Общешкольный урок русского языка "Зачем изучать русский язык?"
Общешкольный урок русского языка "Зачем изучать русский язык?"
урок проводится в рамках дней славянской письменности, содержит занимательный материал. Организуется для всех классов среднего звена. 1. Образовательные:
• работать над умением учащихся соблюдать орфоэпические нормы языка;
• развивать навык грамотной и красивой речи;
• формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку;
• повышать культуру речи учащихся;
•
2. Воспитательные:
• воспитывать чувство интереса к русскому языку;
• активизация познавательной деятельности;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ;
3. Развивающие:
• развивать творческие способности учащихся, мышление, речь;
• учить детей обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, доказывать;
• формировать коммуникативные компетенции младших школьников;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас общешкольный урок русского языка. И сразу вам задание:
Когда – то В. Г. Белинский скал, что «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово».
- Как вы можете объяснить данную цитату?
Итак, проблема состоит в том, что не всегда мы можем грамотно выразить свои мысли. Часто бывает так, что вы знаете ответ на вопрос, а не можете подобрать слова.
Иногда бывает так, что мы не понимаем некоторые фразеологические обороты. Тяжело приходится иностранцам. Попробуйте сейчас объяснить иностранцу следующую фразу «Руки не доходят».
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем разговаривать?
Итак, тема нашего урока: « Зачем изучать русский язык?
Мы поговорим о важности русского языка.
- Правильно. Кроме того, очень много занимательного вы узнаете и попытаетесь выполнить интересные задания. Итак, мы отправимся с вами в путешествие по лингвистическим станциям.
1. Историческая.
Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).
Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая).
Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).
Англичане говорят что такие люди похожи друг на друга как две горошины,шведы - как две ягоды, немцы и чехи– как яйцо и яйцо. А как говорят русские? (Как две капли воды.)
Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский? (Как пять своих пальцев.)
Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что онсшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют.)
После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? (Искры из глаз сыпятся.)
Определите, из каких басен эти крылатые слова.
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»).
«А ларчик просто открывался». («Ларчик»).
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»).
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»).
2. Языковед
«Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.»
В.Г.Белинский
А)Назовите как можно больше глаголов, которые без «не» не употребляются.
Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец)
В) Исторический вопрос
Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Через минуту дайте ответ. ( Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков. От латинского корня *com – собирать воедино).
3. Знаток слов. Для работы на этой станции нужно организовать 4 группы.
Работа в группах.
А) Заменить заимствованные слова исконно-русскими:
презентация – представление
шоу – зрелище
позитивный – положительный
имидж – облик
санкция – разрешение, указание
коммуникабельный – общительный
Б) За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов со словами НОС и ЗУБЫ. (1 балл за каждый оборот)
НОС
Задирать нос
Вешать нос
Водить за нос
Зарубить на носу
Клевать носом
Остаться с носом
Не видеть дальше собственного носа
ЗУБЫ
Зуб на зуб не попадает
Око за око, зуб за зуб
Говорить сквозь зубы
Иметь зуб
Положить зубы на полку
Ни в зуб ногой
Скалить зубы
Станция Фразеологическая
Что такое фразеологический оборот?
Русский язык очень богат, разнообразен. Продолжите крылатые слова и фразеологизмы
(на листочках каждой команде) Вместо точек вставьте названия животных:
Тавтограмма — (от греч. tauto — то же самое и gramma — запись) текст, в котором строки или слова начинаются одной и той же буквы. Помните, как четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто? Вот это и есть типичный пример тавтограммы. Чаще всего с их помощью пишутся стихи, по большей части шутливые, но это могут быть и любые другие тексты, отвечающие этому правилу. Мой милый маг, моя Мария, — Мечтам мерцающмий маяк. Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, — Молчаньем манит мутный мрак... Мне метит мели мировые Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающмий маяк! В.Брюсов
Павел Петрович пошёл погулять, Поймал перепёлку, пошёл продавать, Просил полтинник — Получил подзатыльник.
А вот фраза «Однажды отец Онуфрий, отслужив обедню, отправившись осматривать окрестности Онежского озера, обнаружил обнаженную Ольгу...», — подвигла нижегородца Николая Культяпова на создание целой книги, в которой все слова начинаются на букву «О». Он решил продолжить эту историю, созданную анонимным автором, и спустя пять месяцев на свет появился «Ольгин остров».
«Отец Онуфрия, Осип Остромирович Ордынский, очно окончил Оксфорд. Оставаться отдаленно от Отечества он однозначно отказался, отправившись обратно. Одержимый Ордынский объявил об обследовании отдельных округов, областей, обширных окраин. Оным образом он обещал отблагодарить организаторов, отправивших одаренного отпрыска обучаться, обрести отсутствующий опыт обследований...»
Это произведение было занесено в «Книгу рекордов Гиннесса» и в Российскую книгу достижений, рекордов и чудес «Диво». В «Острове» содержится 17 тысяч слов, начинающихся на букву «О». Николаю так понравился новый вид творчества, что он написал еще и роман "Приключения пехотинца Павла Петрова", где слов на порядок больше — 86 тысяч! «Я намереваюсь послать свою книгу, которая только что вышла, президенту нашей страны. С тем, чтобы он почитал, подивился возможностям нашего русского языка». Николай Культяпов
Эдмунд Винсент Райт, автор романа «Гэдсби», решил пойти по другому пути, а именно — не использовать самую распространенную букву в английском алфавите и свой роман написал без единой буквы «е».
Придумывать сюжет для рассказа, а тем более повести или романа, имея в наличии ограниченное количество слов, занятие достаточно интересное, но очень трудоемкое и под силу не каждому. Хотя, если немного упростить правила и разрешить использовать союзы, предлоги, междометия на другую букву, то дела могут пойти намного веселее.
Может, кто рискнет?
Составьте предложение, где все слова начинались бы с одной и той же буквы. Работа в группах.
6 станция. Иностранная
Объясните иностранцу выражения:
Зарубить на носу
Ни пуха, ни пера
Морочить голову
В час по чайной ложке
Бить баклуши
Наше путешествие подошло к концу.
Насколько богат наш язык?
Важно ли его изучать?
Рефлексия.
Учитель: Наш великий язык, родной, могучий. Считаю вас великими людьми! Вы знаете самый богатый неповторимый русский язык.
-Как вы считаете, что нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
-Что удалось …
-Надо ещё поработать …
-Своей работой я …
-Игра для меня показалась …
-За игру я выполнил…
-Мое настроение …
-Проводятся декады, игры между классами.
-Скажите по фотографиям, какие вы задания выполняли?
Список использованных источников.
1)Волина В.В. Учимся играя. –М.: Новая школа,1994.-448 с.
2)Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку.- М., Просвещение,1980.-208 с.
3)Иванова В.А. Занимательно о русском языке:
4)Пособие для учителя/ В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.-Л.: Просвещение,1990.-255 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Заменить заимствованные слова исконно-русскими:
презентация –
шоу –
позитивный –
имидж –
санкция –
коммуникабельный –
Заменить заимствованные слова исконно-русскими:
презентация –
шоу –
позитивный –
имидж –
санкция –
коммуникабельный –
Б) За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов со словами НОС и ЗУБЫ.
НОС
Например….Задирать нос
ЗУБЫ
Например, Зуб на зуб не попадает
Б) За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов со словами НОС и ЗУБЫ.
НОС
Например….Задирать нос
ЗУБЫ
Например, Зуб на зуб не попадает
Станция Фразеологическая
. Продолжите крылатые слова и фразеологизмы
(на листочках каждой команде) Вместо точек вставьте названия животных:
голоден, как …;
изворотлив, как …;
упрям, как …;
хитёр, как …;
надут, как …;
мокрый, как …;
труслив, как …;
нем, как …;
болтлив, как …;
здоров, как …;
грязный, как …;
колючий, как …
Станция Фразеологическая
. Продолжите крылатые слова и фразеологизмы
(на листочках каждой команде) Вместо точек вставьте названия животных: