Этап 2. Мотивационный этап | Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока | Проверка домашнего задания - Каков стиль речи в тексте? Докажите. (Художественный.) -Какие средства художественной выразительности использует автор? (Эпитеты, олицетворения.) -Каков тип речи в 1 тексте, во 2-ом? (1 – описание, 2 – повествование.) - Найдите предложения, соответствующие схемам на доске. В чём отличие в постановке знаков препинания? (На доске схемы сложносочинённого предложения с союзом и, простого предложения с однородными членами с союзом и.) Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели. - В 1-ом предложении упражнения поставьте перед однородными членами слово «всё», запишите предложение. - Как называется слово «всё»? - Что такое обобщающие слова? - Где могут находиться в предложении? - Какие знаки препинания поставите? - Составьте 3 схемы предложений, пронумеруйте их, запишите в справочник. - Объявите тему урока сами, запишите её. | Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы. Познавательные: доказательства. Фронтальная работа. Приводят свои варианты цели и задач урока. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока. | Личностные: Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности Метапредметные УД: Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели. |
Этап 3. Актуализация знаний | Умение находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений. | Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Прочитайте правило в учебнике - Что нового узнали? ( Работа с примечанием.) - Запишите предложение, составьте 4-ю схему (справочник): Журналист В.М. Песков пишет статьи о разном, как-то: о красоте природы, о любви к родному краю. – Теперь вы можете сформулировать правило по постановке знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах? –Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на стр.120 (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение пунктограммы и схемы, предложенные в учебнике. Вывод: Двоеточие в предложениях с обобщающими словами при однородных членах ставится, если однородные члены стоят после обобщающего слова; тире в предложениях с обобщающими словами при однородных членах ставится, если однородные члены стоят перед обобщающим словом. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами и предложение не завершено, то после однородных членов ставится тире. | Познавательные УД: Устная работа по заявленным вопросам; работа с учебником; выполнение практических упражнений Регулятивные УД: Работа в группах Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ | Предметные : 2. Умение находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений. Метапредметные: 1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания |
Этап 4. Закрепление материала | Закрепление умений находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений. | Работа с текстом. ( Можно использовать интерактивную доску или отпечатать текст на листах.) Текст. (1)Славу Спасского - Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места: и дороги, и тихие пруды, и сады, и леса, и парк. (2)Липы и рябины, дубы и клёны, яблони и ёлки – всё перемешано в этом парке. (3)Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота – всё это было миром Тургенева. ((4)Своё гнездо Спасское -Лутовиново писатель берёг, сюда возвращался после скитаний, здесь писал, охотился.) (По В.М. Пескову.) Учащиеся получают текст с пропущенными буквами и знаками препинания. Прочитайте предложения. (1)Славу Спасского - Лутовинова поддерж_вал сам Тургенев любивш_й эти места и дороги и тихие пруды и сады и леса и парк. (2)Липы и р_бины дубы и клёны яблони и ёлки всё перемеш_но в этом парке. (3)Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота всё это было миром Тургенева. (По В.М. Пескову.) Задания к предложениям: 1.Объясните написание слов с пропущенными буквами. 2. Расставьте и объясните знаки препинания. 3. Составьте схемы предложений. 4. Дайте характеристику первого предложения. 5. В 1 предложении найдите местоимения, определите их разряд. 6. Каким способом образовано слово «перемешано» во 2 предложении? 7. Найдите во 2 предложении слова, в которых звуков больше, чем букв. 8. Перестройте 3 предложение так, чтобы оно соответствовало 4-ой схеме. Объясните знаки препинания. Задания к тексту: Докажите, что это текст. Определите тему, основную мысль. Подберите заголовок. Как связаны между собой предложения? Каким предложением можно закончить текст? Запишите. На доске прочитайте, как закончил текст В.М. Песков. В каком значении употреблено слово «гнездо» в 4 предложении? Это слово однозначное или многозначное? Упр. 283(4-7 пр.) Диктант «До первой ошибки» (если остаётся время). Профессионал, аттестат, диплом, искусство, искусный, режиссёр, комиссия, патриотизм, эксперимент, лаборатория, аудитория, конференция, экспрессия, интеллигенция. | Познавательные УД: Выполнение задания. Групповая работа. Индивидуальная работа. Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. | Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. |
Этап 5. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Предлагает ответить на вопросы - Какой из этапов урока вызвал затруднение? - Что помогло решить проблему? - Над чем еще надо поработать? -Ответьте, используя незаконченное предложение. • Для меня было важным и интересным… • По этому вопросу я получил разъяснение… • Мне было трудно (почему)… • Моя оценка атмосферы на уроке… • Для меня было недостаточно… ИЛИ Какую цель ставили перед собой? Достигли? На доске схема. - Уходя, поставьте точку на стрелочках. чувствую себя очень хорошо ничему не научился многому научился чувствую себя очень плохо | Личностные: Самостоятельно выбрать тему домашней работы. Развитие регулятивных УД. Выполнить все требования к домашней работе Коммуникативные: Обсудить возникающие затруднения по домашней работе | Личностные: 1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности 2.Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |