы № 3(Комментарий 2)

1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором автор говорит об «одежде души» человека. Что происходит с ней, когда человек слышит сквернословие?

2. Сравнивая одежду человека с «невидимой для глаза, но ощутимой для внутреннего чувства» «одеждой души», автор пишет о людях, которые «привыкли всегда ходить только в грязной одежде» («и ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит их») и о тех, кто привык ходить в чистой и опрятной одежде. Как Вы понимаете эти слова?

3. К какому типу людей Вы относите себя?

4. Какую мысль хотел донести до молодого читателя автор этим примером?

5. Оформите ответы на вопросы в виде связного мини-текста.

Задание для группы экспертов

1. Существует ли смысловая связь рассмотренных фрагментов – примеров из текста? Что автор хотел донести до читателя?

2. Как слова Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит» подтверждают мысли автора текста?

Задания для группы № 4 (Позиция автора – отношение)

1.Можно ли «научиться высокой культуре речи, то есть доброречию»? Что, по мнению автора, необходимо для этого сделать?

2.Сформулируйте абзац сочинения «Позиция автора».

3. Выразите осмысленное отношение к этим словам. Разделяете ли вы мнение автора?

Задания для группы № 5 (Мнение – обоснование)

1. Сформулируйте собственное (обобщённое) мнение по проблеме экологии языка.

2.Считаете ли вы созвучным лейтмотиву текста Б.Пивоварова высказывание И.С.Тургенева о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»?

3. Можно ли использовать слова писателя в качестве аргументации собственного мнения?

5. Динамическая пауза (этап урока)

Физминутка «Здравия желаю!»

«Идём по приборам!» (Гимнастика для глаз)

«Полёт самолёта» (Наклоны, повороты с поднятыми до уровня плеч руками)

«Штурвал» (Упражнения для кистей рук)

«Под крылом самолёта» (Наклоны, повороты)

Представление проектов

Зачитывание получившихся отдельных элементов текста сочинения.

Обсуждение задания на самоподготовку. Инструктаж.

Варианты задания:

Оформление (написание) сочинения по материалам урока (базовый уровень)

Обзор статьи Д.С. Лихачёва «Экология культуры» (повышенный уровень)

Подбор примеров-аргументов для обоснования своей позиции по проблеме экологии культуры (творческий уровень)

Обзор современной публицистики по проблеме экологии языка (Нора ГальТ. ТолстаяБ.П. Екимов, др.)

Рефлексия.

«Свободный микрофон»

Ребята, актуальные проблемы обсуждаются в разных аудиториях, на разных площадках. Сегодня публицистика представлена такими жанрами, как: репортаж, интервью, журналистское расследование… Поистине полюбившимся многим людям является жанр ток-шоу. Наверное, каждый из нас хотя бы раз представлял себя участником ток-шоу, хотел бы озвучить своё мнение на всю страну.

Я предлагаю вам почувствовать себя героем такого шоу.

Выдаются листы с вопросами для фиксации ответов. Примерный круг вопросов:

Какая информация привлекла Ваше внимание?

Что особенно удалось на уроке?

Что нового я узнал на уроке?

Работа какой группы показалась Вам самой плодотворной?

Чей ответ запомнился, показался самым ярким, убедительным?

Выберите один вопрос, с ответом на который Вы хотели бы выступить. Используя свободный микрофон, прошу оценить сегодняшний урок и работу свою и товарищей (само- и взаимооценка).

Выставление отметок.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(1)Что означает слово циник? (2)В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово циничный определяется как «бесстыдный», а цинизм — как «пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство».

(З)Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! (4)Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. (5)Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. (б)Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. (7)А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! (8)От этого и само такое переступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

(9)Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идёт по улице в чистой, опрятной, новой одежде. (10)И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст вас грязью. (11)Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и Вы сами почувствуете себя по-другому. (12)Неужели вам сразу же не захочется омыть своё лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи?! (13)Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. (14)Одежда души каждого человека обдаётся скверной, когда человек слышит сквернословие. (15) Впрочем, раз человек идёт в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде...

(16)Как считал Д.С. Лихачев, «вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». (17)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

(18)Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию? (19)Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. (20)Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! (21)Русская литература очень богата словесными сокровищами. (22)Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.

(23)И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи можно говорить? (24)И как наше слово отзовётся в окружающем мире?
(По Б. Пивоварову) 













ПРИЛОЖЕНИЕ 2



О жизни и деятельности о.Бориса ( Бориса Пивоварова) можно почитать здесь:

Православный портал «Предание.ру»: https://predanie.ru/pivovarov-boris-ivanovich-protoierey/

«Образование и Православие»: http://www.orthedu.ru/tags/%EF%F0%EE%F2%EE%E8%E5%F0%E5%E9+%C1%EE%F0%E8%F1+%CF%E8%E2%EE%E2%E0%F0%EE%E2/

http://www.a-pivovarov.ru/family/brother_sisters

«Азбука воспитания. Сайт для родителей»: https://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-kultura-rossii

«Рамблер/Новости»: https://news.rambler.ru/other/41465505-yazyk-degradiruet-pochemu-molodye-lyudi-teryayut-interes-k-russkoy-kulture/?updated






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение ЕГЭ-сочинению

Автор: Тетеревятникова Наталья Филипповна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565643

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства