kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение методического опыта через реализацию классно-урочного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьное образование должно быть контекстным – так ребенок учится воспринимать жизнь цельно.Громкие и звучные слова теоретика должны брать за душу, побуждать к открытиям, самостоятельным свершениям! Только тогда можно с гордостью сказать: "Ты великий методист, и практика у тебя на высшем уровне!"Школьное образование должно быть контекстным – так ребенок учится воспринимать жизнь цельно.Громкие и звучные слова теоретика должны брать за душу, побуждать к открытиям, самостоятельным свершениям! Только тогда можно с гордостью сказать: "Ты великий методист, и практика у тебя на высшем уровне!"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение методического опыта через реализацию классно-урочного занятия »

МКОУ Митрофановская СОШ

Воронежская область



Конспект урока по русскому языку



8 КЛАСС



Тема: «Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах причастий и прилагательных»

(по М. М. Разумовской)



Цели урока:

  • закрепить умения различать части речи (причастия, прилагательные);

формировать навык правильно образовывать и писать н-нн в суффиксах прилагательных и причастий; повторить строение и правильное оформление синтаксических конструкций;

  • развивать творческие способности ребят, связную речь учащихся,

умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать; развивать умение задавать уточняющие вопросы, расширения кругозор и мировоззрение, развивать познавательную активность и самостоятельность;

  • воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к природным богатствам, заботливое отношение друг к другу, умение видеть удивительное в окружающем тебя мире.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, словарь, тесты.Методическое обоснование: слово учителя, беседа, выполнение упражнений: проверка домашнего задания, тестирование, карточки, работа со словарем, схемой - алгоритмом, синтаксическая разминка, творческая мастерская, защита проекта,с учетом индивидуальных особенностей учащихся, соблюдая цели и тип урока.



Разработала учитель русского языка и литературы: Топчиева Ирина Викторовна, Воронежская область, Кантемировский район, МКОУ Митрофановская сош











ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, сегодня на уроке мы с вами закрепим правописание суффиксов н и нн в прилагательных и причастиях, вспомним синтаксический разбор предложения.

  1. Актуализация полученных знаний.

а) проверка домашнего задания (спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания). Использование интерактивной доски;

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Мы вошли в лес который был освеще___ лучами осен___его солнца. Расчищен___ая дорожка вела к неугомон___ому морю. Мы часто останавливались поражен___ые красотой необыкновен____ого леса. Позолочен____ые солнцем листья радуют взор. Лесные дорожки пустын____ы но иногда попадается дача окружен____аядеревян____ым выкрашен____ыммаслян____ой краской красивым забором.



б) индивидуальная работа по карточкам;

в)орфографическая разминка «Найди лишнее».Использование игровой технологии.

1. Ледяной, румяный, слюдяной, серебряный (слово румяный без суффикса);

2. Обсушена, туманна, длинна, пустынна ( обсушена – краткое причастие);

3. Сплетенный, заброшенный, решенный, выкрашенный (решенный – без приставки).

- Ребята, всех ли словвам известны лексические значения?Наше справочное бюро вам сейчас поможет, пожалуйста, Полумиско Дима, подскажи нам. Работа с толковым словарем

3. Проверка восприятия текста. Тестирование.



1.Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос:

« Что радует взор автора в осеннем лесу?»

1)Красота необыкновенного леса;

2)Лесные пустынные дорожки;

3) Выкрашенный масляной краской забор;

4) Позолоченные солнцем листья.



2. К какому типу речи относится данный текст?

1) повествование;

2) описание;

3) рассуждение;

4) повествование с элементами описания.



3.К какому стилю речи относится данный текст?

1) научный;

2) научно - популярный;

3) художественный;

4) публицистический.



4.Найдите в тексте слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется – с, если после неё следует глухой согласный». (Расчищенная)



5. Найдите в тексте причастие, образованное от глагола при помощи суффиксов – ова или -ева(маринованные).



4.Актуализация знаний. Работа со схемой – алгоритмом.

У ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПИШИ:

- Н

1) значение «сделанный из…»-ан, -ян, -ин

НО! Оловянный, деревянный, стеклянный

2) Основа на…н + н Туман + н = туманныйСон + н = сонный

3) Отглагольные прилагательныеПеченый (картофель)

- НН

образовано от существительных при помощи суффиксов – енн, -онн

Соломенный,СтанционныйНО! Ветреный



У ПРИЧАСТИЙ ПИШИ:

-НН

1) приставка (кроме не-) освещенный

2) зависимое слово сорванной (ветром)

3) от глагола совершенного вида рассказанная, купленная

4) образованы при помощи суффиксов – ова, - ева

Маринованный, выкорчеванный

НО! Кованый, жеваный

1) краткая форма причастий

-енкуплены, посажена

прочитана, вырезано

засеяно, повеяно

2) причастия несовершенного видаРаненый (солдат)



5. Синтаксическая разминка.Дефференцированная технология (разноуровневый подход ).

- А сейчас ребята, я предлагаю вам разноуровневое задание для синтаксической разминки. Откройте, пожалуйста, учебник страница № 9, упражнение13, просмотрите внимательно отрывок М. Горького и выберите каждый по своему усмотрению предложение для частичного синтаксического разбора: выпишите предложение, найдите главные и второстепенные члены предложения, составьте схему. Работаем самостоятельно, а у доски вспомнит синтаксический разбор на оценку….

Весен__имвечером, одев кожан__ую куртку, длин__ыесапоги мой юныйдруг и ясобралисьна пикник, мывзяли с собоймаринован__ыеогурцы и вымочен___уюв молокепросоленную рыбу.



После выполнения задания зрительная проверка записи на доске, оценивание товарища.

6. Творческая мастерская.Развитие творческих способностей, умения самостоятельно составлять лирический и прозаический тексты.

- Ребята, а сейчас выполним творческое задание: перед вами на слайде представлены группа слов, из которых попробуйте составить свои стихотворные или прозаические тексты, можно при необходимости добавить свои слова.

Стеклянный, весенний, соловьиный, постоянный,

серебряный, деревянный, стеклянный, подлинный

куриный, кожаный, торжественный,

Покрашенный, засыпанный, решенный...

(любые свои слова на правило н –нн в причастиях и прилагательных).

Примерные работы учащихся.

Мы шли вдоль песчаного берега серебряной реки. Деревянный мостик соединил деревню с большим лиственным лесом. Бесчисленные мошки летали над некошеным лугом в этот тихий, безветренный день.

Ах, эти чудные осенние деньки:

Серебряные нити паутины,

Усыпанные листьями плотины,

Расчесаны березки и осины,

Как будто в волшебство погружены.



Наш сосед построил большой деревянный дом с современными пластиковыми окнами, серебряными засовами. Вокруг дома песчаная дорожка, усыпанная мелкой галькой, сарай, из которого доносится петушиный крик.



Сегодня день торжественный,

Таинственный, осенний.

Сентябрьской утренней прогулкой

Довольна детвора.

Усыпаны песочком все дорожки,

Спортивная площадочка подметена.



Защита проекта «Откуда в словах постоянный, подлинный пишется две н»

Изучив тему «Правописание Н и НН в именах прилагательных», я усвоила, что прилагательные, имеющие суффиксы – ан, - ян, - ин пишутся с одной буквой н. Есть исключения - слова: оловянный, деревянный, стеклянный. Еще с двумя н пишутся прилагательные , образованные от основы существительного на н + суффикс н.

Но читая тексты художественной литературы, выполняя практические упражнения по русскому языку, мне встретились два слова, которые заинтересовали своей орфографией - это слова постоянный и подлинный.

Обратите внимание: оба слова являются именами прилагательными, имеют две буквы н, давайте разберемся - почему?

Слово постоянный. Обратимся к словообразовательному и этимологическому словарям. Слово постоянный образовано от существительного постоянье («продолжение, непрерывность»), возникшего в свою очередь, на базе глагола постояти («продолжаться, не прекращаться»).

Заметим, что в прилагательном постоянный по соотношению с существительным постоянство в настоящее время выделяется суффикс –н-. непроизводной основой сейчас в этом слове является уже постоян-, так как генетические связи с глаголом стоять потеряны.

Почему слово подлинныйпишется с двумя н?

Свое исследования я начала со словаря В.И.Даля, прилагательное подлинный объясняется как слово, связанное в своем происхождении с существительными подлинник, длинник («батог»); на допросах, пытаясь добиться правды, били батогами. Правду, добытую таким образом, называли подлинной, хотя, конечно, такой она была далеко не всегда.

Если эта этимология является верной ( а пока это единственное существующее объяснение происхождения слова подлинный). Обратимся к фразеологическому словарю: вначале прилагательное подлинный появилось во фразеологическом обороте подлинная правда и лишь потом стало употребляться свободно.

Таким образом, два н пишутся в этом слове потому принципу, что и в слове длинный ( основа + суффикс н)

причастие несовершенного вида)



7. Выборочный диктант.

Выпишите прилагательные и причастия с –н –нн в словосочетаниях

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеёнкой, из – под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинным ножом. Кругом стола было несколько выкрашенных табуретов. Из окна был вот какой вид: прямо под окнами дорога; за дорогой – стриженная липовая аллея, из-за которой кое-где виднелся плетеный частокол.

8. Подведение итогов.

Итак, ребята, наш с вами урок подходит к завершению и мне бы хотелось, чтобы вывод по сегодняшнему уроку вы сделали творчески, употребив причастия и прилагательные, скажите: «Наш урок был…»

Интересный, торжественный, осенний, насыщен разными заданиями, демонстрационный, жизненный, мы были увлечены, заинтересованы, полезный, таинственный, организованный…

- Спасибо вам за работу, мне хочется верить, что после сегодняшнего урока вы все будете правильно писать н –нн в именах прилагательных и причастиях, вспоминая схему – алгоритм, хорошие ответы товарищей.

Все отвечающие получают ….. оценки.

9. Домашнее задание.

Повторить орфограмму «Правописание - н – нн в прилагательных и причастиях» и составить словарный диктант на все случаи написания –н – нн у прилагательных и причастий, используя схему – алгоритм.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщение методического опыта через реализацию классно-урочного занятия

Автор: Топчиева Ирина Викторовна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства