Методическая часть
Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Урок – это социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен:
социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития,
конкурентоспособностью его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества.
Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов.
.
1. Этап подготовки учащихся
Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
Начинается урок сразу же с ознакомления стихотворением Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». Данное произведение можно и прослушать, можно и читать учителю. Это активизирует учащихся на рабочий лад.
2. Этап повторения (опрос)
Условия достижения положительных результатов:
Применение различных способов активизации мыслительной деятельности.
Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.
Систематизация знаний.
Воспитание навыков рациональной учебы.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
качество ответов учащихся на следующих этапах урока;
активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.
3. Этап закрепления
Условия достижения положительных результатов:
Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
Учащиеся на данном этапе урока смогут оценить свои знания, умения, навыки. Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:
Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
Объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
Наличие у учащихся познавательного интереса;
4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Условия достижения положительных результатов.
Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
Задание должно проходить при полном понимании класса.
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.
ИКТ для меня:
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках
· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
· Тренажёр
· Контроль за умениями, навыками учащихся
· Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
· В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
· Визуализация учебного материала;
· Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
· Стимулирование воображения школьников;
· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.
Современный урок невозможен без сопоставления . Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:
· повысить интерес учащихся к предмету;
· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
· сэкономить время на опрос учащихся;
· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
С первых дней работы в школе я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий,
подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);
обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).
В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.
Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:
1) стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);
2)программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
3)компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);
4)электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);
5) справочные ресурсы Интернета: сайты российских и белорусских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России и Беларуси, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);
6)проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс).
Используя информационные технологии на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.
Список электронных учебников и пособий по русскому языку для учащихся 11 класса (авторы – преподаватели кафедры русского языка, общего и славянского языкознания филологического факультета БГУ):
«Практикум по орфографии», «Практикум по пунктуации», «Современный русский язык: Морфемика. Словообразование» «Современный русский язык: Морфология», «Экзаменационные тесты» - поуровневые тесты, апробированные на вступительных экзаменах в БГУ и ответы к ним, «Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения», «Русский язык в задачах и ответах» - лингвистические задачи для олимпиад, викторин и самообразования.
Элемент ИКТ | Слайд 4 | Слайд 5 | Слайд 11 |
Как используется этот элемент на уроке | Учащиеся знакомятся с текстом | Они знакомятся с заданиями по данному тексту | Учащиеся знакомятся с высказываниями |
Какие цели преследуется | образовательные | Показать последовательность заданий (как в ОГЭ) | Показать какому виду относятся данные предложения |
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения | Я думаю, что достижение данной цели эффективнее и удобнее через ИКТ. | Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать | Интерес к изучению данной темы |