kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный модуль "Причастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный образовательный модуль состоит из следующих элементов:

1.    Наименование модуля.

2.    Комплексные дидактические цели (целевой план действий).

3.    Планируемые результаты.

4.    Банк информации (теоретический блок).

5.    Методическое руководство по достижению учебных целей.

6.    Система упражнений на закрепление учебного материала.

7.    Система входного / выходного контроля.

8.    Литература.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный модуль "Причастие как часть речи" »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Причастие как часть речи»


Автор образовательного модуля:

Темуршоева Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы


Комплексные дидактические цели (целевой план действий):


  • образовательные

  • познакомить учащихся с причастием как частью речи;

  • научить отличать причастие от других частей речи

  • повторить и систематизировать знания о причастии ,

  • продолжить формирование речевых навыков учащихся,

  • применять орфографические правила при написании причастий.


  • развивающие:

  • развитие навыков исследовательской деятельности;

  • развитие умения сопоставлять и объяснять некоторые языковые явления;

  • изучение различных взглядов учёных на языковые термины;

  • развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике.


  • воспитательные:

  • воспитание у учеников познавательного интереса к русскому языку;

  • воспитание бережного отношения к языку;

  • способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.


Планируемые результаты


  • Предметные

  • умение распознавать причастие среди других частей речи;

  • умение определять вид причастий по значению и по форме;

  • навыки правописания причастий .

 

  • Личностные

  • развитие личностной саморефлексии, способности к саморазвитию;

  • развитие мотивации к познанию и  целенаправленной познавательной деятельности.

 

  • Метапредметные

 

  • Регулятивные УУД

  • умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение выполнять учебные действия в различных формах;

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

  • Познавательные УУД

  • умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • умение сравнивать предметы и слова, находить их общие и отличительные признаки;

  • умение  анализировать, классифицировать и обобщать информацию;

  • умение строить логическую цепь рассуждений;

  • умение  делать выводы на основе анализа объектов;

  • умение осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • умение работать с шифрами и кодами;

  • умение составлять  определения понятий.

 

  • Коммуникативные УУД

  • умение слушать и понимать других;

  • умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме.





Банк информации (теоретический блок).


Понятие причастия. Склонение причастий. Причастный оборот и его обособление в речи. Действительные и страдательные причастия. Краткая и полная форма причастий. Образование действительных причастий настоящего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Одна и две буквы «н» в суффиксах причастий. Правописание о и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий. Правописание частицы не с причастиями.

Методическое руководство по достижению учебных целей.

Система упражнений

на закрепление учебного материала.

Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.


А. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия.

а) Наклонение; б) время; в) значение действия; г) изменяемость по лицам.


Б. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.

а) Роль в предложении; б) изменяемость по падежам, числам и родам; в) наличие форм времени.


Задание 2. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.

Горячий, горелый, горящий, горя.

Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.

Отвиснув, отвисший, отвислый, висячий.

Сумев, умеючи, умеющий, умелый.

Будущий, будучи, бывалый, бывший.

Лежачий, лежалый, залежавшись, залежавшийся.

Охранный, охраняемый, охраняя, охранявший, охранять.

Играючи, играем, игривый, играющий.

Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.

Певучий, певчий, певший, напевая.


Задание 3. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.

Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.

Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.

Решить – решавший, решенный, решающий, решаемый.

Пугаться – пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающийся.

Завершить – завершающий, завершивший, завершаемый, завершенный.

Устраиваться – устроившийся, устроивший, устраивающийся, устраивающий.

Пропускать – пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся.

Вспениться – пенящийся, вспенившийся, вспенивший, вспененный.

Остаться – остающийся, оставшийся, оставленный, остававшийся.

Вырасти – выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий.

Смешивать – смешивающийся, смешанный, смешивавший, смешавший.

Рассчитывать – рассчитывающий, рассчитавший, рассчитанный, рассчитавшийся.


Задание 4. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.

Решивший – решать, решаться, решить, решиться.

Отведенный – отводить, отвезти, отвести, отвозить.

Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться.

Обломленный – обломать, обломить, обломаться, обломиться.

Учитывающий – учесть, зачесть, учитываться, учитывать.

Смешивающийся – смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.

Изучаемый – изучить, изучать, изучаться.

Мелющийся – молоть, смолоть, молоться, смолоться.

Сдерживаемый – сдержать, сдержаться, сдерживать, сдерживаться.

Запрягавший – запрячь, запрячься, запрягать, запрягаться.


Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.

Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.

Задание 6. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и графически обозначая причастные обороты.

Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.

Задание 7. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(Н_)чего нет пр_краснее бе_предельного широкого моря залитого лу_ным светом и голубого неба полного тихих сияющих звезд. Темная вода громады утесов на берегу и м_лчаливый лес в горах так г_рмонично соч_тались друг с другом и созд_вали картину, полную величестве(н,нн)ой красоты.

Задание 8. Определите, какие причастия можно образовать от переходных глаголов совершенного вида.

1) Все четыре формы причастий.

2) Только формы действительных причастий.

3) Только формы страдательных причастий.

4) Только формы настоящего времени.

5) Только формы прошедшего времени.


Задание 9. Найдите и исправьте ошибку в одном из трех словосочетаний каждого варианта.

а) Прибывающий вовремя;
б) сомневающийся во всем; 
в) борящимися за власть;

а) произрастающий на юге; 
б) управляющий автомобилем; 
в) видющий меня;

а) тратющий слова; 
б) режущий на части; 
в) встречающийся часто;

а) попадающийся на глаза; 
б) движащийся вперед; 
в) стреляющий метко;

а) надеющийся на чудо; 
б) жарющийся на костре; 
в) распадающийся на части;

а) следущий за мной; 
б) верящий всем; 
в) ненавидящий меня.


Задание 10. Согласуйте причастия с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания. Выделите графически причастные обороты.

Птица долго сидящ_ на одном месте рано или поздно станет жертвой стрелка. От хвороста собранного сообща пламя всегда бывает выше. Когда пьешь воду не забывай о человеке вырывш_ колодец. Слово идущ_ от сердца согревает три зимы подряд. Подпоясанный кушаком казак никому не уступал в пляске.



Система входного / выходного контроля.


Контрольная работа по теме «Причастие как часть речи»

1 вариант 


Часть А

А1. Какое утверждение является неверным?

Причастие – самостоятельная часть речи. 
Причастие в предложении обычно является определением, реже – сказуемым. 
Причастие имеет настоящее, прошедшее и будущее время. 
Причастие изменяется по падежам. 

А2. Укажите вариант ответа - словосочетания «причастие + сущ-ое»

А)Темнеющее небо 
Б)Тёмная туча 
В) Спелые ягоды 
Г)Спеющая рожь 

А,Б 2) Б,В 3) А,В 4) А,Г 

А3.Укажите предложение с причастным оборотом

Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным. 
Прочитанная лекция для старшеклассников была интересна. 
Никто не услышал прозвучавшего выстрела в лесу. 
Я прочитал взятые книги в библиотеке. 

А4. В каком предложении границы причастного оборота определены неверно?

Желтеющие от засухи, посевы не обещали хорошего урожая. 
Холодом тянуло от глыбы камня, привезённого зимой из гор. 
Разъезженная трактором дорога сворачивала влево. 
Стремительно несутся к горам облака, растрепанные ветром. 

А5. В каком словосочетании есть действительное причастие?

Прочитанная книга 
Разбитое окно 
Опрокинутый котёнком 
Шумящего потока 

А6. В каком словосочетании есть страдательное причастие?

Дремлющий на скамейке 
Разлитое молоко 
Показавшаяся луна 
Растаявший вчера 

А7. В какой строчке все причастия с НЕ пишутся слитно?

(Не) греющее солнце, (Не) прекращающийся дождь, 
(Не) покрытая снегом долина, (Не) освещена дорога 
(Не) смолкающие долго звуки, (Не) крашеные скамейки, (Не) заживающая долго рана, (Не) нарушаемая ничем тишина 
(Не) законченная деталь, (Не) проторённая дорога, (Не) погасший костёр, (Не) покрытая голова 
(Не) покрытая голова, (Не) озаренная солнцем долина, (Не) окончен портрет, (Не) успевающие ученики 

А8. Укажите строку, в которой пишется – Н-

Потеря….ый кошелёк, варё…ый картофель, купле….ый билет, жаре…ые в масле овощи 
Заклее ….ый конверт, груже….ый зерном вагон, испуга…ый взгляд, опубликова….ый очерк 
Печё….ый в золе картофель, пиле….ые дрова, израсходова….ые деньги, отвоёва…..ая высота 
Негаше….ая известь, плавле…ый сырок, краше…ый пол, немощё….ая улица 

А9. Укажите строку, в которой пишется – НН-

Вскопа…..ый братом участок, варё….ый картофель, непобелё….ая печь, беше…ый бык 
Избушка заброше…а, пропита….ый насквозь, поле вспаха….о, купле….ые карандаши 
Порва…..ый плащ, централизова…..ое отопление, непросея….ая мука, тщательно провере…..ый текст 
Заброше….ый сад, лома….ая кривая, вооруже….ые рабочие, заклее….ые на зиму окна 

А10. Определите, в каком предложении причастие является сказуемым

Заветный парк леди Сюзанны показался рыцарям местом весьма запущенным. 
Беседка для тайных свиданий и качели для счастливой молодёжи не были покрашены. 
На старой липе висел скворечник, отделанный рубинами и сапфирами. 
Из него печально выглядывал учёный скворец, скучающий от недостатка общения. 

Часть В. 

В1. Выпишите из 5 – го предложения грамматическую основу. 
В2. Найдите и выпишите из первого абзаца страдательные причастия прошедшего времени. 
В3. Найдите и выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, которые пишутся с НЕ слитно. 
В4. Выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, в которых пишется -НН-. 
В5. Выпишите из второго абзаца причастный оборот, стоящий после определяемого существительного. 

Часть С 
Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выполните часть В. 
Гроза. 

1) (Не) забыва…..мое впеч….тление оставила гр….за в деревне. 
2) Нач….лась она вечером.3) Светлая з….ря ещё (не) закрытая ч…..рной приближающейся тучей оз….ряла розовым светом всю спальню. 
4) Вдруг страшный гр…..мовой удар п…..тряс весь дом и полил дождь (не ) прекращавшийся в течение часа. 5) Сквозь (не) занавеше……ые окна постоянно видна была молния. 6) (Не) смолкавшие ни на минуту раскаты грома держали нас в состоянии (не) прекращавшегося страха. 7) К….залось, что какая – то сила снесёт наш домик стоящий на высоком берегу. 8) Он ничем (не) защищё……ый от ветра был доступен всем ветрам и грозам. 
9) Когда мой испуг прошёл я принялся рас….прашивать что такое молния отчего она заж….гается, отчего гремит гром. 10)Всю ночь с (не) осл….бевающим интересом слушал я рас….казы отца. 11) И только когда небо оч….стилось и зам….лькали звёзды я заснул в своей кр….ватке.12) Остаток ночи я спал (не) пробудным сном до поз….него утра. 



2 вариант


Часть А 
А1. Какое утверждение является верным? 
Причастие – это особая служебная часть речи. 
Причастие в предложении обычно является определением, реже – сказуемым. 
Причастие имеет настоящее, прошедшее и будущее время. 
Причастие не изменяется по падежам, родам и числам. 

А2. Укажите вариант ответа - словосочетания

«причастие + сущ-ое» 
А) Синяя даль 
Б) Синевший небосвод 
В) Дремлющий старик 
Г) Древняя история 
1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) А, Г 

А 3. Укажите предложение, в котором нет причастного оборота.

Прочитанная лекция для старшеклассников была интересна. 
Я прочитал книги взятые в библиотеке. 
Никто не услышал прозвучавшего в лесу выстрела. 
Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным. 

А4. В каком предложении границы причастного оборота определены верно?

1)Холодом тянуло от глыбы камня привезённого зимой из гор. 
2) Стремительно несутся к горам облака, растрепанные ветром. 
3)Желтеющие от засухи, посевы не обещали хорошего урожая. 
4)Разъезженная трактором, дорога сворачивала влево. 

А5. В каком словосочетании есть страдательное причастие?

Дремлющий старик 
Посаженный в саду 
Показавшаяся луна 
Внезапно растаявший 

А6. В каком словосочетании есть действительное причастие?

Изложенные в статье факты 
Ведущая в парк 
Построенный строителями 
Оставленные листья 

А7. В какой строчке все причастия с НЕ пишутся слитно?

(Не) греющее солнце, (Не) прекращающийся дождь, (Не) покрытая долина, (Не) освещенная дорога 
(Не) смолкающие долго звуки, (Не) крашеные скамейки, (Не) заживающая долго рана, (Не) нарушаемая ничем тишина 
(Не) законченная деталь, (Не) проторённая дорога, (Не) погасший костёр, (Не) покрытая ничем голова 
(Не) покрытая голова, (Не) озаренная солнцем долина, (Не) окончен портрет, (Не) успевающие ученики 

А8 Укажите строку, в которой пишется –НН-

Потеря….ый кошелёк, варё…ый картофель, купле….ый билет, жаре…ые в масле овощи 
Заклее ….ый конверт, груже….ый зерном вагон, испуга…ый взгляд, опубликова….ый очерк 
Печё….ый в золе картофель, пиле….ые дрова, израсходова….ые деньги, отвоёва…..ая высота 
Негаше….ая известь, плавле…ый сырок, краше…ый пол, немощё….ая улица 

А 9. Укажите строку, в которой пишется – Н-

Копа…..ый участок, варё….ый картофель, небелё….ая печь, беше…ый бык 
Избушка заброше…а, пропита….ый торт , поле вспаха….о, купле….ые карандаши 
Порва…..ый плащ, централизова…..ое отопление, непросея….ая мука, тщательно провере…..ый текст 
Заброше….ый сад, лома….ая кривая, вооруже….ые рабочие, заклее….ые на зиму окна 

А10 . Определите, в каком предложении причастие является определением.

Джо был окружён, схвачен и связан. 
Беседка для тайных свиданий и качели для счастливой молодёжи не были покрашены. 
На старой липе висел скворечник, отделанный рубинами и сапфирами. 
Он напоминал огромное куриное яйцо, которое было выкрашено серебристой краской. 

Часть В. 
В1. Выпишите из 8 – го предложения грамматическую основу. 
В2. Найдите и выпишите из второго абзаца страдательные причастия прошедшего времени. 
В3. Найдите и выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, которые пишутся с НЕ раздельно. 
В4. Выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени, в которых пишется -НН-. 
В5. Выпишите из второго абзаца причастный оборот, стоящий перед определяемым существительным. 


Часть С

 
Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выполните часть В. 

Гроза. 
1) (Не) забыва…..мое впеч….тление оставила гр….за в деревне. 
2) Нач….лась она вечером.3) Светлая з….ря ещё (не) закрытая ч…..рной приближающейся тучей оз….ряла розовым светом всю спальню. 
4) Вдруг страшный гр…..мовой удар п…..тряс весь дом и полил дождь (не ) прекращавшийся в течение часа. 5) Сквозь (не) занавеше……ые окна постоянно видна была молния. 6) (Не) смолкавшие ни на минуту раскаты грома держали нас в состоянии (не) прекращавшегося страха. 7) К….залось, что какая – то сила снесёт наш домик стоящий на высоком берегу. 8) Он ничем (не) защищё……ый от ветра был доступен всем ветрам и грозам. 
9) Когда мой испуг прошёл я принялся рас….прашивать что такое молния отчего она заж….гается, отчего гремит гром. 10)Всю ночь с (не) осл….бевающим интересом слушал я рас….казы отца. 11) И только когда небо оч….стилось и зам….лькали звёзды я заснул в своей кр….ватке.12) Остаток ночи я спал (не) пробудным сном до поз….него утра.



Литература.



  1. Богданова  Г.А. Уроки русского языка в 7-м классе. М.: Просвещение, 1994.



  1. Зарубина Л.И. Технология работы учителя-словесника в условиях дифференцированного обучения // Вопросы технологии профессиональной деятельности: Сборник статей. Белгород: Белгородский университет, 1995. 326 с.

  2. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.

  3. Малюшкин  А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5–11-е классы. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  4. Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3. С. 33–37.

  5. Примерные программы по учебным предметам. – М, 2011.

  6. Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе. Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. 44 с.

  7. Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе. «Наука и школа», 2008, № 4. С. 15–18.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.

  9. Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 9-й класс. М.: Материк-Альфа, 2004. 88 с.

  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М., 2014.

  11. Фестиваль   педагогических   идей   «Открытый   урок»,   2004/2005 учебный год. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200700607

  12. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект. – М., 2014.

  13. Шапиро  Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 7-го класса. Газета «Русский язык», № 18/1998.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательный модуль "Причастие как часть речи"

Автор: Темуршоева Светлана Владимировна

Дата: 25.04.2015

Номер свидетельства: 205650


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства