kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общеобразовательная школа №115 имени Д.Бабаева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан  длядетей  с нерусским обучением. При изучении темы « Указательные местоимения» для детей создала проблемную ситуацию с помощью текста, в котором использовались предложения с местоимениями, которые прошли в предыдущих уроках. Но и были предложения с использованием указательных местоимении. Ребята при этой работе смогли повторить прошедшие темы, но при выделении других еще не изучивших указательных местоимении дети не очень растерялись они сразу начали доказывать что и как указывает местоимение. Так как дети уже знали склонение существительных, прилагательных. числительных  , они склонение местоимения было для них легко доступным. Такой вид работы дает саморегулированию ученика.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная школа №115 имени Д.Бабаева »

Общеобразовательная школа № 115 имени Д.Бабаева города Алматы

преподаватель русского языка и литературы

Айтакынова Гаухар Алдабергеновна


Тема: Указательные местоимения



Задачи :

1. обучения:

- иметь понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли, функции

в речи указательных местоимений;

-уметь находить указательные местоимения в речи;

-уметь определять тему и идею текста, его признаки.

2. развития:

- развивать логическое мышление;

- развивать речь;

-развивать умение проводить анализ собственной деятельности.

3. воспитания:

-воспитывать в себе культуру общения;

-воспитывать в себе бережное и уважительное отношение к книге (реализовывалась через воспитательный потенциал текстов).

- уметь строить взаимодействие с одноклассниками – членами группы;

-умение организовывать собственную деятельность


Ожидаемые результаты:

1.Узнать, какие местоимения относятся к разряду указательных, каково их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль,.

2. Познакомиться с некоторыми грамматическими нормами употребления указательных местоимений ).

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР,НА СЕЙ РАЗ)

3.Различать местоимение от других частей речи,.

от других частей речи,.

Цель урока

Форма обучения :фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы обучения: на уроке используются элементы объяснительно-илюстративного,практического, частично поискового методов.

Оборудование: раздаточный материал (Приложения 1-8), мультимедиа проектор, интерактивная доска (экран), компьютер, «Толковый словарь» С.И.Ожегова


Ход урока

  1. Организационный момент урока

Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки.Так не будем тратить время зря, и давайте же приступим мы к работе.Добрый день, ребята. Мы сейчас изучаем большую тему – местоимения.

2. Деление класса на группы «Личные» «Притяжательные» (стихотворение разделенные на предложения детям нужно восстановить текст стихотворения)


1. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения. 2.Применяем все мы это Вместо имени предмета, Вместо признака предмета Применяем тоже это, И количество предметов Заменяет часто это. 3.Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. (Местоимение.)


Задание : « Восстанови правило»

Местоимение – это …….

Личные местоимения - ……

Возвратное местоимение - …..

Притяжательные местоимения - ……

На учебном этапе «Восстанови правило » ученики должны провести взаимооценивание по критериям : 1 знатькакие местоимения относятся к разряду личных, притяжательных, возвратное, каково их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

Прослушивание песни М. Бернс « С чего начинается Родина» (2,31 мин )

«Ассоциационный куст» Ребята, прослушав песню и посмотрев слайд о Родине

Вам такое задание: О чем это песня ? И все таки с чего же начинается по вашему Родина?

  1. Создание проблемной ситуации.

Добиваться в жизни прекрасного, открывать в людях и в самих себе такие богатства и такую силу, о какой вы не подозреваете, доводить все достоинства в человеке до полного расцвета, искать и находить поэтическую сущность всюду, где она есть, даже в сухом стебелке сена, и тем самым всё прибавлять и прибавлять людям счастья – разве это не чудо из чудес на нашей земле? Ведь мы еще так мало и так плохо знаем (хотя и уверены в обратном).

(К. Паустовский)


- Давайте прочитаем текст, который отображается на экране.

- О чём говорится в тексте?

- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению (наши –возвратное- собой, притяжательные – его, они – личные, ).

- Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашеговнимании? Почему? (Без внимания остались местоимения такой).

3. Целеполагание.

-Давайте сначала попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой. Я

прошу каждого из вас взять карту урока (Приложение 1). Посмотрите на шапку таблицы. Какую информацию вы сможете найти в этой карте?

-Верно. Весь урок будет состоять из нескольких учебных элементов. В карте указаны

учебные элементы нашего урока по порядку, цели, которых мы должны достичь при выполнении каждого элемента, указания на материал для работы, на способы деятельности и рекомендации, то есть пояснения того, как мы будем работать: все вместе, индивидуально или в группе.

- Сейчас я прошу вас выполнить задание УЭ-1. (Работа с таблицей рефлексии.Приложение2)

- Давайте посмотрим, какие же цели мы сегодня поставим перед собой? (Узнаем, какиеместоимения относятся к разряду указательных, каково их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, а также познакомимся с некоторыми грамматическими нормамиупотребления указательных местоимений ).

.- Указательных местоимений в русском языке не так много. Вот они:

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР,НА СЕЙ РАЗ)

Работа с предлогами.

- Обратитевниманиенаследующиесочетания. Отчегозависитвыборпредлогов о и об?

Обэтом – о том

Обэтой – о той

Обэтих – о тех

- Составьте и запишите словосочетания с данными указательными местоимениями (об этой столице, об этом символе, об этой странео том государстве)


4. Работа в группах.

Стратегия «Редактор» учащиеся должны будут восстановить правило о местоимении

Указательное местоимение этот, тот, такой изменяются по……… Указательные местоимения это - ….. Указательные местоимения в предложении являются …..





5.Стратегия «Лови ошибку» дается каждойгруппетексты, в которыхдопущеныошибкиихнужно, правильновосстановить и выписатьместоимения, просклонять по падежам, определитьзначениеместоимении.


1. Казахстан находиться в Центральной Азии , на стыке Европы и Азии. Это токая страна, территория каторой равно Западной Европе. На севере Казахстан граничит с Россией , ас восточной стороны – с Китаем. На западной гронице этой страны – Каспийское море, богатое невтянымиместарождениями 2. Казахстан - моя Родина, мое Отечество. Земля, где родился человек и вырос, остается в его сердце навсегда. Горы и равнины, реки и озера, бескрайние степи и песчаные пустыни - все это наш Казахстан. До чего же разнообразен этот животный мир! Каспийский осетр, горный барс, архары, сайгачье стада, беркут и сокол, много-много других животных и птиц всегда являлись и являются гордостью казахстанцев. Смотрю на эту карту и поражаюсь, ведь вся таблица Менделеева находится в недрах нашего Казахстана, и ведь не просто находится, а имеется в огромных количествах: и газ, и нефть, и металлы, и соли, и огромные запасы пресной и минеральной воды. 3.У каждого человека есть фамилия, имя, отчество. А что является фамилией, именем, отчеством моей страны? Гимн, флаг, герб! Флаг наш голубого цвета означает мир и благополучие. Золотое солнце с лучами - покой и богатство. А парящий орел олицетворяет щедрость и зоркость, высоту этих помыслов. Сколько доброго хочется сказать о своем Казахстане! Как изменился его внешний облик: прекрасная архитектура, европейский стиль, обилие культурных центров, мест, где молодежь может отдохнуть и провести свой досуг. Конечно, наряду с положительными факторами еще много такого негативного в нашей жизни, но я верю, что пороки нашего общества уйдут в прошлое. 


5.Стратегия «Найди пару» Дается предложение нужно найти предложение схожее по смыслу.Создается пара. Каждой паре дается одно указательное местоимение.

Нужно распределить предложения по смыслу на две группы. Определить морфологическое значение.


Праздник был в этом месяце. Праздник был в том месяце . ( Тот)

Ержан спрятался за этим домом. Он спрятался за тем домом.(Этот)

Мы изучали черчение в этом году. Мы изучали черчение в том году.(Такой)

Киоск находится за этим домом. Магазин находиться за тем домом (Таков )

Произошло в этом году .Произошло в том году. (Столько)

О том, что Земля круглая, теперь знает каждый ребенок. А несколько столетий назад об этом догадывались немногие. И еще меньше было тех, кто говорил об этом. Большинство ученых доказывало обратное. Если земля круглая, утверждали они, значит, половина людей ходит вверх ногами, а этого быть не может

. Домашнее задание :

Разноуровневые задания:

1 уровень.

Составьте предложения о близких и отдаленных предметах в классе, употребив указательные местоимения

2 уровень

Упр.608 Выписать предложения с указательными местоимениями Определить род падеж и их синтаксическую роль.

3 уровень

Продолжите сказку « В некотором царстве в некотором государстве жили, были местоимения. Жили они очень дружно . Однажды случилось невероятная история с указательными местоимениями….

Рефлексия

Обратная связь в виде

По приему

«Сегодня я узнал…

Меня удивило…..

Теперь я буду знать












Приложение 1

Карта урока

УЭ


Стратегии урока

Способы

деятельности


Учебный материал(дополнительный материал)


Действие ученика

Оценивание

1

Стратегия «Восстанови правило»

Повторение пройденного материала .


Индивидуально

Взаимооценивание

Приложение 8

2

«Ассоциационный куст» Ребята, прослушав песню и посмотрев слайд о Родине

Вам такое задание : О чем это песня ? И все таки с чего же начинается по вашему Родина?


Сделать ассоциационный куст к слову Родина.


Групповая

Устное поощрение учителя

3

Целеполагание:

Определить цель учебной деятельности на

уроке


Вдумайтесь в название темы

урока «Указательные местоимения». Запишите в таблицу Приложения №2

в столбец 1 «Цели

урока» ответ на вопросы: что я

сегодня узнаю на уроке? Чемусмогу научиться?

Приложение

№2 «Таблица

рефлексии»



4

Стратегия «Редактор»

Правильное восстановление правила . Уметь склонять по падежам, изменять по родам и числам


Приложение 3

Индивидуально

Взаимооценивание

Приложение 8

5

Стратегия «Лови ошибку»

Найти допущенные ошибки в тексте , правильно восстановите и выпишите местоимения, определить значение местоимении. Разряд род, число, падеж.




Приложение 4


Групповая работа

Критериальное оценивание по группам


Приложение 8

6

Стратегия «Найди пару»

Дается предложение нужно найти предложение схожее по смыслу. Создается пара. Каждой паре дается одно указательное местоимение.

Нужно распределить предложения по смыслу на две группы. Определить морфологическое значениеместоимения


Приложение 5

Парная работа


Оценивание критериально«Крест на крест»



Приложение 8










7

Домашнее задание

Разноуровневое задание

Приложение 6

Индивидуально

Разноуровневое оценивание

1 уровень -3

2 уровень -4 3 уровень -5

8

Рефлексия


Приложение 2

Индивидуально




Определить значение

указательных местоимений; познакомиться сих

морфологическими признаками, синтаксической ролью

Приложение 2.

Таблица рефлексии.

Какие цели стоят передо мной?

Результат моей деятельности на уроке

Достиг ли я целей , которые поставил

Что я должен я знать?


Что я узнал на уроке?



Чему я должен научиться?


Чему я научился?




Приложение 3

Группа 1

1. Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.

Падежи Единственное число Множественное число

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж


2. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде.

______________ звук

______________ красота

______________ разочарование

3. Сделайте вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения?



Приложение 3

Группа 2

1. Просклоняйте местоимение ЭТОТ

Падежи Единственное число Множественное число

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж


2. Употребите местоимение ЭТОТв нужном роде.

______________ звук

______________ красота

______________ разочарование

  1. Сделайтевывод:какжеизменяетсяместоимениеЭТОТ, а следовательно, и остальныеуказательныеместоимения


Приложение 3

Группа 3

1. Просклоняйте местоимение ТОТ.

Падежи Единственное число Множественное число

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж


2. Употребите местоимение ТОТ, в нужном роде.

______________ звук

______________ красота

______________ разочарование

  1. Сделайтевывод: какже изменяется местоимение ТОТ, а следовательно, и остальныеуказательныеместоимения



Приложение 4

Казахстаннаходиться в Центральной Азии , на стыке Европы и Азии. Это токая страна, территория каторой равно Западной Европе. На севере Казахстан граничит с Россией , а с восточной стороны – с Китаем. На западной гронице этой страны – Каспийское море, богатое невтянымиместарождениями


Приложение 4


2. Казахстан - моя Родина, мое Отечество. Земля, где родился человек и вырос, остается в его сердце навсегда. Горы и равнины, реки и озера, бескрайние степи и песчаные пустыни - все это наш Казахстан. До чего же разнообразен этот животный мир! Каспийский осетр, горный барс, архары, сайгачье стада, беркут и сокол, много-много других животных и птиц всегда являлись и являются гордостью казахстанцев. Смотрю на эту карту и поражаюсь, ведь вся таблица Менделеева находится в недрах нашего Казахстана, и ведь не просто находится, а имеется в огромных количествах: и газ, и нефть, и металлы, и соли, и огромные запасы пресной и минеральной воды.


Приложение 4


У каждого человека есть фамилия, имя, отчество. А что является фамилией, именем, отчеством моей страны? Гимн, флаг, герб! Флаг наш голубого цвета означает мир и благополучие. Золотое солнце с лучами - покой и богатство. А парящий орел олицетворяет щедрость и зоркость, высоту этих помыслов. Сколько доброго хочется сказать о своем Казахстане! Как изменился его внешний облик: прекрасная архитектура, европейский стиль, обилие культурных центров, мест, где молодежь может отдохнуть и провести свой досуг. Конечно, наряду с положительными факторами еще много такого негативного в нашей жизни, но я верю, что пороки нашего общества уйдут в прошлое


Приложение 5

Праздник был в этом месяце. Праздник был в том месяце . ( Тот)


Ержан спрятался за этим домом. Он спрятался за тем домом.(Этот)


Мы изучали черчение в этом году. Мы изучали черчение в том году.(Такой)


Киоск находится за этим домом. Магазин находиться за тем домом (Таков )


Произошло в этом году .Произошло в том году. (Столько)

Приложение 6

. Домашнее задание :

Разноуровневые задания:

1 уровень.

Составьте предложения о близких и отдаленных предметах в классе, употребив указательные местоимения

2 уровень

Упр.608 Выписать предложения с указательными местоимениями Определить род падеж и их синтаксическую роль.

3 уровень

Продолжите сказку « В некотором царстве в некотором государстве жили, были местоимения. Жили они очень дружно . Однажды случилось невероятная история с указательными местоимениями….





Приложение 8

Оценивание в баллах на каждое задание по отдельности 1-4

Имя Фамилия ученика ________________________________________







« Восстанови правило»






«Редактор»





«Лови ошибку»





«Найди пару»

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Общеобразовательная школа №115 имени Д.Бабаева

Автор: Айтакынова Гаухар Алдабергеновна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства