ОбОбобщающий урок по теме: «Пунктуация при вводных словах и предложениях, при вставных конструкциях»».
ОбОбобщающий урок по теме: «Пунктуация при вводных словах и предложениях, при вставных конструкциях»».
Цели урока: Предметные: 1) деятельностная: анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями, моделировать и использовать в речи предложения с вводными конструкциями.
2) образовательная: повторить сведения о вводных конструкциях, освоить правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях;
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познании; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: «закрепление изученного материала»
Методы: наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; индивидуальная, групповая, самостоятельная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Запись текста, объяснить роли вводных слов, постановки знаков препинания.
Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во – первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во – вторых, объясняют настоящее и , наконец, увлекают в мир будущего.
(безусловно – степень достоверности, большая степень уверенности; во-первых, во-вторых – оформление мысли перечисление; наконец – оформление мысли, вывод)
4. Опрос.
-Какую роль играет вставная конструкция в предложении?
5.Закрепление материала. Проверка умений и навыков учащихся.
-Списать предложения, расставить знаки препинания.
а)Стало быстро темнеть, и теперь (это ощутил каждый из нашей группы) надо было срочно искать ночлег.
б)Сидя в клетушке, придерживая под боком вещевой мешок (где между прочими вещами находились Дашины фарфоровые кошечка и собачка), он с умилением вспоминал горячие речи, сказанные за столом.
в)Валерия – так звали девушку , от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву,- слушала меня, мечтательно глядя перед собой.
(Взаимопроверка работ по слайду)
6.Синтаксический разбор предложения.
Сквозь цветы , и листья, и колючие ветви, кажется, глянет старый дом в сердце моё.
7.Творческая работа.
-Распространить данные предложения вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.
1.Горный воздух(…)действует благотворно на здоровье человека.
2.(…)у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
3.Полевая клубника(…)уже поспела.
4.Орловская деревня(…)обыкновенно расположена среди распаханных полей.
Слова для справок: я уверен; мы говорим о восточной части Орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом.
(1-без всякого сомнения; 2-одним словом; 3- я уверен; 4 – мы говорим о восточной части орловской губернии).
8.Самостоятельная работа.
Списать предложения, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
(листочки с заданиями раздать ученикам)
Не раздумывая (я уже не раз отмечал, что на это времени не было), подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в темную лазейку и , по-видимому, побежал вдоль стены. Он спотыкался о корни (они торчали , словно многорукий великан растопырил свои пальцы), разбивая себе в кровь руки, но тотчас вставил, не замечая, кажется, боли , и опять бежал вперед, согнувшись почти вдвое и не слыша своего крика.
-Объяснить знаки препинания.
-Объяснить орфограммы в словах с пропусками.
9.Подведение итогов урока.
-Чем отличается вставная конструкция от вводных предложений?
Задание на дом. Составить по 2 предложения с вводным словом, вводным предложением и вставной конструкцией.