kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственно-философское звучание поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература.

11 класс.

Тема: Нравственно-философское звучание поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

 

Цели: 1. Рассмотреть, какие нравственные ценности утверждает в поэме автор и какие философские вопросы звучат в произведении.

            2. Закрепить умения анализировать поэтический текст, выделять главное в тексте, обобщать и делать выводы.

             3. Воспитывать чувство любви к Родине.

 

План: 1. Проверка домашнего задания.

            2. Работа с эпиграфом.

            3. Слово учителя.

            4. Анализ поэмы «Анна Снегина».

            5. Вывод по теме.

            6. Домашнее задание.

            7. Итоги по уроку.

 

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем начать анализ поэмы, давайте повторим:

  1. Какие мотивы преобладают в поздней лирике Сергея Есенина?

(Мотивы просветления, благодарности жизни, самой любви, дарящей радость и свет душе, свет благодати, благой вести).

  1. Какие образы встречаются в стихотворениях позднего периода?
  1. Образ «девушки в белой накидке», 2. Образ природы(берёзка, рожь…), 3. Образ деревни,

4. Образ Родины).

3. Как эти образы соотносятся с тематикой произведений поэта?

(Через картины пейзажа, через зримые образы выражается любовь к Родине, любовь к женщине, любовь ко всему живому).

И сегодня мы снова окунёмся в прекрасный мир, созданный Есениным в произведении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-философское звучание поэмы С.Есенина «Анна Снегина». »

Литература.

11 класс.

Тема: Нравственно-философское звучание поэмы С.Есенина «Анна Снегина».


Цели: 1. Рассмотреть, какие нравственные ценности утверждает в поэме автор и какие философские вопросы звучат в произведении.

2. Закрепить умения анализировать поэтический текст, выделять главное в тексте, обобщать и делать выводы.

3. Воспитывать чувство любви к Родине.


План: 1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с эпиграфом.

3. Слово учителя.

4. Анализ поэмы «Анна Снегина».

5. Вывод по теме.

6. Домашнее задание.

7. Итоги по уроку.


Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем начать анализ поэмы, давайте повторим:

  1. Какие мотивы преобладают в поздней лирике Сергея Есенина?

(Мотивы просветления, благодарности жизни, самой любви, дарящей радость и свет душе, свет благодати, благой вести).

  1. Какие образы встречаются в стихотворениях позднего периода?

  1. Образ «девушки в белой накидке», 2. Образ природы(берёзка, рожь…), 3. Образ деревни,

4. Образ Родины).

3. Как эти образы соотносятся с тематикой произведений поэта?

(Через картины пейзажа, через зримые образы выражается любовь к Родине, любовь к женщине, любовь ко всему живому).

И сегодня мы снова окунёмся в прекрасный мир, созданный Есениным в произведении.


2. Работа с эпиграфом.

Разберёмся во всём, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.


  1. О чём размышляет поэт в этих строках?

( Размышляет о событиях, о времени, подводит итог).

  1. О каком же итоге говорит Есенин, мы увидим после анализа поэмы.

3. Слово учителя.

После возвращения из заграничного путешествия Есенин создал несколько вещей («Песнь о великом походе», «Баллада о 26», «Поэма о 36»), но творческого удовлетворения не чувствовал. Поэт задумывает поэму «Анна Снегина», с этим замыслом он уезжает в Грузию.

Чтоб воротясь опять в Москву,

Я мог прекраснейшей поэмой

Забыть ненужную тоску

И не дружить вовек с богемой.

Об истории создания поэмы «Анна Снегина» расскажет нам…


В поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лироэпическую поэму, в которой сочеткется и эпическое, и лирическое изображение мира.

Ещё к концу 1913 года Есенин твёрдо решил, что будет писать о деревенской Руси и выработает при этом свой философский план построения поэтического мира. И в поэме «Анна Снегина» он свой план осуществил. Поэтому Сергей Есенин считал эту поэму лучшим произведением из всех, написанных ранее.

Действительно, голос автора, личность автора, его отношение к миру, взгляды, умозаключения пронизывают всё произведение.


4. Анализ поэмы «Анна Снегина».

1. Тема урока «Нравственно-философское звучание поэмы». Какие нравственные ценности вы можете перечислить?

(Чувство патриотизма, честь, совесть, честность, порядочность, доброта, милосердие, справедливость, сочувствие, уважение, скромность…)

2. Назовите философские темы.

(Размышления о жизни, смерти, назначении человека, о судьбе Родины, скоротечности времени)

3. Далее, анализируя поэму, выделим из перечисленного только то, что звучит в произведении.

Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?

(Тема угасания «дворянских гнёзд»).

4. В каких произведениях встречается эта тема?

(Эта тема начата И.Тургеневым в «Дворянских гнёздах», развита А.Чеховым в «Вишнёвом саде»).

5. А как эта тема раскрывается в поэме «Анна Снегина»?

(Поэт, можно сказать, поставил точку в в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнёзда» исчезли).

6. Вот что вспоминает принадлежащая к аристократической элите Т.А.Аксакова-Сиверс: «Я поражаюсь, с какой красивой лёгкостью мы – я говорю о дворянстве – расставались с материальными ценностями. Очень тонко подметил это Есенин в поэме «Анна Снегина»». Мы, как и героиня поэмы, старались спокойно пережить революционное возмездие крестьян, но болезненно воспринимали судьбу России, своё изгойство.

Таким образом, первое, что проскальзывает в произведении, - патриотическая тема. Позже мы вернёмся к этому вопросу. Сейчас рассмотрим основу поэмы в хронологии.

О каких событиях идёт речь в основной части поэмы ( это в первых 4 главах)?

(Что произошло с героем до 1917 года. Возвращение на родину).

7. Речь какого героя открывает поэму?

(Поэма начинается с рассказа возницы, который везёт возвращающегося с войны героя в родные места).

8. О каких событиях рассказывает возница?

( «Печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители богатого села Радова враждуют с соседями из села Криуши. Вражда эта привела к скандалу, убийству старосты и к постепенному разорению Радова).

9. Кому всё это рассказывает возница и почему?

(Появляется лирический герой. Возница рассказывает эту историю в прошлом крестьянину села Радова, а ныне знаменитому поэту, дезертировавшему из армии Керенского, теперь же вернувшемуся в родные места).

10. Как высказывается о войне лирический герой. Найдите в тексте.

(Военные действия не описываются. А ужасы, нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя).

11. Почему же герой чуть не с горестью говорит о себе: «Другую явил я отвагу – Был первый в стране дезертир»?

(1. Воевать «за чужой интерес», стрелять в человека, в «брата» - это не геройство.

2. Потерять человеческий облик – и это не геройство.

3. Быть игрушкой на войне, когда сгоняют людей на фронт умирать, - и это не геройство).

12. Через отношение к войне, какой вопрос поднимает Есенин?

(Ненужность, бесполезность войны. Автор осуждает войну. В этой ситуации отвагой, действительно, было то, что сделал Сергей. Он возвращался с войны).

13. Каким видится прошлое лирическому герою? Найдите в тексте.

(Прошло 3 года, и многое кажется ему далёким, изменившимся).

14. Какое же настроение вызывают эти воспоминания у героя?

(Вызывают горькую мысль: Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас).

15. А каковы настроения земляков поэта?

(Люди встревожены событиями, которые докатились до их деревень. «Сплошные мужицкие войны», причина – безвластье. Это исторический факт. И страшный итог:

«Пропала Расея, пропала.

Погибла кормилица Русь»).

16. Почему же вопрос о России так волновал? И все философски задумывались об этом?

(Русь начала пропадать, т.е.: 1. Всех мужиков волновал извечный вопрос о земле: «Скажи / Отойдут ли крестьянам…»; 2. Вопрос о войне: «За что же тогда мы губим…»; 3. Вопрос о вожде (Ленине). Эти вопросы извечны, и для мужиков являлись философскими).

17. Каким образом решаются эти вопросы?

(В октябре 1917 года происходит переворот. «Мечта» отобрать земли сбывалась, появилась власть.

«В России теперь советы,

И Ленин – старшой комиссар»).

18. Опишите людей, стоящих теперь у власти в деревне.

(1. Прон; 2. Лабутя – брат Прона.

Эта власть безнравственна. Один драчун, грубиян. Другой – трус и хвастун.

«Теперь таких тысячи стало»).

19. Но ведь не все крестьяне такими были. Есенин показывает неоднородность русского крестьянства. Основа жизни всё же в трудовом народе, судьба которого тесно связана с судьбой Родины. Здесь проявляется философский взгляд Есенина.

Идём дальше.

Прошло 3 года, многое изменилось, чувства героя тоже. Но кто заставил его вернуться в «период шестнадцати лет»?

(Лирический герой встречается с Анной Снегиной).

20. Как показаны чувства героя и героини, Анны и Сергея?

(Диалог уже взрослых людей. Идёт обычный, вежливый разговор почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты, паузы показывают, что прежние чувства героев живы.

«Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас…»).

21. С образом Анны Снегиной связаны все светлые воспоминания героя. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Посмотрите на фамилию «Снегина». Что она символизирует?

(Снегина – от снега – символ чистоты, перекликается с весенним цветением белой черёмухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности).

22. Что же символизирует разлука с Анной? Подумайте.

(Разлука с Анной в лирическом контексте – это разлука с юностью, с самым чистым и светлым, что бывает у человека на заре жизни. Но всё прекрасное, светлое живёт в герое, остаётся с ним навсегда в памяти, как «живая жизнь»).

23. В чём причина разлада в отношениях героя и героини?

24. После этого проходит ещё 6 лет. Какие события происходят за этот период в дерене?

(1. Прон Оглоблин расстрелян деникинцами; 2. Лабутя – спасся; 3. Гражданская война утихла.

«Буря пошла в угомон»).

25. Каким был этот период для России в целом? Найдите в тексте.

(«Суровые, грозные годы»).

26. И снова лирический герой возврощается в деревню. И что он видит? Что чувствует? Найдите в тексте.

(Сердце по-прежнему бьётся от мысли, что вновь очутится на родине. И это чувство его переполняет).

27. Здесь он получает письмо из Лондона. В письме героини ни слова упрёка, ни жалобы, ни сожаленья о потерянном иении, только светлая ностальгия. «Так часто мне снится ограда…».

Какое впечатление на лирического героя произвело письмо?

(Герой как будто не задет письмом, но всё ему видится уже другим. Здесь снова утверждение любви, как что-то прекрасное).

28. Сравним с описанием из 1 главы. Что изменилось? Найдите в тексте.

(1. По-старому – по-прежнему.

2. Состарившийся плетень – погорбившийся плетень.

3. «Далёкие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно.

4. Изменено только одно слово: «Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас).


29. Как вы понимаете эти строки?

(Самое главное, о чём говорил Есенин, заключалось в изображении внутренней жизни героя, его любви, всего, что её разбудило, наполнило и заставило прозвучать).

30. Каковы темы тесно связаны в произведении?

31. Какие вечные вопросы поднимает в поэме Есенин?

(1. Последствия после «русского бунта»;

2. Человек на войне;

3. Любовь, над которой оказались не властны ни мировые потрясения, ни протянувшиеся границы;

4. Привязанность к земле, её людям, её прошлому – всё собралось в чувстве любви к родине.

Таким образом, слова «природа, родина, весна, любовь» - слова одного ряда. В этом нравственно-философское звучание поэмы).


5. Вывод по теме.

«Анна Снегина» - итоговая поэма, поэма окончательных определений. В ней возникает перекличка с далёкими, даже ранними есенинскими образами. Лирическое начало произведения звучит как призыв к примирению и возрождению подлинно русской духовности.

Здесь нет «Руси уходящей» или «Руси приходящей», но говорится о единой возвышенной Руси. Не случайно, хотя и один раз, в поэме встречаются простые слова – «родина кроткая». В них заключается великий смысл.

И после выхода поэмы, действительно, можно сказать есенинскими словами (которые пророчил ещё в 1917 году): Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я завтра стану

Знаменитый русский поэт.).


6. Домашнее задание.

Поэмой «Анна Снегина» мы заканчиваем изучение творчества замечательного русского поэта – Сергея Есенина. Вы должны будете написать сочинение по одной из представленных тем:

  1. Темы, образы и мотивы раннего Есенина. (Сборник «Радуница»).

  2. «Революция с крестьянским уклоном». (По произведениям С.Есенина).

  3. «Анна Снегина» как лироэпическая «поэма итогов».

  4. Природа, человек в лирике С.Есенина.


7. Итоги по уроку.

Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Нравственно-философское звучание поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

Автор: Безденежных Нелли Ильдаровна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129056


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства