kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучающее изложение с элементами сочинения “Цена хлеба”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую   роль необходимо отводить развитию творческих способностей детей, так как важными становятся не только усвоенные знания, но сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Большую     роль     для     развивающего     обучения     играют творческие, исследовательские, практические работы и проектная деятельность; учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи,    прочно    закрепляют    полученные    знания,    вырабатывают практические умения и навыки для использования их в жизни.

Практическая   работа   формирует   творческие   способности  учащихся,   которые   активизирует   познавательную   деятельность   в целом.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение с элементами сочинения “Цена хлеба” »

МБОУ «Закладинская СОШ»

Романовского района Алтайского края






Обучающее изложение с элементами сочинения

Цена хлеба”









учитель русского языка и литературы

Лель Мария Петровна














2015 год






Тема: Обучающее изложение с элементами сочинения

Цена хлеба”.

Цель урока: развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, обогащать речь языковыми средствами.

Воспитательные цели: раскрыть творческие моменты, красоту и романтику труда людей на селе, воспитывать чувство хозяина своей земли, непримиримое отношение к расточительности, прививать культуру потребления хлеба.

Оборудование урока:

  1. Выставка книг о хлебе.

  2. Выставка картин художников на тему: “Хлеб. Мир. Счастье”.

  3. Плакаты с высказываниями:

“Береги хлеб – богатство нашей страны!”

“Никогда не бросай хлеб!”

“Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума” (К. А. Тимирязев)

“Служить земле, умножению богатств хлебного поля – одно из самых благородных и прекрасных дел” (Т. С. Мальцев).

Ход урока.

I Слово учителя (перед чтением текста).

Художественные миниатюры саратовского писателя Исая Тобольского, объединенные в цикл небольших рассказов “Хлеб и долг”, являются зарисовками с натуры. Автор пишет: “В историях, поведанных мною, ничего не придумано. Их сложила сама жизнь. А жизнь умнее домыслов и назиданий. Иные наши беды происходят еще и оттого, что охотно готовы мы порассуждать да пофилософствовать, когда в самую пору приняться бы за дело, а голосу своему дать передышку. Давайте спросим себя откровенно, без всяких уверток: когда, в какой конкретный день, привычно покупая хлеб, задумывались мы вдруг над истинной его ценой? Именно – подчеркну особо – над ценой, а не над стоимостью хлеба!”

II Чтение текста. И. Тобольский “Нива”.

III Работа над текстом.

  • Определить тему и основную мысль текста.

  • Как по-другому можно назвать миниатюру, чтобы в названии отобразить ее основную мысль?

(Так тяжело достается хлеб!

Какова цена хлеба?)

IV Предварительные упражнения

  1. Объяснить правописание орфограмм, раскрыть скобки.

(С)нова, до(верху), (передо)мной, (на)пролет, (по)одаль, не(во)что, рассаживались, мгновение, горизонт, выкарабкался, (с)головы(до)ног, смущенно, чуть(не)половину, забираться.

  1. Объяснить правописание окончания прилагательных.

Нынешнее лето, сверкающий горизонт, примолкшие комбайны, упругие колосья, нехитрый навес, шелестящая волна.

  1. Разобрать по членам предложения, объяснить постановку знаков препинания.

Год выдался добрый, и от щедрот его теплела душа. Поодаль стояли примолкшие комбайны. Но одна машина еще громыхала и, покачиваясь в пыли, грузно волочилась вдоль кромки покоса. И в такую жару, пообедав торопливо, комбайнер забрался в пышущую жаром кабину и снова весь день крутил до блеска натертый ладонями штурвал.


V Составление плана.

Примерный план:

  1. В степном Заволжье.

  2. На полевом стане.

  3. Одна машина еще громыхала.

  4. Передо мной стоял смертельно усталый человек…

  5. Такая была жара!

  6. Нелегко достается хлеб.

VI Чтение еще одного отрывка из книги И. Тобольского “Клешня”. Обсуждение.

VII Беседа с учащимися (по предварительно собранным материалам о хлебе).

VIII Повторное чтение текста.

Задание Написать подробное изложение от третьего лица с использованием языковых средств и стиля автора, выразив свое отношение к поднятой проблеме.

Фразеологические сочетания- Глазу упереться не во что.

Метафоры – От щедрот его теплела душа; солнце накинулось на влагу.

Сравнения – Казалось рубаха дымится.

Эпитеты – чуткая нива, упругие колосья, неоглядная шелестящая волна, пышущая огнем машина, под этим ошалелым солнцем.

Возможное начало изложения с использованием материала из вступительного слова учителя.

Задумываемся ли мы, привычно покупая в магазине хлеб, над истинной его ценой? Как дорого обходится хлеборобу и механизатору уход за посевом ржи и пшеницы, сбор урожая, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции? Вряд ли. Мы привычно думаем, что цена хлеба определяется его стоимостью, теми рублями и копейками, что мы платим за каравай или батон в магазине.

Но это не так. Истинная цена хлеба определяется трудом хлебороба, обрабатывающего поля для посева, сеющего рожь и пшеницу, убирающего урожай. А этот труд тяжелый и часто неблагодарный. В миниатюре писателя Исая Тобольского рассказывается о том, как в степном Заволжье, в Саратовской области, проходит летняя страда – уборка урожая. Вот как он об этом пишет…

IX Отношение к поднятой проблеме.

(Использование предварительно собранных материалов).

“Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба” - так говорит народная мудрость.

Ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба – воистину одно из величайших изобретений человеческого ума.

К хлебу должно быть особое почтение. Хлеб – это радость, это сила и красота, это история нашей Родины. Это залог счастливого будущего.

Отношение к хлебу – проблема социальная и нравственная. Понятие хлеб тесно связано с понятием Родина; поскольку служит символом ее богатства. В первую очередь мы обязаны научиться любви к хлебу.

Дополнительный материал.

Алексей Владимиров “Земля на солнышке стоит”

  • В старину на Руси рожь называли житом – от слова “жить”. Есть хлеб – есть и жизнь.

  • В Древней Греции считали, что искусство хлебопечения – дар богини плодородия Деметры. Ее посланец, отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках Земли и научил людей печь хлеб.

  • В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью. А в Австралии – хлебом-паштетом, большими ломтями свежеиспеченного хлеба с паштетом.

  • На Украине хозяйка, прежде чем начать выпечку хлеба надевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Рождение хлеба – праздник.

  • В странах Востока путника, отправляющегося в дальнее путешествие, осыпают мукой: пусть дорога будет счастливой!

  • В старину землю называли матушкой, хлеб – батюшкой.

  • Золото и серебро, говорили в старину, всего лишь металлы. Рожь и пшеница – сама жизнь

  • “Если я не сдержу слова, - клялись в старину, - пусть я никогда не увижу хлеба!”

  • Хлеб – дитя человеческое.

  • Американские пекари, побывавшие на одном из московских хлебозаводов, написали в книге посетителей: “Русский хлеб, как и русская музыка, не имеет себе равных”.

Рекомендуемая литература

  1. В. Астафьев. Хлеб наш насущный.

  2. В. Бахревский. Филимоновские буханки.

  3. К. Барыкин. Из истории хлеба.

  4. С. Кашаускас. Родина. Человек. Хлеб.

  5. Г. Люшнин. Крошка хлеба.

  6. Г. Посулько. Сколько стоит хлеб?

  7. Ю. Чичев. Земля твоя.

  8. Тема для классного часа. Книга для учителя, сост. А. С. Ряшина.

  9. Энциклопедический словарь юного земледельца.

Изобразительное искусство

Тема “Хлеб”

  1. А. Венецианов “Жница”.

  2. А. Венецианов “На жатве”.

  3. Н. Дубовской “Родина”.

  4. И. Машков “Московская снедь. Хлеба”.

  5. А. Пластов “Жатва”.

  6. А. Пластов “Ужин трактористов”.

  7. И. Шишкин “Рожь”.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучающее изложение с элементами сочинения “Цена хлеба”

Автор: Лель Мария Петровна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства