kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучающее сочинение-рассуждение на тему " Что такое героизм?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение  в  формате ОГЭ. Предлагается пять  шагов  к  успешной  работе  на  экзамене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение-рассуждение на тему " Что такое героизм?"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 75 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

400112 г Волгоград, ул. Пролетарская, 9

тел.: 67-51-34, 67-33-50, Е-mail: [email protected]

ИНН 3448015968; КПП 344801001; ОГРН 1033401196290












Обучающее сочинение - рассуждение на тему

« Что такое героизм? »





Выполнила :

Пажитнова Галина Викторовна,

учитель русского языка и
литературы МОУ СШ № 75

2020 г.






Тема: Обучающее сочинение-рассуждение на тему «Что такое героизм?» в рамках подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)

Цели урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение ; расширить представления учащихся об особенностях рассуждения ; выстроить алгоритм работы над сочинением; сформировать у учащихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе ( выполнение задания 15.3)

Задачи:

Образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, развитие умения собирать и систематизировать необходимый материал, самостоятельно создавать собственное высказывание.

Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности; умение анализировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста ,

всего текста в целом; формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме ; развитие читательского интереса.

Воспитательные: воспитание любви к классической литературе; формирование таких нравственных качеств учащихся как мужество, героизм, самоотверженность; воспитание патриотических чувств.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, анализ учебной информации.

Тип урока: Урок-презентация по развитию речи.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, проектор, электронная презентация, раздаточный материал ( текст Г. Бочарова, памятка написания экзаменационного сочинения-рассуждения)

Ход урока.

1. Организационный момент .

- Вступительное слово учителя.

Учитель наизусть читает стихотворение Б. Окуджавы « Ах, война ,…»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы… И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги… Ну, куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад

Какова основная мысль этого замечательного стихотворения ?

(Мальчишки и девчонки в годы Великой Отечественной войны защищали свою Родину от фашизма наравне со взрослыми.)


2.Объявление темы урока и постановка цели. ( Слайд №1)

Сегодня мы поразмышляем на тему « Что такое героизм?», продолжим знакомство с таким типом речи как рассуждение, узнаем о 5-ти шагах успешной творческой работы на экзамене, поговорим о типичных ошибках , напишем коллективную работу.


Запись в тетрадях:

Число.

Обучающее сочинение-рассуждение на тему « Что такое героизм?»


Слово учителя:

На экзамене у выпускника возникает множество вопросов:

- Как раскрыть тему сочинения?

- О чём писать во вступительной части сочинения?

- Как связать вступление и аргументы?

- Что такое аргументы, основанные на жизненном опыте?

- Как завершить свою работу?

На все эти вопросы сегодня мы дадим ответы. Обратите внимание, на партах у вас раздаточный материал : текст Г. Бочарова, памятка написания сочинения-рассуждения.

Итак, еще раз обратимся к теме « Что такое героизм?»

Назовите ключевое слово?

(Ключевое слово – героизм.)

А кого мы называем героем?

(Герой - человек, самоотверженно совершающий подвиги.)

Чехословацкий журналист Юлиус Фучик о герое сказал следующие замечательные слова: (Учитель читает цитату)

( Цитата записана на доске)

 « …герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества » ( Ю. Фучик )

( запись цитаты в тетрадь)

Беседа по цитате.

Ребята , как вы понимаете слова Ю. Фучика « делать в интересах человеческого общества» ? ( Интересы людей превыше собственных интересов человека. Делать

во благо людей)

Как вы понимаете словосочетание «решительный момент»?

( Это самый важный момент , когда решается судьба многих людей. Критический момент, в который что-то важное нужно сделать. В решительный момент человек совершает героический поступок. )

Актуализация опорных знаний. Работа со словарем.

Заглянем в Толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение слову героизм. ( Слайд №2)

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

( запись в тетрадь)

Героизм - образ действия, присущий герою.

Образ действия или поступок героя.

Значит, сегодня в своем сочинении мы будем анализировать поступок героя. В словаре Ожегова находим лексическое значение слову герой.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести.

( запись в тетрадь)

Задание. Подберите синонимы к слову героизм.

Героизм – подвиг , поступок, шаг, действие, деяние, заслуга, дело.


Задание. Подберите словосочетания со словом героизм, героический.

(Героизм во славу Родины , героический поступок….)



- Работа с текстом. Учитель читает текст Г.Бочарова.

Ребята! Вам понравился этот текст? О чем текст Г. Бочарова?

Назовите наиболее повторяющиеся слова в тексте.

( подвиг, героизм, отвага, мужество, смелость, храбрость)

Как называется такая цепочка слов ? ( синонимичная цепочка слов)

Не забывайте использовать слова синонимы в своем сочинении.

Работа с наиболее повторяющимися словами в тексте. ( Слайд №3)
( составьте словосочетания со словами)


Работа с текстом. ( Слайд №4)

1. Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие данное понятие.

( предложения 30-31)

2. Помните, что надо объяснить, как проявляется героизм?

3. Необходимо комментировать поступки героев.

( Главный герой спас из тонущего троллейбуса двадцать человек.)

4. Не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься.


Назовите план, по которому вы будете писать сочинение-рассуждение.

( Слайд № 5)

Композиция сочинения – рассуждения.

1.Вступление .( Тезис)

2.Аргумент №1.( из прочитанного текста)

Аргумент №2.( из жизненного опыта)

3. Заключение.


Не забываем про красную строку!

Что такое тезис ? ( Утверждение, требующее доказательства, аргументации)


( Слайд № 6 )

5 шагов к успешной творческой работе.


Шаг 1. О чем будем писать во вступлении ?

А) Даём толкование слову.

Б) Можно начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

В) Можно начать с высказывания и его комментария.

Г) Можно начать с небольшого рассуждения об актуальности этого этического понятия.


( Слайд №7)

Шаг 2. Как связать вступление и аргументы? ( переходный мостик)

Речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста ( ФИО автора)


( Слайд№8)

Шаг 3. Как ввести в сочинение аргументы?

Аргумент 1.

Именно о ( героизме, мужестве…) говорится в прочитанном тексте.

В предложении № 13 говорится о том, что…

Автор (Ф.И.О.) рассказывает нам о…

Называем героя.

Описываем его поступок.

Рассматриваем, к чему привел поступок героя?

Высказываем своё отношение к поступку героя .

( микро - вывод после первого аргумента)


( Слайд № 9)

Шаг 4.

Аргумент 2 ( основанный на жизненном опыте).

Что такое жизненный опыт?

Это обобщение каких-то жизненных фактов: история, произошедшая с тобой или с твоим другом…

Это обращение к прочитанной книге.

Это обращение к яркому стихотворению.

(его необходимо процитировать)

Обращение к историческим фактам, которые ты знаешь по данной теме.

Не забывай про микро-вывод после второго аргумента!


( Слайд № 10)

Шаг 5. Как завершить сочинение?

Что такое кольцевая композиция?

Речевые клише:

Думаю , …

Таким образом ,…

Всё сказанное убеждает нас в том ,…

Подводя итог сказанному,….

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились…


( Слайд № 11)

Банк аргументов.


А.Т. Твардовский « Василий Тёркин»

М. Шолохов « Судьба человека»

Б. Окуджава « Ах, война…»


Какие произведения вы читали о войне, о героях войны, о героических поступках ?...

Продолжите банк аргументов.

Практическая работа.( один из вариантов работы)

Пишем сочинение. ( Слайды № 12 - 16)

Что такое героизм?


Что такое героизм? Отвага, решительность, самопожертвование. Эти слова чаще всего мы слышим, когда заходит речь о войне. Но можно ли совершить героический поступок в обычной жизни? Над этим вопросом я задумался после прочтения текста Г. Бочарова.

Главный герой спас из тонущего троллейбуса двадцать человек .( предложение № 31) За свой героизм спортсмен заплатил дорогую цену: он потерял здоровье, ушёл из спорта.( предложение №30) Он прекрасно понимал, что в этот решительный момент от его действий зависят жизни людей. Его поступок доказывает, что место подвигу есть и в современной жизни. Такими людьми можно только гордиться!

Героические поступки совершали мальчишки и девчонки в годы Великой Отечественной войны. Об этом мы читаем в стихотворении Булата Окуджавы

« Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» На защиту своей Родины встали не только мужчины и женщины, но и дети:

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

Мальчишки и девчонки отдавали свои жизни во имя спасения Родины, совершали героические поступки наравне со взрослыми.

Всё сказанное убеждает нас в том, что подвигу есть место не только в военное время, но и в современной жизни. Каждый из нас может попасть в такую критическую ситуацию, когда именно от его поступка будет зависеть чья-либо жизнь. В такой момент важно не растеряться, проявить отвагу и прийти на помощь.


(Слайд №17)

Подведем итоги.

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите композицию сочинения - рассуждения?

Что значит аргумент, основанный на жизненном опыте?

Что значит кольцевая композиция сочинения?


Домашнее задание:

1)Напиши сочинение – рассуждение на тему « Что такое подвиг?»

2)Подготовьте банк аргументов.


Учитель:

Друзья! Урок закончен.

До скорой встречи!

Спасибо всем за работу !












































10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучающее сочинение-рассуждение на тему " Что такое героизм?"

Автор: Пажитнова Галина Викторовна

Дата: 02.03.2020

Номер свидетельства: 541768


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства