kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Сложносочинённые предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений. развитие культуры речи учащихся, качества хорошего собеседника 2) разбудить стремление к самооценке, умение осознать собственные интеллектуальные и духовные возможности 3) воспитание любви и уважения к родителям, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение сложносочинённых предложений»

Тема: Обобщающий урок по теме «Сложносочинённые предложения»


Цель урока:

  1. отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений. развитие культуры речи учащихся, качества хорошего собеседника

  2. разбудить стремление к самооценке, умение осознать собственные интеллектуальные и духовные возможности

  3. воспитание любви и уважения к родителям, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений



Оборудование: сигнальные карточки, карточки-задания для самостоятельной работы, отрывки из художественных текстов, презентация «Обобщение темы «Сложносочиненные предложения» (Приложение 1), музыкальное сопровождение урока (Приложение 2), компьютер, экран, мультимедийный проектор.


Методические приемы: анализ предложений, восстановление текста с пропущенными союзами, конструирование предложений, выполнение тестовых заданий, написание сочинения-миниатюры.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Я произношу эти слова из стихотворения Е.А.Евтушенко и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

  1. Опрос


1) Назовите главную единицу синтаксиса.

2) Какие виды предложений вы знаете?

3) Что представляет собой сложносочиненное предложение?

4) Какими союзами выражаются соединительные отношения?

5) Какие союзы относятся к противительным?

6) В чем состоит отличительная особенность союза «же»?

7) Каким союзом выражается единственное ограничение? Приведите примеры.

8) Назовите разделительные союзы.

9) Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях?

10) Когда между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?


  1. Практическая часть.

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Кто на свете всех умнее,

Всех любимей и добрее?


И ей зеркальце в ответ:

Все девицы так прекрасны,

В том, конечно, спору нет!

Только есть такое слово,

Что дороже дорогого!

В этом слове - первый крик,

Радость солнечной улыбки,

В этом слове – счастья миг

Дорогой и очень близкий!


Все хором: Это слово – мама!


Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Это значит то, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День Матери. А когда же у нас отмечают этот праздник? И поэтому и наши предложения о матерях.



  1. Определите вид предложения:

2)Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – мать!

3) И всё-таки лучше всех на земле –Мама.

4) Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплаченном долгу – это мать.

.


  1. Найдите среди данных предложений ССП

А. Ты одна мне помощь и отрада, и ты одна мне несказанный свет.

Б. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матерей.

В. Любовь к Родине начинается с любви к матери.

5. . Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложения и тип союза, выделите грамматическую основу, составьте схемы предложений.


Вариант 1


1) Уходишь ты и сердце в час разлуки

Уж не звучит желаньем и мольбой.

(В. Соловьев)


(ССП с соединительным союзом «и».)

2) Родная земля – матушка но чужая сторона – мачеха.


(ССП с противительным союзом «но».)


3) Она сидела на полу и груду писем разбирала.

(Ф. Тютчев)


(Простое предложение с однородными сказуемыми.)


4) В ноябре люди отмечают этот праздник и все поздравляют своих матерей.

(ССП с общим второстепенным членом и запятая не ставится)


  1. Она глядит и сердце в ней забилось чаще и сильней. (ССП, тире ставится, когда вторая часть СП обозначает неожиданность, быструю смену событий)


ВЫВОД



6. Работа по тексту

Ю.Яковлев.

----------«Сердце матери» Ю.Яковлев.

1)«Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. 2)У меня для нее было другое слово «мамочка». 3) Даже, став большим, я не мог изменить этому слову. 4) Я пытался назвать ее «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское – «мамочка». 5) Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

6) Последний раз я произнес его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звук тревожных гудков паровоза, под крик команды «по вагонам». 7) Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. 8) Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. 9) Я шептал «мамочка» ей на ухо, и чтобы никто не видел моих мужских слез, вытирал их о ее волосы. 10) Но когда теплушка тронулась – не выдержал. 11) Забыл, что мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, сквозь грохот колес, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

- Мамочка! Мамочка!».


7. Задания по тексту


  1. Озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип текста.

  3. Составить вопрос по тексту, соответствующий его содержанию .

  4. Придумать вопрос, на который в тексте нет ответа.

  5. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.(5 – стеснялся слова)

  6. Найдите в тексте синоним к слову «пытался» (предложение 4 – хотел, старался) .

  7. Из предложения 9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (вытирал)

  8. Из предложений 2-3 выпишите слово с проверяемой безударной гласной (изменить).

  9. Найдите ССП (4,9).Определите значение сложносочиненных предложений.

  10. Среди предложений 8-10 найдите однородные члены (9)


  1. Найдите в предложениях 1-2 словосочетания со связью согласование. (своя мать, другое слово)



  1. Найдите в предложении 5 словосочетания со связью управление.(стеснялся слова, произносил на людях не называл мать)



  1. Найдите в предложении 5 словосочетание со связью примыкание.(чуть слышно)

  2. Замените словосочетание солдатская теплушка (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. (теплушка солдата).

  3. Укажите количество грамматических основ предложения 8. (2 грамматические основы).

ВЫВОД

16.Обобщение

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, старательно выговаривает «мама», и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый.

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица - мать».

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину - мать!».

Вы, сидящие в классе, счастливые, все вы познали материнскую ласку и выросли под заботливым теплом и светом материнского взгляда.


Вот статистика одного журнала, который приводит такие цифры:

в среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных ночей;

мамы, которые не имеют квалификации повара, готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд;

а еще они стирают гору белья. Если сложить все постиранное ими за жизнь белье, то получится гора по высоте с Эльбрус;

если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара;

мамы поют песни и читают стихи, вяжут и шьют;

радуются и огорчаются;

чаще всего из-за нас, детей;

а еще мамы плачут. Мамины слезы – это море или даже океан, который можно назвать Океаном грусти


А какие пословицы вы знаете о маме?


Родина - всем матерям мать.

Природа-мать – начало всех начал.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родимая матушка.

При солнышке светло, при матери добро.



Вот и ваши слова благодарности маме . Напишите стихотворение о маме. (синквейн, диамонд, хайку, штрихи, цзацзуань)

Оценивание.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей сильнее мела

Выбелила косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней!

Мать уйдет, в душе оставив рану,

Мать умрет, и боли не унять…

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите мать! Р.Гамзатов


-Сегодня очень хорошо поработали, молодцы. Все полученные знания помогут вам при сдаче ОГЭ по русскому языку.





























Просмотр содержимого документа
«Методическая часть»

Методическая часть


Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального

богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский


Урок – это социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен:

социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития,

конкурентоспособностью его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества.

Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов.

.


1. Этап подготовки учащихся


Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

Начинается урок сразу же с ознакомления стихотворением Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». Данное произведение можно и прослушать, можно и читать учителю. Это активизирует учащихся на рабочий лад.


2. Этап повторения (опрос)


Условия достижения положительных результатов:

Применение различных способов активизации мыслительной деятельности.

Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.

Систематизация знаний.

Воспитание навыков рациональной учебы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

качество ответов учащихся на следующих этапах урока;

активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

3. Этап закрепления

Условия достижения положительных результатов:

Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

Учащиеся на данном этапе урока смогут оценить свои знания, умения, навыки. Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:

Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;

Объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;

Наличие у учащихся познавательного интереса;

4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Условия достижения положительных результатов.

Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.

Задание должно проходить при полном понимании класса.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.


ИКТ для меня:


Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.


Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.


При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.


Основные направления использования компьютерных технологий на уроках


· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)


· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)


· Тренажёр


· Контроль за умениями, навыками учащихся


· Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся


· В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?


· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;


· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;


· Визуализация учебного материала;


· Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой


· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;


· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;


· Стимулирование воображения школьников;


· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.


Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.


Современный урок невозможен без сопоставления . Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.


1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:


· повысить интерес учащихся к предмету;


· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;


· сэкономить время на опрос учащихся;


· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;


· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.



2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся


Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

С первых дней работы в школе я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий,

подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);

обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.

Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:

1) стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);

2)программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);

3)компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);

4)электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);

5) справочные ресурсы Интернета: сайты российских и белорусских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России и Беларуси, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);

6)проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс).

Используя информационные технологии на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

Список электронных учебников и пособий по русскому языку для учащихся 11 класса (авторы – преподаватели кафедры русского языка, общего и славянского языкознания филологического факультета БГУ):

«Практикум по орфографии», «Практикум по пунктуации», «Современный русский язык: Морфемика. Словообразование» «Современный русский язык: Морфология», «Экзаменационные тесты» - поуровневые тесты, апробированные на вступительных экзаменах в БГУ и ответы к ним, «Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения», «Русский язык в задачах и ответах» - лингвистические задачи для олимпиад, викторин и самообразования.



Элемент ИКТ

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 11

Как используется этот элемент на уроке

Учащиеся знакомятся с текстом

Они знакомятся с заданиями по данному тексту

Учащиеся знакомятся с высказываниями

Какие цели преследуется

образовательные

Показать последовательность заданий (как в ОГЭ)

Показать какому виду относятся данные предложения

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения

Я думаю, что достижение данной цели эффективнее и удобнее через ИКТ.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Интерес к изучению данной темы



Просмотр содержимого документа
«Регистрационная форма участника»

Регистрационная форма участника



ФИО

Абубакирова Яухар Касимовна

Год рождения

18 сентября 1967г.

Полное наименование учреждения по Уставу

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Юлдыбаево» муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Должность

Учитель русского языка и литературы

Преподаваемый предмет

Русский язык и литература

Контактный

e-mail

[email protected]

Контактный телефон (с кодом населённого пункта)

8 (347 52)2 73 37

Почтовый адрес образовательного учреждения

45 36 84, Республика Башкортостан, Зилаирский район, с.Юлдыбаево, ул.Кооперативная,42

Наименование конкурсной работы

Методическая разработка по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы «Конструирование урока с использованием ИКТ на различных этапах урока»

Заполняя данную заявку, я несу ответственность за полноту и достоверность сведений.


V

Подтверждаю, что ознакомлена с правилами и условиями участия в конкурсе и соглашаюсь их выполнять


V

Даю согласие на размещение представленных мною конкурсных материалов на сайте МКУ Зилаирский РОО
























Описание разработки


Учитель

Абубакирова Яухар Касимовна

Образовательное учреждение:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Юлдыбаево» муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Предмет:

Русский язык

Краткая аннотация урока:

Данный обобщающий урок по пройденной теме «Сложносочинённые предложения». Учащиеся знакомятся с текстом и с высказываниями и пословицами о матери. Они выполняют задания, которые встречаются в ОГЭ. Также выполняют творческую работу


Класс: 9


Тема: «Сложносочинённые предложения»



Тема урока: Обобщающий урок по теме «Сложносочинённые предложения»


Форма урока: эвристическая беседа


Цели урока:

  1. отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений.

  2. развитие культуры речи учащихся, качества хорошего собеседника

  3. разбудить стремление к самооценке, умение осознать собственные интеллектуальные и духовные возможности

  4. воспитание любви и уважения к родителям, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений

-


Задачи урока: Познакомить с текстом. Довести до учащихся авторскую оценку и идею произведения;

развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать ; делать выводы;

развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения;

развивать навыки работы с различными источниками, ресурсами Интернета для поиска информации, рассмотрения различных точек зрения на проблему и выработки на их основе собственной позиции.


Формируемые умения: правильно находить нужную информацию и уметь воспринимать на практике



Цели использования ИКТ: При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Это ведет к повышению качества обучения; эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности; развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса; развитию самостоятельности учащихся


Этап урока, на котором использовались ИКТ: повторения (опрос ) и закрепления

Формы организации работы детей

На уроке: учащиеся работают с опорным конспектом по теме урока;

участвуют в анализе текста

Формы организации работы учителя: лекция учителя;

сопровождение беседы электронной презентацией;

привлечение учащихся к обсуждению ; осуществление контроля знаний учащихся.

.


Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом.


Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран


Разработанные цифровые образовательные ресурсы http://www.litera.ru/stixiya/cgi/see.cgi?url=http://magister.msk.ru/libr... (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-021-.htm), http://www.radmuseumart.ru/

ua.convdocs.org/docs/index-186968.html?page=6‎

do.gendocs.ru›docs/index-89507.html



Просмотр содержимого презентации
«ПрезентацияССП»

Здравствуйте, дети, уважаемые гости!

Здравствуйте, дети,

уважаемые гости!

Двадцать третье ноября Классная работа Повторение сложносочиненных предложений

Двадцать третье ноября

Классная работа

Повторение сложносочиненных предложений

Работа по тексту

Работа по тексту

1)«Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. 2)У меня для нее было другое слово «мамочка». 3) Даже, став большим, я не мог изменить этому слову. 4) Я пытался назвать ее «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское – «мамочка». 5) Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.   6) Последний раз я произнес его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звук тревожных гудков паровоза, под крик команды «по вагонам». 7) Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. 8) Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. 9) Я шептал «мамочка» ей на ухо, и чтобы никто не видел моих мужских слез, вытирал их о ее волосы. 10) Но когда теплушка тронулась – не выдержал. 11) Забыл, что мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, сквозь грохот колес, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:  - Мамочка! Мамочка!».

1)«Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. 2)У меня для нее было другое слово «мамочка». 3) Даже, став большим, я не мог изменить этому слову. 4) Я пытался назвать ее «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское – «мамочка». 5) Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

6) Последний раз я произнес его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звук тревожных гудков паровоза, под крик команды «по вагонам». 7) Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. 8) Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. 9) Я шептал «мамочка» ей на ухо, и чтобы никто не видел моих мужских слез, вытирал их о ее волосы. 10) Но когда теплушка тронулась – не выдержал. 11) Забыл, что мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, сквозь грохот колес, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

- Мамочка! Мамочка!».

Задания по тексту:  Озаглавьте текст. Определите тему, стиль и тип текста.  Составить вопрос по тексту, соответствующий его содержанию . 4) Придумать вопрос, на который в тексте нет ответа. 5) Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.

Задания по тексту:

  • Озаглавьте текст.
  • Определите тему, стиль и тип текста.
  • Составить вопрос по тексту, соответствующий его содержанию .

4) Придумать вопрос, на который в тексте нет ответа.

5) Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.

Задания по тексту (письменно):  5) Найдите в тексте синоним к слову «пытался».

Задания по тексту (письменно):

5) Найдите в тексте синоним к слову «пытался».

  • Из предложения 9 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  • Из предложений 2-3 выпишите слово с проверяемой безударной гласной.
  • Найдите ССП .Определите значение сложносочиненных предложений.
  • Среди предложений 8-10 найдите однородные члены.
  • Найдите в предложениях 1-2 словосочетания со связью согласование.
  • Найдите в предложении 5 словосочетания со связью управление.
Задания по тексту:

Задания по тексту:

  • Найдите в предложении 5 словосочетание со связью примыкание.
  • Замените словосочетание «солдатская теплушка» (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление.
  • Укажите количество грамматических основ предложения 4.
Ответы: 6) старался, хотел; 7) вытирал; 8) изменить; 9) предложения 2,3; 10) предложение 9; 11) своя мать, другое слово; 12) стеснялся слова, произносил на людях, не называл мать; 13) чуть слышно; 14) теплушка солдата; 15) 2 грамматические основы.

Ответы:

6) старался, хотел;

7) вытирал;

8) изменить;

9) предложения 2,3;

10) предложение 9;

11) своя мать, другое слово;

12) стеснялся слова, произносил на людях, не называл мать;

13) чуть слышно;

14) теплушка солдата;

15) 2 грамматические основы.

Оценивание 10 баллов - «5» 8-9 баллов - «4» 5-7 баллов - «3»

Оценивание

10 баллов - «5»

8-9 баллов - «4»

5-7 баллов - «3»

Опрос 1) Назовите главную единицу синтаксиса. 2) Какие виды предложений вы знаете?  3) Что представляет собой сложносочиненное предложение? 4) Какими союзами выражаются соединительные отношения? 5) Какие союзы относятся к противительным? 6) Назовите разделительные союзы. 7) Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях? 8) Когда между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?

Опрос

1) Назовите главную единицу синтаксиса.

2) Какие виды предложений вы знаете?

3) Что представляет собой сложносочиненное предложение?

4) Какими союзами выражаются соединительные отношения?

5) Какие союзы относятся к противительным?

6) Назовите разделительные союзы.

7) Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях?

8) Когда между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?

Определите вид предложения :

Определите вид предложения :

  • Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – мать!
  • И всё-таки лучше всех на земле –Мама.
  • Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплаченном долгу – это мать.
Найдите сложносочинённое  предложение:

Найдите сложносочинённое предложение:

  • Ты одна мне помощь и отрада, и ты одна мне несказанный свет.
  • Нет ничего святее и бескорыстнее любви матерей.
  • Любовь к Родине начинается с любви к матери.
Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложения и тип союза, выделите грамматическую основу.

Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложения и тип союза, выделите грамматическую основу.

Уходишь ты , и сердце в час разлуки уж не звучит желаньем и мольбой. (В. Соловьев)  (ССП с соединительным союзом «и».)

Уходишь ты , и сердце в час разлуки уж

не звучит желаньем и мольбой. (В. Соловьев)

(ССП с соединительным союзом «и».)

Родная земля – матушка ,  но чужая сторона – мачеха. (ССП с противительным союзом «но».)

Родная земля – матушка ,

но чужая сторона – мачеха.

(ССП с противительным союзом «но».)

Она сидела на полу и груду писем разбирала. (Ф. Тютчев) (Простое предложение с однородными сказуемыми.)

Она сидела на полу и груду писем разбирала.

(Ф. Тютчев)

(Простое предложение с однородными сказуемыми.)

В ноябре люди отмечают этот праздник и все поздравляют своих матерей.  (ССП с общим второстепенным членом и запятая не ставится)

В ноябре люди отмечают этот праздник и все поздравляют своих матерей.

(ССП с общим второстепенным членом и запятая не ставится)

Она глядит - и сердце в ней забилось чаще и сильней.  (ССП, тире ставится, когда вторая часть СП обозначает неожиданность, быструю смену событий).

Она глядит - и сердце в ней забилось чаще и сильней.

(ССП, тире ставится, когда вторая часть СП обозначает неожиданность, быструю смену событий).

Напишите стихотворение о маме

Напишите стихотворение о маме

  • синквейн
  • диамонд
  • хайку
  • штрихи
  • цзацзуань
Урок закончен. До свидания!

Урок закончен. До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме «Сложносочинённые предложения»

Автор: Абубакирова Яухар Касимовна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства