Просмотр содержимого документа
«О.Сулейменов. Поэма «Земля, поклонись Человеку!»»
Утверждаю:_______________Кентанова Г Урок 29. Русская литература. 11 класс
Дата:9.04.2018
Тема урока: О.Сулейменов. Тема высокого предназначения человеческой жизни. Космос и Земля как место обитания человека. Поэма «Земля, поклонись Человеку!» Цели урока: продолжить знакомство с творчеством О. Сулейменова; развивать чувства взаимосвязи с миром, осознания того, что «Я» - частичка Вселенной; развивать речь, критическое мышление, учить делать выводы и заключения после прочитанного и услышанного; воспитывать интерес, любовь и уважение к национальной культуре, корням и традициям. Оборудование: портреты Олжаса Сулейменова, Юрия Гагарина, звукозапись с голосом О.Сулейменова и Ю. Гагарина. Метод: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой. Деление для работы в группах. II. Актуализация знаний по теме. Вопросы 1 группе. - Что вы узнали об О.Сулейменове? Почему говорят, что он является сыном народа не только по происхождению, но и по духу? - Как О.Сулейменов рассказывает о своей родословной (шежере)? - Почему О.Сулейменов с уважением относится к произведениям устного народного творчества? Вопросы 2 группе. - Какой девиз услышал он в напутственных словах матери? Кем он стал? Какое образование получил? - Перечислите сборники его стихов. («Аргамаки», «Земля, поклонись Человеку», «Солнечные ночи», «Доброе время восхода», «Год обезьяны», «Глиняная книга», «Избранная лирика»). Вопросы 3 группе. - Почему он подчёркивает глубокую символичность двух своих первых сборников? - Что вы узнали о книге «Аз и Я»? - Какой общественной жизнью занимается О.Сулейменов? Чтение учащимися наизусть стихотворения «Красный гонец и чёрный гонец». (От каждой группы по 2 ученика)
IV. Работа по теме урока. Поэма «Земля, поклонись Человеку!»1.Вступительное слово учителя. Все человечество делится на нации, на людей разных сословий, вероисповеданий, цвета кожи, люди строили границы, возводили стены, но 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин стер все границы между людьми. В этот день люди почувствовали себя одной нацией, нацией, которая живет на планете Земля. На нашей огромной планете живут необыкновенные люди: писатели и поэты, художники и композиторы, для которых никогда не существовали границы и различия между людьми. Их творения: поэзия и музыка тоже не знают границ, поэтому все человечество преклоняется перед подвигом Ю. Гагарина, знает и любит творчество казахских поэтов Абая и Олжаса Сулейменова. 2.Сообщение ученика о Ю. Гагарине (опережающее задание). О Юрии Гагарине авторитетная комиссия писала: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играет роль его воли к победе, выносливости, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово – «работать». Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу, невозможно вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Скромен. Смущается, когда «пересолит» в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, жизнь знает больше, нежели некоторые его друзья». Гагарин Юрий Алексеевич родился 9.8.1934 года в с. Клушино, Гжатского р-на, Смоленкой области, космонавт, полковник, Герой Советского Союза, летчик-космонавт. Первый Человек, совершивший полет в космос 12 апреля 1961 года. В 1951 году окончил ремесленное училище в городе Люберцы. В 1955 году индустриальный техникум в г. Саратове. В Советской Армии с 1955 года. В 1957 г. окончил 1-ое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова. В 1960 году зачислен в отряд космонавтов, с 1961 года его командир. В 1968 году с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. 12 апреля 1961 года Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 мин. И благополучно вернулся на землю. Полетное задание Государственной комиссии: «Одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта». После короткого перерыва члены Госкомиссии собираются вновь. Предстоит решить, кому стартовать первым. Гагарин – мнение было единодушным. Звучит запись с голосом Ю. Гагарина. - Ребята, послушайте внимательно. Вы услышите живой голос Гагарина, его знаменитое «ПОЕХАЛИ», а также гул космического корабля «Восток». 3. Об истории создания поэмы «Земля, поклонись Человеку!» В 1961 году, в те легендарные дни О. Сулейменов вспоминает: «Она писалась по-акынски, на слух. Под утро я вышел на балкон и потрясённо орал на весь город: Люди! Граждане всей вселенной! Гости галактик! Хозяева шара! Вы не хотите пропасть бесследно! Живите! Живите! Живите с жаром! Москва встречала Гагарина, а над Алма-Атой летали розовые листочки со стихами О. Сулейменова.
V. Чтение учащимися отрывков из поэмы «Земля, поклонись Человеку». 1 группа. Отрывок «Разгадай: почему люди тянутся к звёздам?» 2 группа. Отрывок «Я люблю тебя, жизнь…» 3 группа. Отрывок «Матерью – степь мы называем…»
Беседа по содержанию. (В обсуждении принимают участи все группы). - Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, когда писал поэт? - О каком пути пишет поэт: «Путь, что в сердце своём пронёс…»? - Правомерно ли сопоставление лирического героя поэмы с Гагариным? - Какова основная тема поэмы? (Человек, его будущее, мощь человеческого разума …) - Почему в поэме повторяются слова «Я люблю тебя, жизнь…»? - Как вы понимаете мысль поэта, что «…даже самая верная победа всегда неожиданна»? - По мнению автора, герой у нас ассоциируется с соколом. Согласны ли вы с ним?
VI. Итог урока и обобщение. На месте гибели Ю. Гагарина поставлен камень- обелиск, где начертаны слова О. Сулейменова: «Земля, поклонись Человеку!» Верю, что к этому камню тропа не зарастет. И, может быть, строка О. Сулейменова останется в памяти будущих поколений как народное признание поэта, любви и скорби к первому космонавту Земли. Вспомним строки А.С. Пушкина: Я памятник воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. И славен будет О. Сулейменов – поэт, политик, гражданин, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит – «Земля, поклонись Человеку!»
VII. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (по выбору) из поэмы «Земля, поклонись Человеку!»
Утверждаю:_______________Кентанова Г
Дата:10.04.2018
Урок 55. Русский язык 8 класс
Тема урока: Сочинение «Роль заповедников в сохранении животных»
Цели урока: формировать умение употреблять в письменной речи простые осложнённые предложения; отбирать материал к сочинению в соответствии с поставленной темой и стилем текста, способствовать развитию умения располагать материал в определенной последовательности и составлять план сочинения; тренировать в подборе языковых средств в соответствии со стилем: художественным или деловым; развивать речь, память, внимание.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация знаний.
- Какие виды текстов вы знаете? (Описание, рассуждение, повествование, текст.)
- О чем бы вы могли рассказать в своем сочинении? (Рассуждения детей вслух не должны занимать более 2-3 мин.)
III Постановка темы и целей урока.
- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках?
- При написании сочинения- рассуждения на тему «Роль заповедников в сохранении животных» вы должны в своем тексте обязательно употребить обособленные члены предложения.
IV Обсуждение основной мысли сочинения.
- Прочитайте еще раз тему вашего сочинения. Подсказывает ли заголовок тему, на которую вы должны писать текст? (Да, подсказывает.)
V Обсуждение плана сочинения.
- С чего нужно начать написание сочинения?
- О чем расскажете в основной части? (О самом событии.)
- Чем закончите сочинение? (Сделаем какой-то вывод, обобщение.)
- Сколько пунктов будет в вашем плане?
- Можем ли мы с вами при написании этого сочинения составить общий план для всех?
- О чем нужно помнить всегда при написании сочинений? (О правилах правописания орфограмм.)
Утверждаю Дата:12.04.2018 Уроки 56-57. Русский язык 8 класс
Тема урока: Пунктуация Лексическая тема: Мир полон удивительных творений
Цель урока: продолжить работу по формированию у учащихся навыков пунктуационной грамотности. Задачи урока: - дать понятие о системе знаков препинания и правил их употребления.
- развивать умение выполнять полный синтаксический разбор предложения;
- воспитывать желание воспитывать самого себя – учиться мыслить и чувствовать.
Оборудование урока: учебник,таблицы, опорная схема, карточки.
Ход урока
I Организационный момент.
II Анализ сочинений по теме «Роль заповедников в сохранении животных». Чтение учащимися лучших сочинений. Комментирование, замечания учителя.
III Актуализация знаний по теме «Пунктуация».
IV Работа по изучению новой темы.
1.Работа по таблице «Знаки препинания». Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают однозначное понимание предложения и текста.
Знаки препинания
Где встречаются
1. Точка ставится:
1)в конце повествовательного предложения;
2)в конце побудительного предложения при спокойном тоне речи;
3)в конце рубрик перечисления, если они являются самостоятельными предложениями.
2. Восклицательный знак ставится:
1)в конце восклицательного предложения;
2)после обращения;
3. Вопросительный знак ставится:
В конце вопросительного предложения;
4. Многоточие ставится:
1)при перерывах в речи, при незаконченных высказываниях;
2)в цитатах;
5. Запятая ставится:
1)между однородными членами предложения;
2)при обособлении второстепенных членов предложения;
3)при обращении;
4)при вводных словах;
5)в вводных и вставных предложениях;
6)в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения;
1)перед однородными членами предложения после обобщающего слова;
2)в бессоюзных сложных предложениях;
3)при прямой речи;
4)при цитатах;
8. Тире ставится:
1)между подлежащим и сказуемым;
2)в неполном предложении;
3)интонационное тире;
4)соединительное тире;
5)после однородных членов предложения перед обобщающим словом;
6)при обособленных приложениях;
7)при вводных и вставных предложениях;
8)в бессоюзных сложных предложениях;
9)при прямой речи;
10)при диалоге;
9. Скобки ставятся:
При вводных и вставных предложениях;
10. Кавычки ставятся:
1)при прямой речи;
2)при цитатах;
3)при словах, употребляемых не в своём обычном значении;
4)при названиях:
а)литературных произведений, газет и т.д.;
б)предприятиях;
в)орденов и медалей;
г)марок изделий.
V Закрепление новой темы.
1. Выполнить задание 1. Спишите, расставьте знаки препинания.
1) Армяне грузины черкесы персияне теснились на неправильной площади. 2) Песня сбилась задрожала разорвалась и погасла. 3) Темнота шумела за стеной плесками дождя и ударами ветра. 3) На следующих станциях жадно хватали все газеты центральные местные краевые. 4) На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег. 5) Письма пишут разные слёзные болезные иногда прекрасные чаще бесполезные.
2. Выполнить задание 2. Разноуровневые задания.
Первый уровень. Спишите, подчеркните приложения, расставьте знаки препинания.
1)Могучий лев гроза лесов лишился силы. 2) Рядом сидела девушка Вовнич радист. 3) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски.
Второй уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.
1)Всякая птичка даже воробей привлекала моё внимание. 2) Верный своему обещанию Пугачёв приближался к Оренбургу. 3) Я остался здесь на неделю то есть до воскресенья или до понедельника.
Третий уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.
1)В море у самой отмели поблёскивают серебряные сельди. 2)Я увидел наверху группу скал похожих на оленя и залюбовался. 3) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в бешеном движении.
3. Выполнить задание 3.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1)Утомлённые мы наконец уснули. 2) Не переставая лил дождь косой и мелкий. 3) Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. 4) Месяц чистый и острый стоял над головой. 5) Солнце сразу начавшее палить быстро подымалось над степью. 6) Ветер всё ещё сильный дул теперь с востока.
Лексическая работа:
Теснились – қысылысты
Разорвалась – үзілді
Лишился – айырылды
Утомлённые - шаршаған
4.Работа по карточке.
Семантическая карта
Обособленные и однородные члены
Примеры:
однородные члены
допол
нения
опреде
ления
обстояте
льства
Мы, вместо рассказа, представим только коротенький очерк главных её характеров.
+
Маленькие степные зайцы сидят возле телеграфных столбов, врытых в землю.
+
Буран крутит, швыряет снегом и высвистывает, и заливается жутким воем.
+
Охотник зашагал к небольшому озеру, вслушиваясь в тишину леса.
+
Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом.
+
VI Итог урока.
Тестовые задания.
1.Какой член предложения обособлен в предложении: Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны, по пути изучая различные горные породы.
А) обстоятельство В) определение С) дополнение
2. Какой член предложения обособлен в предложении: Театр осаждало молодое море, буйное, напористое.
А) обстоятельство В) определение С) сравнительный оборот
3.Какой член предложения обособлен в предложении: Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.
А) дополнение В) обстоятельство С) приложение
4.Какой член предложения обособлен в предложении: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым.
А) сравнительный оборот В) определение С) обстоятельство
5.Сколько знаков препинания здесь пропущено: А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой.
А) 1 В) 3 С) 2
VII Домашнее задание: 1-ый урок 1) Упр.290. Прочитать. Ответить на вопросы к тексту 2) Упр. 292. Списать, расставляя знаки препинания. Определить, чем осложнены данные предложения. 2-ой урок: 1) Упр.294. Записать, расставляя недостающие знаки препинания. VIII Подведение итогов работы. Оценка знаний.
1. Выполнить задание 1. Спишите, расставьте знаки препинания.
1) Армяне грузины черкесы персияне теснились на неправильной площади. 2) Песня сбилась задрожала разорвалась и погасла. 3) Темнота шумела за стеной плесками дождя и ударами ветра. 3) На следующих станциях жадно хватали все газеты центральные местные краевые. 4) На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег. 5) Письма пишут разные слёзные болезные иногда прекрасные чаще бесполезные.
2. Выполнить задание 2. Разноуровневые задания.
Первый уровень. Спишите, подчеркните приложения, расставьте знаки препинания.
1)Могучий лев гроза лесов лишился силы. 2) Рядом сидела девушка Вовнич радист. 3) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски.
Второй уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.
1)Всякая птичка даже воробей привлекала моё внимание. 2) Верный своему обещанию Пугачёв приближался к Оренбургу. 3) Я остался здесь на неделю то есть до воскресенья или до понедельника.
Третий уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.
1)В море у самой отмели поблёскивают серебряные сельди. 2)Я увидел наверху группу скал похожих на оленя и залюбовался. 3) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в бешеном движении.
3. Выполнить задание 3.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1)Утомлённые мы наконец уснули. 2) Не переставая лил дождь косой и мелкий. 3) Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. 4) Месяц чистый и острый стоял над головой. 5) Солнце сразу начавшее палить быстро подымалось над степью. 6) Ветер всё ещё сильный дул теперь с востока.
Лексическая работа:
Теснились – қысылысты
Разорвалась – үзілді
Лишился – айырылды
Утомлённые - шаршаған
4.Работа по карточке.
Семантическая карта
Обособленные и однородные члены
Примеры:
однородные члены
допол
нения
опреде
ления
обстояте
льства
Мы, вместо рассказа, представим только коротенький очерк главных её характеров.
+
Маленькие степные зайцы сидят возле телеграфных столбов, врытых в землю.
+
Буран крутит, швыряет снегом и высвистывает, и заливается жутким воем.
+
Охотник зашагал к небольшому озеру, вслушиваясь в тишину леса.
+
Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом.
+
Тестовые задания.
1.Какой член предложения обособлен в предложении: Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны, по пути изучая различные горные породы.
А) обстоятельство В) определение С) дополнение
2. Какой член предложения обособлен в предложении: Театр осаждало молодое море, буйное, напористое.
А) обстоятельство В) определение С) сравнительный оборот
3.Какой член предложения обособлен в предложении: Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.
