Тема: Обучающее сочинение-рассуждение на тему «Что такое героизм?» в рамках подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)
Цели урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение ; расширить представления учащихся об особенностях рассуждения ; выстроить алгоритм работы над сочинением; сформировать у учащихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе ( выполнение задания 15.3)
Задачи:
Образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, развитие умения собирать и систематизировать необходимый материал, самостоятельно создавать собственное высказывание.
Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности; умение анализировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста ,
всего текста в целом; формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме ; развитие читательского интереса.
Воспитательные: воспитание любви к классической литературе; формирование таких нравственных качеств учащихся как мужество, героизм, самоотверженность; воспитание патриотических чувств.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, анализ учебной информации.
Тип урока: Урок-презентация по развитию речи.
Оборудование : интерактивная доска, компьютер, проектор, электронная презентация, раздаточный материал ( текст Г. Бочарова, памятка написания экзаменационного сочинения-рассуждения)
Ход урока.
1. Организационный момент .
- Вступительное слово учителя.
Учитель наизусть читает стихотворение Б. Окуджавы « Ах, война ,…»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите вы… И все-таки Постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: Вместо свадеб — разлуки и дым! Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги… Ну, куда от них денешься? Да зеленые крылья погон… Вы наплюйте на сплетников, девочки! Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад… До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад
Какова основная мысль этого замечательного стихотворения ?
(Мальчишки и девчонки в годы Великой Отечественной войны защищали свою Родину от фашизма наравне со взрослыми.)
2.Объявление темы урока и постановка цели. ( Слайд №1)
Сегодня мы поразмышляем на тему « Что такое героизм?», продолжим знакомство с таким типом речи как рассуждение, узнаем о 5-ти шагах успешной творческой работы на экзамене, поговорим о типичных ошибках , напишем коллективную работу.
Запись в тетрадях:
Число.
Обучающее сочинение-рассуждение на тему « Что такое героизм?»
Слово учителя:
На экзамене у выпускника возникает множество вопросов:
- Как раскрыть тему сочинения?
- О чём писать во вступительной части сочинения?
- Как связать вступление и аргументы?
- Что такое аргументы, основанные на жизненном опыте?
- Как завершить свою работу?
На все эти вопросы сегодня мы дадим ответы. Обратите внимание, на партах у вас раздаточный материал : текст Г. Бочарова, памятка написания сочинения-рассуждения.
Итак, еще раз обратимся к теме « Что такое героизм?»
Назовите ключевое слово?
(Ключевое слово – героизм.)
А кого мы называем героем?
(Герой - человек, самоотверженно совершающий подвиги.)
Чехословацкий журналист Юлиус Фучик о герое сказал следующие замечательные слова: (Учитель читает цитату)
( Цитата записана на доске)
« …герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества » ( Ю. Фучик )
( запись цитаты в тетрадь)
Беседа по цитате.
Ребята , как вы понимаете слова Ю. Фучика « делать в интересах человеческого общества» ? ( Интересы людей превыше собственных интересов человека. Делать
во благо людей)
Как вы понимаете словосочетание «решительный момент»?
( Это самый важный момент , когда решается судьба многих людей. Критический момент, в который что-то важное нужно сделать. В решительный момент человек совершает героический поступок. )
Актуализация опорных знаний. Работа со словарем.
Заглянем в Толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем лексическое значение слову героизм. ( Слайд №2)
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
( запись в тетрадь)
Героизм - образ действия, присущий герою.
Образ действия или поступок героя.
Значит, сегодня в своем сочинении мы будем анализировать поступок героя.В словаре Ожегова находим лексическое значение слову герой.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести.
Как называется такая цепочка слов ? ( синонимичная цепочка слов)
Не забывайте использовать слова синонимы в своем сочинении.
Работа с наиболее повторяющимися словами в тексте. ( Слайд №3) ( составьте словосочетания со словами)
Работа с текстом. ( Слайд №4)
1. Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие данное понятие.
( предложения 30-31)
2. Помните, что надо объяснить, как проявляется героизм?
3. Необходимо комментировать поступки героев.
( Главный герой спас из тонущего троллейбуса двадцать человек.)
4. Не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься.
Назовите план, по которому вы будете писать сочинение-рассуждение.
( Слайд № 5)
Композиция сочинения – рассуждения.
1.Вступление .( Тезис)
2.Аргумент №1.( из прочитанного текста)
Аргумент №2.( из жизненного опыта)
3. Заключение.
Не забываем про красную строку!
Что такое тезис ? ( Утверждение, требующее доказательства, аргументации)
( Слайд № 6 )
5 шагов к успешной творческой работе.
Шаг 1. О чем будем писать во вступлении ?
А) Даём толкование слову.
Б) Можно начать с вопроса и ответа на данный вопрос.
В) Можно начать с высказывания и его комментария.
Г) Можно начать с небольшого рассуждения об актуальности этого этического понятия.
( Слайд №7)
Шаг 2. Как связать вступление и аргументы? ( переходный мостик)
Речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст.
Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста ( ФИО автора)
( Слайд№8)
Шаг 3. Как ввести в сочинение аргументы?
Аргумент 1.
Именно о ( героизме, мужестве…) говорится в прочитанном тексте.
В предложении № 13 говорится о том, что…
Автор (Ф.И.О.) рассказывает нам о…
Называем героя.
Описываем его поступок.
Рассматриваем, к чему привел поступок героя?
Высказываем своё отношение к поступку героя .
( микро - вывод после первого аргумента)
( Слайд № 9)
Шаг 4.
Аргумент 2 ( основанный на жизненном опыте).
Что такое жизненный опыт?
Это обобщение каких-то жизненных фактов: история, произошедшая с тобой или с твоим другом…
Это обращение к прочитанной книге.
Это обращение к яркому стихотворению.
(его необходимо процитировать)
Обращение к историческим фактам, которые ты знаешь по данной теме.
Не забывай про микро-вывод после второго аргумента!
( Слайд № 10)
Шаг 5. Как завершить сочинение?
Что такое кольцевая композиция?
Речевые клише:
Думаю , …
Таким образом ,…
Всё сказанное убеждает нас в том ,…
Подводя итог сказанному,….
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились…
( Слайд № 11)
Банк аргументов.
А.Т. Твардовский « Василий Тёркин»
М. Шолохов « Судьба человека»
Б. Окуджава « Ах, война…»
Какие произведения вы читали о войне, о героях войны, о героических поступках ?...
Продолжите банк аргументов.
Практическая работа.( один из вариантов работы)
Пишем сочинение. ( Слайды № 12 - 16)
Что такое героизм?
Что такое героизм? Отвага, решительность, самопожертвование. Эти слова чаще всего мы слышим, когда заходит речь о войне. Но можно ли совершить героический поступок в обычной жизни? Над этим вопросом я задумался после прочтения текста Г. Бочарова.
Главный герой спас из тонущего троллейбуса двадцать человек .( предложение № 31) За свой героизм спортсмен заплатил дорогую цену: он потерял здоровье, ушёл из спорта.( предложение №30) Он прекрасно понимал, что в этот решительный момент от его действий зависят жизни людей. Его поступок доказывает, что место подвигу есть и в современной жизни. Такими людьми можно только гордиться!
Героические поступки совершалимальчишки и девчонки в годы Великой Отечественной войны. Об этом мы читаем в стихотворении Булата Окуджавы
« Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» На защиту своей Родины встали не только мужчины и женщины, но и дети:
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
Мальчишки и девчонки отдавали свои жизни во имя спасения Родины, совершали героические поступки наравне со взрослыми.
Всё сказанное убеждает нас в том, что подвигу есть место не только в военное время, но и в современной жизни. Каждый из нас может попасть в такую критическую ситуацию, когда именно от его поступка будет зависеть чья-либо жизнь. В такой момент важно не растеряться, проявить отвагу и прийти на помощь.
(Слайд №17)
Подведем итоги.
Что нового вы узнали на уроке?
Назовите композицию сочинения - рассуждения?
Что значит аргумент, основанный на жизненном опыте?
Что значит кольцевая композиция сочинения?
Домашнее задание:
1)Напиши сочинение – рассуждение на тему « Что такое подвиг?»