Обобщающее повторение фонетики, графики, 9 класс орфоэпии, орфографии
Обобщающее повторение фонетики, графики, 9 класс орфоэпии, орфографии
Обобщающее повторение фонетики, графики, 9 класс
орфоэпии, орфографии
Цели урока:
Обобщить знания по теме «фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказать об основных сферах жизни общества, в которых произошли значительные изменения, и в связи с этим появились новые слова.
2. Взаимопроверка и запись новых слов в индивидуальные словарики с целью пополнения словарного запаса.
3. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
— Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:
Дебитор — должник; контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон; кредитор — заимодавец; продюсер — владелец кинофирмы; товарооборот — процесс обращения товаров; маклер — биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках; номинал — обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге); паритет — соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат — документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара); тираж — погашение облигаций займа или иных обязательств.
— В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме)
3. Характеристика звуков и букв.
На какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные.)
— Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я? ([й’э], [й’о], [й’у], [й’а])
— Когда буквы е, ё, ю, я дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв.)
— Приведите примеры. (Яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла; вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд; армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.) Сколько согласных звуков в русском языке? (37.)
— Назовите характеристики согласных звуков. (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.)
— Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’], [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])
— Какие звонкие звуки являются непарными ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’], [х])
— Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией — продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)
— Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).
— Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])
— Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])
— Какие звуки называют шипящими? ([ш] [щ’] [ч’])
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
2. В это время упр. 5, 6 выполняются по вариантам с последующей взаимопроверкой.
3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).
Пример текста:
Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.
IV. Итоги урока
— Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?
— Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)
— Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)
— Что изучает раздел «Орфография»?
— Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)
Домашнее задание
1. Составить связный ответ по разделу «Фонетика и графика».
2. Упр. 7 (выполнить все задания к упражнению).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающее повторение фонетики, графики, 9 класс орфоэпии, орфографии»
Обобщающее повторение фонетики, графики, 9 класс
орфоэпии, орфографии
Цели урока:
Обобщить знания по теме «фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказать об основных сферах жизни общества, в которых произошли значительные изменения, и в связи с этим появились новые слова.
2. Взаимопроверка и запись новых слов в индивидуальные словарики с целью пополнения словарного запаса.
3. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
— Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:
Дебитор — должник; контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон; кредитор — заимодавец; продюсер — владелец кинофирмы; товарооборот — процесс обращения товаров; маклер — биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках; номинал — обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге); паритет — соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат — документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара); тираж — погашение облигаций займа или иных обязательств.
— В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме)
3. Характеристика звуков и букв.
На какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные.)
— Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я? ([й’э], [й’о], [й’у], [й’а])
— Когда буквы е, ё, ю, я дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв.)
— Приведите примеры. (Яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла; вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд; армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.) Сколько согласных звуков в русском языке? (37.)
— Назовите характеристики согласных звуков. (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.)
— Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’], [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])
— Какие звонкие звуки являются непарными ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’], [х])
— Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией — продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)
— Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).
— Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])
— Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])
— Какие звуки называют шипящими? ([ш] [щ’] [ч’])
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
2. В это время упр. 5, 6 выполняются по вариантам с последующей взаимопроверкой.
3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).
Пример текста:
Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.
IV. Итоги урока
— Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?
— Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)
— Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)
— Что изучает раздел «Орфография»?
— Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)
Домашнее задание
1. Составить связный ответ по разделу «Фонетика и графика».