Тема: «Облегчи учёбы Бремя…» Разносклоняемые существительные.
Цели: познакомиться с группой разносклоняемых существительных, учиться их изменять, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствование навыков правильного написания падежных окончаний существительных; формирование умения мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
Ход урока.
Эпиграф:
Нет тяжелее бремени, чем безделье.
Поговорка
1. Работа с эпиграфом.
2. Орфоэпическая разминка
Каталог, звонит, договор, ломоть, красивее, завидно, жалюзи.
3.Повторение теоретического материала. «Микрофон»
Что называется именем существительным?
Каковы морфологические признаки существительных?
Как определить род имени существительного?
Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?
Какие имена существительные называются собственными, а
какие – нарицательными?
Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
Что называется склонением имен существительных?
Какие существительные относятся к каждому из склонений?
4. Изучение нового материала.
Лингвистическая сказка(подготовленные учащиеся)
В стародавнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило - было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей - дикарей.
Они не знали для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку хлеба
Превратить простое СЕМЯ.
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Но не хочет ПЛЕМЯ вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный ПУТЬ
Сказку нашу не забудь!
Мы вам сказку рассказали
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной,
Мы включили в неё десять слов.
Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ,
ПЛАМЯ, ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ,
А для того, чтоб облегчить учёбы БРЕМЯ,
Повторяйте эту сказку всё ВРЕМЯ!
5.Словарная работа:
племя, семя, вымя, темя, время, имя, бремя, стремя, знамя, пламя.
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Просмотрите таблицу склонения существительных время, путь, сравните окончания