Общественный смотр знаний по теме "Причастие и деепричастие"
Общественный смотр знаний по теме "Причастие и деепричастие"
~~ Одной из форм проверки знаний учащихся по определённой теме, подготовки их к ЕГЭ является Общественный смотр знаний. На смотре присутствуют гости, которые не участвуют в оценке знаний: родители учащихся, учителя, работающие в классе, учащиеся 6 и 8 классов. Учителю помогают два ученика-консультанта 9 класса. Они ведут карточки учёта знаний, проверяют письменные задания, работу, выполненную на доске. Все ученики 7 класса разделены на две команды.
Общественный смотр знаний проходит в форме игры «Марафон знатоков русского языка». Проверка знаний независимой комиссией, нестандартная ситуация, разный уровень заданий по сложности, оценка в баллах и перевод их в существующие сейчас отметки – всё эти цели смотра совпадают с целями ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общественный смотр знаний по теме "Причастие и деепричастие" »
Спирина Елена Константиновна
Общественный смотр знаний
по темам
«Причастие», «Деепричастие»
7 класс
Общественный смотр знаний проходит в форме игры:
«Марафон знатоков русского языка»
Цель:
Проверить сформированные умения и навыки по темам «Причастие» и «Деепричастие».
Способствовать развитию интереса к урокам русского языка.
Повысить ответственность учащихся за учёбу.
Ход игры
Слово учителя: Приветствую участников смотра, гостей. Ребята, сегодня вы покажете свои знания всем присутствующим. Урок пройдёт в форме игры «Марафон знатоков русского языка». Одна команда будет называться «Причастие», другая – «Деепричастие».
(представление команд, игроков, капитанов).
Конкурс № 1
«Терминологический кроссворд»
Команде «Причастие» ( слово ПРИЧАСТИЕ записано)
П
6 П
7 З
2 О
3 П
4 Р
Р
А
П
Р
И
Ч
А
5 С
Т
И
Е
П
Р
И
Л
К
С
Я
Е
З
А
Л
Т
Т
Д
Н
Г
О
А
А
Е
А
А
Н
1 В
Р
Е
М
Я
Л
К
Т
Е
К
Е
Е
Н
А
Н
Л
И
И
Ь
Е
Е
Н
О
Е
По горизонтали:
Глагольный признак причастия.
По вертикали:
Член предложения.
Значение причастий.
Часть речи.
Признак прилагательного у причастия.
Часть слова.
Пунктуационный знак.
Команде «Деепричастие» (слово ДЕЕПРИЧАСТИЕ записано)
6 О
Б
4 Н
С
7 Д
Д
Е
Е
П
Р
И
Ч
А
С
Т
И
Е
И
О
Й
З
Я
С
М
5 Т
Т
Т
Е
О
Е
В
1 Н
А
Р
Е
Ч
И
Е
Л
И
Я
К
Ь
Е
Е
А
С
М
Т
О
2 В
И
Д
3 С
У
Ф
Ф
И
К
С
О
Т
Ь
По горизонтали:
Часть речи.
Глагольный признак у деепричастия.
Часть слова.
По вертикали:
Признак наречия у деепричастия.
Пунктуационный знак.
Член предложения.
Значение деепричастий.
(За каждый правильный ответ 1 балл)
Конкурс № 2
« Найди свою часть речи»
Учитель: Я зачитываю список причастий и деепричастий. Команда «Причастие» записывает только причастия, а команда «Деепричастие» - деепричастия.
В итоге работа выглядит так:
«Причастия» «Деепричастия»
задумавшийся обливаясь
бушующий разбившись
потухший растаяв
опустошённый покинув
завядший успокоившись
зеленеющий засыпая
злящийся выскочив
пенящийся пестрея
несомый освещая
раскалённый страдая
(Консультанты строго следят за выполнением задания. Каждый игрок, выполнивший правильно работу, зарабатывает для команды балл)
Дополнительные задания:
1)Вспомним строки поэмы А.С.Пушкина из поэмы «Полтава»:
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился…
По одному игроку от каждой команды выполняют морфологический разбор
Деепричастия и Причастия
Страдая – деепр. Несомый – прич.
2)Командам обозначить суффиксы причастий и деепричастий.
(Консультанты проверяют работу у доски, за безошибочный разбор – 1 балл)
Конкурс № 3
«Теоретическая дуэль»
(Каждый игрок одной команды задаёт вопрос игроку другой команды. За правильный ответ – 1 балл).
«Причастие» «Деепричастие»
Что обозначают деепричастия? Что обозначают причастия?
С помощью каких суффиксов С помощью каких суффиксов
образуются деепричастия? образуются причастия?
Какова синтаксическая функция Какова синтаксическая функция
деепричастий? причастий?
(и тому подобные вопросы)
Конкурс № 4
«Работа с текстом»
(коллективная в команде)
(Каждая команда получает текст, нужно провести пунктуационный анализ: расставить знаки препинания, графически обозначить причастные и деепричастные обороты)
«Причастие» «Деепричастие»
Воздушная схватка. Утро в лесу.
Однажды пришлось нам увидеть Хорошо идти по земле ранним утром.
необычный бой. В чистом небе Воздух ещё не ставший знойным приятно
кружились две птицы: степной освежает. Солнце ещё не вошедшее в си-
орёл и журавль. Можно было лу греет бережно и ласково.
подумать, что они забавляются. В лесу то и дело попадаются болотца,
Но хорошенько присмотревшись чёрные и глянцевые. Зеленеет трава сме-
к их необычной борьбе я заметил, ло пробившаяся сквозь прошлогоднюю
что орёл пытаясь напасть на журавля листву. Вот к нашим ногам выползает из
стремится оказаться выше его. лесного мрака сочный, пышный, нестер-
Журавль вовремя отлетел в пимо яркий поток мха. В середине этой
сторону и набрал высоту. зелени струится кофейно-коричневатый
Вот орёл сделал стремитель- ручеёк. Он журчащий в мягком и
ный бросок вниз. Журавль пышном ложе заставляет нас остановить-
увернувшись от удара оказался ся. Мы черпаем из него воду горстями, и
высоко над орлом. Хищник набрав она оставляет впечатление совершенно
высоту повторил свой манёвр, но чистой воды.
снова не достиг успеха. Шёл ( по В. Солоухину)
настоящий воздушный бой,
в котором журавль отстаивал
свою жизнь.
( по О. Чистовскому)
Выразительное чтение текстов. Максимальное количество баллов – 4. Консультанты задают командам дополнительные задание и вопрос по текстам.
Задание: попробуйте в своих текстах заменить определения обстоятельствами и наоборот.
Целесообразна ли эта замена?
( Замена нецелесообразна, так как в тексте «Воздушная схватка» лучше
употребить обстоятельства, чтобы создать динамизм повествования.
А для описания раннего утра в лесу уместнее определения, так как
важно назвать признаки предметов, создать замедленность, напевность)
Команде, ответившей правильно – 1 балл.
Конкурс № 5
«Кто быстрее?»
На доске по 10 слов для каждой команды. По очереди игроки выбегают к доске и производят морфемный разбор, можно исправлять ошибки игроков своей команды. За правильно разобранное слово – 1 балл.
«Причастие» «Деепричастие»
Задумавшийся Опустошённый
страдая пестрея
бушующий злящийся
обливаясь растаяв
зеленеющий пенящийся
разбившись успокоившись
раскалённый потухший
выскочив покинув
несомый завядший
засыпая освещая
(Команда, быстрее и правильно выполнившая задание, получает поощрительный балл)
Конкурс № 6
«Конкурс капитанов: ДА или НЕТ»
Капитаны команд должны одним словом подтвердить правильность утверждения или опровергнуть его.
Вопросы капитану команды «Причастие»:
Деепричастия обозначают добавочное действие.
Деепричастия в предложении выполняют роль обстоятельств.
Деепричастие – неизменяемая часть речи.
Деепричастие «чувствуя» совершенного вида.
НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимым словом.
Деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.
Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?».
Деепричастия не имеют окончаний.
Вопросы капитану команды «Деепричастие»:
Причастия обозначают признак действия.
Причастия отвечают на вопрос «какому?».
Причастие – изменяемая часть речи.
«Написавший» - действительное причастие настоящего времени.
Действительные причастия имеют полную и краткую форму.
НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.
Суффикс -ущ- пишется, если причастие образовано от глагола 1 спряжения.
Причастный оборот – это причастие с определяемым словом.
Причастный оборот всегда выделяется запятыми.
Краткие причастия являются сказуемыми.
(Отвечают только капитаны. За каждый правильный ответ – 1 балл)
Конкурс № 7
«Орфографическая дуэль»
(индивидуальная работа)
Каждый ученик работает с карточкой. В ней словосочетания с пропущенными орфограммами, изученными в темах «Причастие» и «Деепричастие».