А) дополнение В) обстоятельство С) приложение
4.Какой член предложения обособлен в предложении: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым.
А) сравнительный оборот В) определение С) обстоятельство
5.Сколько знаков препинания здесь пропущено: А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой.
А) 1 В) 3 С) 2
Утверждаю Дата:11.04.2018 Урок 28. Литература. 8 класс Тема урока: Природа и человек О.Сулейменов. Волчата Цели урока: формирование общего представления о жизни и творчестве О.Сулейменова,
о содержании стихотворения «Волчата; продолжить работу над развитием речи учащихся, развивать логическое
мышление, познавательный интерес, умение самостоятельно добывать
знания; привлечь внимание к экологической проблеме, отношении человека к
природе. Тип урока: комбинированный Методы и приёмы: словесный, вопросы- ответы, чтение текста. Оборудование: портрет О.Сулейменова, кластеры, диаграмма, кластер. Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. Глава «Суд над Базарбаем» из романа Ч.Айтматова. Пересказ. Ответы на вопросы по содержанию предыдущих глав. III. Тема урока: Природа и человек О.Сулейменов. Волчата 1. Слово учителя. В своём творчестве О.Сулейменов обращается к проблемам нравственным, литературным, историческим, политическим, лингвистическим и экологическим. Сегодня в разделе нашего учебника «Человек и природа» мы познакомимся со стихотворением автора «Волчата». Он, как и Ч. Айтматов, пишет свои произведения на русском языке. 2. Сообщение ученика о жизни и творчестве поэта (опережающее задание). 3. Работа с таблицей. Учащиеся записывают в таблицу новую для него информацию: Олжас Сулейменов
Знаю
Узнал
Хочу узнать
4.Знакомство со стихотворением. - Стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Волчата».Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово волк? Составьте кластер. - Серый, злой, страшный, зверь, разбойник, хищник, кровожадный. 5. Работа с текстом стихотворения: а) Чтение стихотворения. Отработка правильного произношения и выразительного чтения. б) Словарная работа. Работа с постатейным словарём. в) Анализ текста: - Какая картина предстала перед человеком в густой лощине? - Как вы думаете, какие мысли и чувства вызвала она у волчатника? - В чём заключается нарисованная поэтом трагедия? - Почему не назван истинный виновник? - Какова главная мысль стихотворения? 6. Работа со схемой: Условно стихотворение можно разделить на две части.
Первая часть – состоящая из трёх четверостиший, заканчивается словами «неподатливую мать». Неизвестно, кто убил волчицу, но можно предположить, что она погибла, добывая пищу для своих детёнышей, чтобы спасти им жизнь. Заботливая мать – волчица – жизнь Смерть - другие хищники, люди (охота) Вторая часть – это страшная сцена: голодные волчата пьют густую, холодеющую кровь матери, и вместе с ней вливается жажда мести. Добро или зло? - жизнь - волчатник не тронул Зло – смерть (волчата будут мстить) IV. Дискуссия. Разделить класс на две группы - защитники и противники волков.
Защитники волков
Противники волков
Можете ли вы сказать что- то в защиту волков?
Почему люди боятся и преследуют волков?
Защитники могут использовать новые сведения о волках, полученные при изучении русской народной сказки «Иван – царевич и Серый Волк», рассказа Д.Мамина - Сибиряка «Волки» (7кл.), роман Ч.Айтматова «Плаха» и стихотворение О.Сулейменова «Волчата».
V. Обобщение по уроку. Составить диаграмму Венна: Человек Волк Разрушает мир природы Пытается отстоять своё Уничтожает природу, - природа - право на существование, своё будущее. сохранить потомство, продолжить род. Вывод. Человек – вершина природы, но природа – его подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя. Дети природы в борьбе за выживание не жалеют друг друга. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам. Будьте достойными гражданами страны. Вспомните известные вам пословицы и поговорки об этом хищнике ( все они почти ассоциируются с агрессией, жестокостью): Волка ноги кормят. Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву. Сколько волка не корми, он в лес смотрит. Старый волк знает толк. Волк для овец плохой пастух. Волк коню не товарищ. Волка пожалей – искусает ещё злей.
VI. Домашнее задание: 1. Выучить стихотворение «Волчата» наизусть. 2.Индивидуальные задания: а) Подготовить сообщение по статье «Поэт и учёный». б) О стихотворении «Волчата». Анализ стихотворения. в) Подготовить сообщение о жизни и творчестве В.М.Пескова.
Утверждаю Дата:10.04.2018
Урок 28. Русский язык 10 класс Тема урока: Наречие. Значение и грамматические особенности Цель урока: повторить и закрепить знания о наречии как самостоятельной части речи, значении и его грамматических признаках. Задачи урока: - учить образовывать наречия от других частей и различать способы словообразования; закрепить навыки правописания наречий; - формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль; развивать познавательные способности детей, речевую культуру, умение общаться, выражать свои желания; - содержание текстов использовать в воспитательных целях. Прогнозируемые результаты: узнают наречия, знают правила их правописания, умеют делать морфологический разбор. Оборудование урока: учебник, таблица «Разряды наречий по значению». Ход урока I Организационный момент II Актуализация знаний о наречии Мозговой штурм 1. Какая часть речи называется наречием? 2. Когда наречие обозначает признак действия, признак признака и признак предмета? 3. Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи? 4. От каких частей речи образуются наречия? 5. Какие разряды наречий по значению вы знаете? 6. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют наречия? 7. Когда пишется дефис в наречиях? 8. Когда пишется Ь на конце наречий после шипящих? 9. Вспомните правописание суффиксов А и О на конце наречий. III Работа по закреплению темы урока 1. Упр.249. Заполнить таблицу данными словами. 2. Упр.251. Прочитать афоризмы о труде. Выписать словосочетания с наречиями, определите значение наречий. Много трудится, удачно выберете, видеть немедленно, явно усиленного, ценится дорого, уже нельзя жить. 3. Правописание наречий А) Упр.253 (устно). От данных прилагательных образовать наречия с помощью суффиксов -О (-Е). Б) Упр.257. Переписать словосочетания, раскрывая скобки, объясняя правописание слов. В) Упр.263. Дописать в конце наречий А или О. 4. Записать предложения. Определить синтаксическую роль наречий в предложениях. По-разному человек может относиться к труду. С любимым делом ваша жизнь станет ярче и богаче. Завтра не будет похоже на сегодня. Он сделал ошибку (почему?) сгоряча. Он привык к чтению вслух. 5. Сделать морфологический разбор наречий (памятка стр.181-182). по-разному (относиться), (к чтению) вслух. 6. Степени сравнения наречий. Сравнить образование степеней сравнения наречий и прилагательных. Как отличить наречие от прилагательного в сравнительной степени Образование степеней сравнения наречий Сравнительная степень Превосходная степень
Простая форма
Составная форма
Простая форма
Составная форма
Наречие на –о + суффиксы -е, -ее, (-ей) быстро –быстрее ярко - ярче
Более, менее + наречие менее быстро более ярко
Сравнительная степень наречия + местоимение всех (всего) быстрее всех ярче всех
Образование степеней сравнения прилагательного Сравнительная степень Превосходная степень
более, менее + прилагательное менее быстрый более яркий
суффиксы -ейш, -айш
наиболее наименее самый
самый быстрый всех (всего) быстрее всех
Интереснее всех был этот седовласый старик. Он выступил интереснее всех. Шагай смелее! Марат смелее Максата. Это юноша вернулся раньше всех. Ребята, приходите пораньше. IV Рефлексия Что я знаю о наречии? Проверьте себя! (стр.182) V Домашнее задание: 1) параграф 21, правило 2) упр.265. Списать, раскрывая скобки 3) подготовиться к словарному диктанту по упр. стр.182 VI Подведение итогов работы. Оценка знаний
Утверждаю:_________________Кентанова Г Дата:12.04.2018
Урок 27. Русский язык 11 класс Тема урока: Синтаксис. Обобщение Лексическая тема: Человек и его созидательный труд. Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Синтаксис». Задачи урока: - привести в систему знания по теме «Синтаксис»; - проверка умений: различать предложения по структуре и способам связи, делать полный синтаксический разбор, объяснять постановку знаков препинания, составлять схемы предложений; - развитие познавательной деятельности, внимания, сосредоточенности, орфографической зоркости; - воспитывать стремление к созидательному труду. Прогнозируемые результаты: приведут в систему знания по теме «Синтаксис». Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I Организационный момент. Актуализация.
Сформулируйте темы разделов курса русского языка, которые нам необходимо повторить перед выпускным экзаменом.
Группируем содержательные блоки для повторения:
1) Типы связи слов в словосочетании. 2) Односоставные предложения. 3) Сложносочинённые предложения. 4) Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. 5) Бессоюзные предложения. 6)Сложные многочленные предложения.
II Обобщающее повторение.
Задание 1.
1. Типы связи слов в словосочетании».
В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1)Сквозь тучи бледные; догорала в пучине; вслед кровавым знаменам;
2) Среди бурей тайных; в прибрежном злаке; чудится завывание;
3) Звонкий щит; с юных лет; над бездною седой;
4) За галльскими орлами; черные пучины; дань свободы.
В каком ряду все словосочетания со связью управление?
4) В молчанье пред тобой сижу. 5) Гоните мрачную печаль, пленяйте ум…обманом.
6) Писать тебе послание мне было не досуг. 7) Щёк румяных цвет игривый, ум и сердце на устах, хохот чистого веселья… 8) Они дружно кричали нам с противоположного берега.
Задание 3. Сложносочинённые предложения. Рассказать о СПП, используя данные примеры. Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора. Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели. Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески. Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое. Иван Петрович ушёл, а я остался. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. Я ничего не ел, но голода я не чувствовал. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде. Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней. То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку. Задание 4. «Сложноподчинённые предложения». Определите тип придаточных.
1. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.
2. Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно…
3.Ты говорил со мной в тиши, когда я бедным помогала или молитвой услаждала тоску волнуемой души?
4. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я...
5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
6. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
7.Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
8. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи. 9. Хоть юность в нем кипит, но не жесток в нем дух державный. 10.Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. Задание 5. «Бессоюзные предложения». Расставить знаки препинания в БСП.
Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами. Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины. Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.
Я обиделась на него: он был виноват передо мной.
Захочу – всё будет по-моему.
Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало.
Дождь перестал – дети побежали на улицу.
Делу время – потехе час. Задание 6. «Сложные многочленные предложения». Составить кластер.
III Обобщение. Рефлексия - Что удалось вспомнить тебе на уроке?
IV Домашнее задание: повторить теоретический материал по теме «Синтаксис».
Задание 1.
1. Типы связи слов в словосочетании».
В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) Сквозь тучи бледные; догорала в пучине; вслед кровавым знаменам;
2) Среди бурей тайных; в прибрежном злаке; чудится завывание;
3) Звонкий щит; с юных лет; над бездною седой;
4) За галльскими орлами; черные пучины; дань свободы.
В каком ряду все словосочетания со связью управление?
Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Люблю я в полдень воспаленный
Прохладу черпать из ручья…
Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество…
Задание 2. «Односоставные предложения». Определите тип односоставного предложения:
А- определенно-личное
Б- неопределенно-личное
В- обобщенно-личное
Г- безличное
Д- назывное 1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Люблю под ясным небосклоном близ озера сидеть.
3) Зачем сиянье тусклое наводишь?
4) В молчанье пред тобой сижу. 5) Гоните мрачную печаль, пленяйте ум…обманом.
6) Писать тебе послание мне было не досуг. 7) Щёк румяных цвет игривый, ум и сердце на устах, хохот чистого веселья… 8) Они дружно кричали нам с противоположного берега. Задание 3. Сложносочинённые предложения. Рассказать о СПП, используя данные примеры. Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора. Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели. Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески. Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое. Иван Петрович ушёл, а я остался. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. Я ничего не ел, но голода я не чувствовал. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде. Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней. То ли на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку.
Задание 4. «Сложноподчинённые предложения». Определите тип придаточных.
1. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.
2. Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно…
3.Ты говорил со мной в тиши, когда я бедным помогала или молитвой услаждала тоску волнуемой души?
4. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я...
5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
6. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
7. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
8. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи. 9. Хоть юность в нем кипит, но не жесток в нем дух державный. 10.Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума.
Задание 5. «Бессоюзные предложения». Расставить знаки препинания в БСП.
Подул сильный и резкий ветер (?) небо затянуло тучами. Со мною происходит что-то непонятное (?) я тревожусь без причины. Я вошёл в дом (?) там было чисто и прохладно.
Я обиделась на него (?) он был виноват передо мной.
Захочу (?) всё будет по-моему.
Прошёл ледяной дождь (?) столько деревьев поломало.
Утверждаю:______________Кентанова Г Дата: 11.04.2018 Урок 30. Русская литература 10 класс Тема урока: Сочинение «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Цель урока: учить излагать свои мысли по заданной теме; составлять план, раскрывающий основную мысль, систематизировать материал из текста художественной литературы. Ход урока I Организационный момент II Актуализация знаний по теме. 1)Работа по таблице «Сопоставительная характеристика Кутузова и Наполеона» (вместо плана). 2) Зачитывается образец сочинения. III Письмо сочинения IV Домашнее задание: повторить изученное по теме «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого» Образец сочинения Большое место в романе-эпопее “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Находясь во главе армий, Наполеон и Кутузов не только направляли военные действия, но также распоряжались судьбами людей, им подчиненных. Толстой в своем романе отразил свой взгляд на войну, на роль выдающейся личности и народа. Автор романа открыто говорит о своем неприятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым принижая достоинства и заслуги этого полководца. Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждавшее его тактику ведения войны. Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату - вот те чувства, которые выделяет Толстой в Кутузове. Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям света о командующем русской армией. Кутузов и Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним также различно. Наполеон - кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Вот как Толстой описывает “великую армию” Наполеона: “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны”. Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихотям. “Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Толстой показывает, что все это только прихоть, самообман. Наряду с высокомерием Бонапарту присущи и лицемерие, и позерство, и фальшь: “Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”. Даже перед портретом сына он играет роль. Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле: “Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив ”. Больше всего поражает отношение французского императора к этой войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира. Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать”, “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”. Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: “Маленький человек в сером сертучке... Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног”. Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки. Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты. Командующий и его армия едины, именно это показал автор в своем произведении. Такими разными предстают перед нами Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”. С помощью этих образов писатель хотел показать свое отношение к великим личностям и их роли в истории.
Утверждаю:______________Сугирова Ж
УРОК 53. Четыре сестрицы
Школа: имени Е.Айшуакулы
Дата: 6.04.2018
Ф.И.О. преподавателя:Бектурова Г
КЛАСС: 2
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которым посвящен урок
2.1.3.1 отвечать на вопросы и подбирать соответствующую иллюстрацию/картину/схему к прослушанному сообщению;
2.2.4.1 пересказывать истории/рассказы, используя знакомые слова, соблюдая последовательность событий;
2.4.2.1 на основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного записывать словосочетания с помощью учителя;
2.5.1.3 использовать глаголы в нужном времени (настоящем, будущем, прошедшем) с помощью учителя.
Учебные цели
Знают вопросы глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Понимают значение вопросов глаголов определенного времени.
Применяют в речи глаголы в нужном времени.
Предполагаемый результат
Все учащиеся смогут:
отвечать на вопросы и подбирать соответствующую иллюстрацию к прослушанному тексте;
пересказывать истории/рассказы, используя знакомые слова, соблюдая последовательность событий;
на основе прослушанного/ прочитанного/ увиденного записывать словосочетания с помощью учителя;
оценивать высказывание на основе своего согласия/несогласия.
Большинство учащихся смогут:
правильно употреблять в речи глаголы в нужном времени;
составлять рассказ по картинкам;
высказывать простые оценочные суждения.
Некоторые учащиеся смогут:
пересказывать прочитанный текст;
самостоятельно использовать в речи глаголы нужного времени.
Языковая цель
Полиязычие:
Времена года – жыл мезгілдері
Явления природы – табиғат кұбылыстару
Дождь – жаңбыр
Снегопад – қар жауу
Град – бұршак
Ветер – жел
Радуга – кемлірқосық
Гроза – найзағай
Основные термины и словосочетания
Материал прошедших уроков
Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста, используя глаголы нужного времени.
План
Планируемое время
Запланированная деятельность
Ресурсы
Начало урока
10 мин.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся на двух языках.
Сообщение чему будем учиться на уроке.
2. Актуализация знаний.
(К) Учитель предлагает игру «назови предметы на картинке». Ведущий показывает сюжетную картинку. (Деятельностьучащихся) дети должны по цепочке назвать по одному предмету, не повторяя слова.
(И, К) Учитель предлагает послушать стихотворения и подобрать к ним в учебнике иллюстрацию. (Деятельностьучащихся) Делают вывод, какие различия на картинках. Например, Летом листья зеленые, а осенью листья на деревьях красные. Зимой идет снег, а весной он тает.
(Ф) Учитель предлагает ответить на вопросы.
(К) Просмотр развивающего мультфильма. Учитель задает вопросы по содержанию.
– Назовите имена сестриц.
– У какой сестрицы «снег искрится»?
–У какой сестрицы «сыты все, согреты»?
–Что бывает у первой сестрицы?
(Деятельность учащихся). Ученики отвечают на вопросы.
(К) Учитель предлагает прочитать текст, озаглавить, составить к тесту вопросы..
(И, П) (Деятельность детей). В паре составляют вопросы к прочитанному тексту, задают классу. Читают текст, выписывают глаголы прошедшего времени.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике.
(Деятельность учащихся). Ученики называют слова-предметы, которые относятся к зиме, весне, осени или лету.
Образец: Весна – кораблик, ручеек.
(Деятельность учащихся). Записывают слова-предметы в тетрадь.
(Г) Учитель предлагает объединиться в группы, рассмотреть иллюстрации и выполнить задание. На доске условные обозначения погоды, которые необходимо каждой группе выбрать соответственно той погоде, которая в задании.
(Деятельность учащихся). Ученики выполняют задания по группам.
1-я группа – дополнить 1 и 2-е предложения, записать их в тетрадь. Нарисовать соответствующий рисунок.
2-я группа – дополнить 3 и 4-е предложения, записать их в тетрадь. Нарисовать соответствующий рисунок.
Работа в рабочей тетради.
Словарный диктант.
Запомни написание подчеркнутых букв:
осень, солнце, месяц, весна, лето.
Учебник, задание 1.
https://www.youtube.com/watch?v=3JVi_JIB7ok
Учебник, задание 2.
Учебник, задание 3.
Рабочая тетрадь.
Конец урока
5 мин.
5. Итог урока.
(К, Ф) Вспомните, чему вы научились на этом уроке, что было для вас сложным, легким в исполнении.
Рефлексия «Дерево моего успеха».
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
Утверждаю:______________Сугирова Ж
УРОК 54.
Учимся рассказывать о погоде
Школа: имени Е.Айшуакулы
Дата: 9.04.2018
Ф.И.О. преподавателя:Бектурова Г
КЛАСС: 2
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которым посвящен урок
2.2.3.1 участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; соблюдать речевые нормы;
2.3.4.1 формулировать простые вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
2.4.1.1 писать предложения по данной иллюстрации, используя слова-описания;
2.5.1.2 согласовывать имена прилагательные с именами существительными в единственном числе, роде с помощью учителя.
Учебные цели
Знают имена существительный и имена прилагательные.
Понимают согласование имен прилагательных и имен существительных.
Применяют в речи имена существительный и имена прилагательные.
Предполагаемый результат
Все учащиеся смогут:
писать предложения по иллюстрации;
формулировать простые вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
оценивать высказывание на основе своего согласия/несогласия.
Большинство учащихся смогут:
правильно употреблять в речи имена прилагательные и имена существительные;
составлять рассказ по картинкам;
высказывать простые оценочные суждения.
Некоторые учащиеся смогут:
самостоятельно использовать в речи слова-описания;
соотносить времена года со словосочетаниями.
Языковая цель
Полиязычие:
Погода – ауа райы
Прогноз – болжал
Метеоролог – метеорология маманы
Материал прошедших уроков
Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста, используя глаголы нужного времени.
План
Планируемое время
Запланированная деятельность
Ресурсы
Начало урока
10 мин.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся на двух языках.
Сообщение, чему будем учиться на уроке.
2. Актуализация знаний.
(К) Учитель предлагает познакомиться с презентацией о временах года. Учащиеся вспоминают, что изучили ранее по этой теме.
Учебник, задание1.
ppt4web.ru›Детские презентации›Времена года
Середина урока
20 мин.
3. Закрепление изученного материала.
(И, К) Учитель предлагает послушать слова. Ученики повторяют за учителем. Учитель предлагает выбрать каждому ученику время года и месяц, которые ему нравятся больше всего и записать их в тетрадь.
(И) Учитель предлагает пройти по дорожкам лабиринта и узнать, в какое время года спит мишка, когда поспевает в лесу земляника, и когда птицы улетают в теплые края.
(Деятельность учащихся). ученики работают с карточкой.
(П) Учитель предлагает выполнить задание в парах. Необходимо угадать, о каком времени года идет речь, затем вставить нужные слова и списать текст в тетрадь.
(Г) Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации (на доске вывешены картинки и на отдельных листах написаны слова из учебника). Учитель предлагает прочитать текст. Подобрать картинки карточки к погоде. Найти имена прилагательные.
(Деятельность учащихся). Ученики соотносят таблички со словами и картинками, объединяются в группы и составляют прогноз погоды.
1-я группа – летняя погода.
2-я группа – осенняя погода.
3-я группа – зимняя погода.
4-я группа – весенняя погода.
Учитель обращает внимание на согласование прилагательного и существительного в числе и роде.
(Ф) Учитель показывает детям разные источники получения информации (справочник, Интернет).
Совместно с учителем решают проблему: «Зачем людям знать прогноз погоды» (водитель, летчик, моряк, родитель)
(Ф) Учитель предлагает составить знаки-символы прогноза погоды.
(Деятельность учащихся). Ученики составляют прогноз погоды.
(К, Ф) Вспомните, чему вы научились на этом уроке, что было для вас сложным, легким в исполнении.
Рефлексия «Я».
(Деятельность учащихся). Ученики составляют предложение.
Утверждаю:______________Сугирова Ж
УРОК 55.
Сбор идей для прогноза погоды
Школа: имени Е.Айшуакулы
Дата:
Ф.И.О. преподавателя:Бектурова Г
КЛАСС: 2
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которым посвящен урок
2.2.3.1 участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; соблюдать речевые нормы;
2.3.4.1 формулировать простые вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
2.4.1.1 писать предложения по данной иллюстрации, используя слова-описания;
2.5.1.2 согласовывать имена прилагательные с именами существительными в единственном числе, роде с помощью учителя.
Учебные цели
знают имена существительный и имена прилагательные;
понимают согласование имен прилагательных и имен существительных;
применяют в речи имена существительный и имена прилагательные.
Предполагаемый результат
Все учащиеся смогут:
писать предложения по иллюстрации;
согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
оценивать высказывание на основе своего согласия/несогласия.
Большинство учащихся смогут:
правильно употреблять в речи имена прилагательные и имена существительные;
составлять рассказ по картинкам;
высказывать простые оценочные суждения;
составлять прогноз погоды используя имена прилагательные с именами существительными.
Языковая цель
Основные термины и словосочетания
Снежная – қарлы қыс
Холодная – суық
Облачная – бұлтты
Пасмурная – бұлыңғыр
Ветреная – желді
Дождливая – жауынды
Грозовая – найзағайлы
Туманная –тұманды
Материал прошедших уроков
Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста, используя глаголы нужного времени.
План
Планируемое время
Запланированная деятельность
Ресурсы
Начало урока
10 мин.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся на двух языках.
Сообщение, чему будем учиться на уроке.
2. Актуализация знаний.
(К) Учитель предлагает найти различия и сходства во временах года, изображенных на картинке (изображение деревьев на доске). (Деятельность учащихся). Учащиеся используют в ответах знакомые существительные, прилагательные, глаголы.
Учебник, задание 1.
Середина урока
ин.
3.Закрепление изученного материала.
Учитель предлагает прочитать текст, определить его жанр.
(П) Учитель предлагает выполнить задание в парах.
(Деятельностьучащихся). Ученики записывают в тетрадь разные состояния погоды, используя прилагательные.
(Г) Учитель предлагает объединиться в группы, послушать и назвать состояние погоды. Показать жестами, движениями, мимикой.
(Деятельность детей.) Необходимо подобрать – картинку в соответствии с прочитанным текстом.
(Ф) Учитель предлагает подобрать прилагательные, описывающие разные состояния погоды.
(Деятельность детей). Записывают словосочетания в тетрадь.
(И, П) Учитель предлагает взять друг у друга интервью о погоде.
(П) Учитель предлагает поработать в парах. (Деятельность учащихся) Дети распределяют предметы гардероба по сезонам.
Работа в рабочей тетради.
Словарный диктант.
Запомни написание подчеркнутых букв:
октябрь, облако, время года.
Учебник, задание 2.
Учебник, задание 3.
yandex.kz/images›пазлы времена года для детей
Учебник, задание 4.
yandex.kz/images›одежда времена года для детей
Рабочая тетрадь.
Конец урока
5 мин.
5. Итог урока.
(К, Ф) Вспомните, чему вы научились на этом уроке, что было для вас сложным, легким в исполнении.
Рефлексия.
Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… – Теперь я знаю… Я не умел… – теперь умею.)